d9e5a92d

Регулирование торговли ценными бумагами через Интернет

В настоящее время, индивидуальные инвесторы не имеют возможности контролировать то, куда направляются их поручения, но можно ожидать, что эта проблема может встать достаточно остро в ближайшем будущем.
Как только поручение выполняется, маркет-мейкер, фондовая биржа или альтернативная торговая система направляет клиринговому агенту брокерской компании отчет об исполнении сделки. Клиринговая компания направляет уведомление о заключенной сделке в торговую систему брокера, которая производит обновление учетных записей о состоянии торгового счета клиента. Как только информация о состоянии торгового счета обновляется, клиент получает возможность видеть текущее состояние своего счета и отдавать новые поручения. Однако в периоды, когда на рынке наблюдается резкий рост объема торгов и большая ценовая волатильность, на этом этапе могут происходить значительные задержки из-за ограниченных операционных возможностей и наличия узких мест в организации торговых систем брокерских компаний.

В результате, возникают ситуации, когда поручение клиента уже выполнено, но учетные записи о состоянии торгового счета не изменены, это часто приводит к временном отсутствии возможности клиента совершать операции. Кроме подтверждения факта заключения сделки в электронной форме, клиринговый агент компании по почте направляет клиенту подтверждение о заключении сделки на бумажном носителе.

Клиент в течение трех дней с даты заключения сделки производит расчеты по сделке.

Регулирование торговли ценными бумагами через Интернет

2.1.1 Принципы регулирования рынков ценных бумаг при переходе на Интернет- технологии.
Интернет - технологии оказывает глубокое воздействие на индустрию финансовых услуг. Финансовые посредники все в большей степени используют в своей деятельности Интернет.

Действительно, дематериализированный, не физический характер сделок делает Интернет удобной средой для совершения финансовых операций. При относительно низкой цене Интернет предлагает беспрецедентную скорость, легкость, гибкость и интерактивность совершения операций, увеличивая способность компаний, предоставляющих финансовые услуги, предоставлять свои услуги розничным инвесторам.
Использование Интернет дает инвесторам возможность пользоваться финансовыми услугами, как в рамках своей страны, так и в глобальном масштабе. Продвижение персональных компьютеров в дома и офисы приводит к постепенной миграции инвестиционной деятельности в сеть Интернет.

Как средство коммуникации, Интернет предоставляет Инвесторам средство доступа к широкому спектру финансовых услуг во всем мире за сравнительно небольшую плату.
В то же время, увеличение использования Интернет - технологий на рынке ценных бумаг бросает своеобразный вызов регуляторам рынков ценных бумаг и саморегулируемым организациям. Электронные средства коммуникации часто просто не могут соответствовать параметрам, требованиям и директивам, первоначально предназначенным для регулирования взаимоотношений брокера и клиента, основанных на использовании телефона и бумажных документов, что часто создает ненужные регулятивные трудности и непреднамеренные регулятивные пробелы в регулировании рынка ценных бумаг. Кроме того, те же качества, которые делают Интернет ценным инструментом для инвесторов и финансовых посредников, являются удобным инструментом для совершения мошенничеств и прочих нарушений законодательства.

Интернет также обеспечивает возможность практически мгновенной связи с любой точкой мира, что бросает вызов традиционным понятиям юрисдикции и территориальности.
Проблема регулирования использования Интернет - технологий на рынке ценных бумаг давно волнует регуляторов многих рынков ценных бумаг.
В 1998 году Международной организацией комиссий по ценным бумагам был опубликован отчет о влияние Интернет - технологий на рынков ценных бумаг, где даются рекомендации относительно основных принципов, которых должны придерживаться комиссии по ценным бумагам, при установлении регулятивных требований касающихся использования Интернет участниками фондовых рынков.
Следует выделить следующие ключевые принципы регулятивного подхода к Интернет - торговле ценными бумагами, отмеченные
Международной организацией комиссий по ценным бумагам:
1. Регулирование рынков ценных бумаг должно\ как и прежде служить соблюдению трех фундаментальных целей:
¦ защита инвесторов;
¦ обеспечение справедливости, эффективности и прозрачности
фондовых рынков;
¦ сокращение системного риска.
2. Фундаментальные принципы регулирования рынков ценных бумаг не изменяются с изменением средства взаимодействия между участниками рынка.


Хотя Интернет предоставляет новое и альтернативное средство коммуникации для индустрии ценных бумаг, многие из ранее существовавших регулятивных проблем остаются. Следовательно, регулирование рынка ценных бумаг в эпоху массового использования Интернет - технологий должно быть подчиненно соблюдению основных фундаментальных принципов регулирования: защиты инвесторов, обеспечения справедливости,
эффективности и прозрачности ценообразования на рынках ценных бумаг, и сокращения системного риска.
Существующая регулятивная структура может быть адаптирована к изменившимся условиям при соблюдении перечисленных принципов регулирования рынков. Тем не менее, регуляторы должны пересмотреть некоторые из существующих нормативных актов и правил, несовместимых с оказанием финансовых услуг через Интернет.

