d9e5a92d

Налоговые льготы


В первые пять лет функционирования зоны полученная предприятием с иностранными инвестициями валютная выручка не менее 30% остается в его распоряжении, за исключением 10% выручки, подлежащей продаже в фонд развития зоны, и 10% в фонд социальной защиты населения (п. 27). Отметим, что таможенные льготы не распространяются на экспорт и импорт товаров через территорию свободной экономической зоны.
Особенно следует остановиться на налоговых льготах. Согласно ст. 41 ЗИИ России, во всех СЭЗ установлен льготный налоговый режим.

Он заключается в том, что иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогами по сниженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут быть меньше 50% налоговых ставок, действующих на территории России для этого вида налогоплательщиков. В Положении о СЭЗ "Янтарь" были предусмотрены следующие налоговые льготы: 1) все предприятия в зоне освобождаются от уплаты налога на экспорт продукции, производимой в зоне, и на импорт товаров, используемых при производстве экспортной или "импортозамещающей" продукции (п. 28); 2) в течение первых пяти лет функционирования зоны налог на прибыль находящихся в ней предприятий не может превышать 30%; 3) для предприятий с иностранными инвестициями в размере 30 и более процентов и для всех предприятий с объемом экспорта не менее 30 % годового объема производства введены налоговые каникулы сроком до 5 лет в отношении уплаты налогов и перевода части прибыли за границу, установлено взимание налога на прибыль не более 16%, за исключением части прибыли, переводимой за границу (п.

25).
Часть прибыли, реинвестируемая всеми предприятиями СЭЗ в развитие производства, социальной сферы и инфраструктуры зоны, вообще освобождается от налогообложения (п. 26).
Следует подчеркнуть, что согласно Указу от 4 июня 1992 г. до принятия закона о свободных экономических зонах Российской Федерации сохранен тот порядок налогообложения, который был установлен Законом России об иностранных инвестициях и положениями о свободных экономических зонах. Следовательно, установленный в Российской Федерации общий порядок налогообложения, на основе которого иностранные инвестиции и предприятия с иностранными инвестициями были лишены некоторых действовавших ранее льгот, на налогообложение в свободной экономической зоне не распространяется.

Иными словами, основные налоговые льготы сохраняются только для свободных зон.
Однако налоговая служба Российской Федерации в письме от 29 июня 1993 г. разъяснила, что специальные налоговые льготы в свободных экономических зонах не должны применяться.
Из установленных Законом об иностранных инвестициях России льгот наиболее существенны следующие: пониженные ставки для пользования землей и иными природными ресурсами, право на долгосрочную аренду сроком на 70 лет с правом субаренды, возможность введения упрощенного порядка въезда и выезда иностранных граждан, в том числе и безвизового. Для зоны "Янтарь", как и для ряда других зон, упрощенный порядок въезда и выезда введен Положением о зоне (п.

35).
Помимо указанных льгот, в зоне "Янтарь" введена система начисления зарплаты в иностранной валюте путем перечисления ее на специальные счета в банке и выплаты в виде именных чеков, расчетно-кредитных карточек и других безналичных платежей для использования в специальных магазинах зоны и за рубежом.
Мы подробно изложили Положение о свободной экономической зоне "Янтарь", утвержденное в сентябре 1991 г. Но, как отмечалось в ряде публикаций, многие пункты этого Положения не удалось реализовать на практике(7).
Поэтому большое значение в этой связи имеет Указ Президента Российской Федерации от 7 декабря 1993 г. о Калининградской области.
В Указе предусмотрено, что предприятия с иностранным участием, созданные в 1992 году, получают налоговый кредит сроком на 10 лет с момента получения объявленной прибыли, если они действуют в сфере материального производства. Другие предприятия, занятые производством промышленной, сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, если доля этой продукции у предприятия не ниже 75%, получают налоговый кредит на 5 лет, остальные предприятия на 4 года.



При этом изменения в налоговом законодательстве должны распространяться в последующем на область лишь при согласии ее компетентных органов. Снимаются ограничения на регистрацию СП. Товары, произведенные в Калининградской области, освобождаются от экспортных пошлин на 10 лет. Импортные товары освобождаются от пошлин и НДС, но акцизы с них взимаются.

Квоты на экспорт нефти, рыбы, янтаря, согласно Указу, по-прежнему должны устанавливаться федеральными органами.
Указом Президента России от 4 июня 1^92 г. среди мер, направленных на поддержание и развитие СЭЗ, предусмотрено осуществление государственной программы приватизации на территории СЭЗ в первоочередном порядке. Часть средств, которая подлежит перечислению в центральный бюджет, остается в зонах и пойдет на формирование фондов развития, залоговых и страховых фондов.

По ним предоставляются бюджетные кредиты. Средства, полученные в счет таких кредитов, должны направляться органами управления свободных зон на финансирование ключевых объектов инфраструктуры зоны.

Здесь усматривается стремление в масштабе России поддержать хозяйственную деятельность свободных экономических зон и сделать инвестирование в них более привлекательным для иностранных предпринимателей.
Согласно Закону Украины о зонах, хозяйственным субъектам предоставляется свобода экономической деятельности в зоне (ст. 15), каких-либо ограничений не устанавливается.

На все субъекты экономической деятельности распространяется система государственных гарантий защиты инвестиций, предусмотренная законодательством Украины об инвестиционной деятельности и иностранных инвестициях. Государство гарантирует субъектам хозяйственной деятельности зон право на вывоз прибылей и капитала, инвестируемого в зону, за пределы зоны и Украины.
На территории СЭЗ, согласно Закону Кыргызстана о СЭЗ 1992 г., действует упрощенный режим въезда и выезда иностранных граждан. Конкретные правила въезда и выезда устанавливаются для каждой зоны Министерством иностранных дел Кыргызстана и отражаются в Положении о зоне (ст.

II).
В Положении о СЭЗ "Брест" было предусмотрено, что хозяйственную деятельность в зоне могут осуществлять белорусские и иностранные юридические и физические лица, которые создают предприятия, филиалы и представительства во всех допустимых законом формах и ведут хозяйственную деятельность в любых сферах, за исключением запрещенных действующим законодательством.
Был также предусмотрен особый таможенный режим: освобождение от оплаты таможенной пошлиной товаров и иного имущества, импортируемых на территорию СЭЗ "Брест" и экспортируемых с этой территории. Транзит через территорию СЭЗ или перепродажа товаров, не подвергшихся переработке в зоне, а также поставки через зону на экспорт товаров из других регионов Республики Беларусь должны осуществляться без каких-либо тарифно-таможенных и налоговых льгот.
На территории зоны действует также особый налоговый режим. Налог на прибыль всех предприятий, расположенных в СЭЗ "Брест", уплачивается в размере не более 25% с учетом налога на перевозимую за рубеж часть прибыли в валюте перевода.

В зоне не применяются налоги на экспорт-импорт и другие экономические меры регулирования средств, направляемых на потребление, а также ограничения по уровню рентабельности при ценообразовании и налогообложении.
Освобождаются от уплаты транзитного налога юридические и физические лица при транспортировке ими грузов, предназначенных для СЭЗ "Брест", через территорию Беларуси.
Совместные предприятия с участием иностранных юридических лиц и граждан, если доля иностранного участника в уставном фонде превышает 30%, и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам (иностранные предприятия), вся выручка которых образуется только за счет реализации продукции (работ, услуг) собственного производства, освобождаются от уплаты налога на прибыль в течение первых пяти лет с момента получения ими дохода, включая первый год получения дохода в СЭЗ.

1 См.: Общие принципы создания зон совместного предпринимательства// Приложение к газете "Экономика и жизнь". 1991. № 34. С.5 6; Зоны совместного предпринимательства в СССР. Концепция создания и функционирования //Внешняя торговля.

1989. № 6. С.2.
2 Представление об этом дают следующие данные: Зона "Алтай" площадь 261 тыс.кв.км, население 3,7 млн. жителей; Зона "Выборг" население 150 тыс. человек; Зона "Ева" (Еврейская автономная область) площадь 360 тыс.кв.км; Зона "Технополис-Зеленоград" население 170 тыс. человек; Зона "Янтарь" площадь 15500 кв.км, население 1,1 млн.человек; Зона "Санкт-Петербург" площадь 370 кв.км, население 4,5 млн.человек; Зона "Кузбасс" площадь 95 500 кв.км, население 3,5 млн.человек; Зона "Садко" (Новгородская область) площадь 55 300 кв.км, население 1 млн. человек; Зона "Сахалин" площадь 87 100 кв. км, население 800 тыс. человек; "Чита" (Читинская область) площадь 431 тыс.кв.км, население 2 млн.человек; "Находка" площадь 1600 кв.км, население 200 тыс.человек.
3 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 23.

Ст. 2166.
4 См.: Быков А. Совместные с зарубежными странами свободные экономические зоны: постановка проблемы// Внешняя торговля. 1994. № 23.

С. 3940.
5 См.: Ведомости Верховной Рады Украины. 1992. № 50.

Ст. 676.
6 См.: Общие принципы создания зон совместного предпринимательства. С.6.
7 См..например: Караваев В. Региональное развитие и сотрудничество (Калининградская область, СЭЗ "Янтарь")//Внешняя торговля. 1994. N” 23.

С. 2225; Карянина Т. Пойдет ли Европа в нарисованную дверь. Калининград осваивает статус свободной экономической зоны//Российская газета.

1994. 16 июля.



Содержание раздела