Они также должны стремиться обеспечить наиболее полный регулятивный охват торговли ценными бумагами через сеть Интернет (то есть, гарантировать отсутствие законодательных или регулятивных пробелов).
3. В соответствии с основными принципами регулирования регуляторы не должны препятствовать использованию Интернет - технологий участниками рынка.
Электронная технология связи Интернет обеспечивает многочисленные потенциальные выгоды как для участников рынков ценных бумаг, так и собственно для рынков. Интернет -технологии позволяет им распространять свою информацию большему количеству людей быстрее и более эффективно, чем через традиционные каналы распространения информации.

В то же самое время, электронная технология увеличивает способность инвесторов получать информацию, проводить собственные исследования и делать собственные оценки целесообразности совершения инвестиций предоставляет доступ к широкому спектру финансовых продуктов и услуг. Эти потенциальные выгоды способствуют тому, что фондовые рынки становятся более прозрачными и эффективными.

Учитывая эти потенциальные выгоды регуляторы рынков ценных бумаг не должны препятствовать распространению использования Интернет - технологий.
4. Необходимость четкого определения границ регулятивных полномочий
Несмотря на то, что сфера действия Интернет не признает национальных границ, регуляторы фондовых рынков несут ответственность за соблюдение прав инвесторов в рамках своей юрисдикции. Каждый регулятор должен определить свои регулятивные границы (т.е. правила для определения того, попадает ли деятельность на рынке ценных бумаг, совершаемая с использованием Интернет, в его регулятивное поле).
Необходимо разъяснить позиции и установить стандарты деятельности участников рынка в сети Интернет. Неопределенность и несогласованность не дают возможности для полного раскрытия потенциала использования Интернет на фондовом рынке.
Регуляторы должны предоставить участникам рынка разъяснения относительно применения существующих регулятивных требований в Интернете. Установление норм функционирования Интернет - рынка ценных бумаг даст возможность соединить выгоды от использования новых технологий с законодательными гарантиями защиты прав инвесторов в электронной среде.
Регулирующие отношения между участниками рынков ценных бумаг и их регуляторами в каждой конкретной юрисдикции могут быть действенным инструментом для обеспечения прозрачности рынков ценных бумаг, если всеми регулирующими органами будут предприниматься все те действия, которые они могут предпринять в рамках своей юрисдикции.
5. Регулирующие органы должны развивать более тесное сотрудничество для обеспечения эффективного контроля над Интернет - рынком ценных бумаг.
Поскольку Интернет - глобальная информационная среда, действия, предпринятые лишь одним из регулирующих органов, могут не иметь никакого эффекта. Следовательно, необходимо усиление сотрудничества между регулирующими органами разных стран будет способствовать повышению эффективности надзора за рынками.
6. Гчбкость подхода
При установлении требований регуляторы должны учитывать вероятность дальнейшего развития технологий, т.е. необходимо устанавливать гибкие правила, которые бы потребовали минимальных изменений в будущем.
Ниже приводятся основные рекомендации Международной организации комиссий по ценным бумагам по адаптации национальных регулятивных требований к торговле ценными бумагами через сеть Интернет:
1. Регулирующие органы и саморегулируемые организации должны обеспечивать информирование участников рынка о том какие последствия может повлечь распространение предложений об оказании услуг по совершению операций с ценными бумагами.
Интернет обеспечивает быстрый и практически прямой доступ к большому количеству потенциальных инвесторов. Но многие пользователи могут не понимать то, что распространение информации и общение через Интернет может привести к возникновению юридических и регулятивных обязательств.

Размещение в сети таких предложений может повлечь необходимость регистрации и получения соответствующих лицензий, как и при совершении операций традиционными способами.
2. К информации\ распространяемой через Интернет должны применяться такие же требования о недопустимости мошенничеств, как и для информации, распространяемой обычным путем.
3. Регуляторы и саморегулируемые организации должны усилить надзор с целью недопущения распространения в сети Интернет рекламы и предложений заключения сделок с ценными бумагами от не зарегистрированных в регулирующих органах компаний, а также мошеннической информации.
4. Регулирующие органы должны разработать руководства для организаций, осуществляющих раскрытие информации через сеть Интернет.
5. Регуляторы должны установить правила, определяющие то, в каких случаях могут применяться электронные средства идентификации, а в каких должна применяться рукописная подпись.
6. Регуляторы должны установить требования, предписывающие электронным системам, предоставляющим услуги по организации торговли ценными бумагами установить процедуры, гарантирующие достаточную операционную целостность, защиту и надежность их торговых систем, а также иметь квалифицированный персонал для обработки потока данных, поступающего через Интернет.
7.Требования ведения учета операций. Для компаний, предоставляющих финансовые услуги на рынке ценных бумаг через сеть Интернет, должны быть установлены такие же требования по ведению учета и предоставлению отчетности, как и для финансовых посредников использующих традиционные схемы оказания услуг.

Основные стандарты и требования, предъявляемые к отчетности организаций, должны соблюдаться независимо от используемой технологии.
Поскольку информация о сделках, совершаемых через сеть Интернет, находятся в электронной форме, технология хранения такой информации должна быть отлична от способов хранения бумажных документов. Некоторые из регулирующих органов в настоящее время разрешают электронное хранение электронных и бумажных документов в электронном виде при условии наличия технологии, обеспечивающей выполнения ряда регулятивных критериев, в частности возможности проверки подлинности таких записей и защиты от их несанкционированного изменения.

Опыт США по регулированию Интернет - торговли ценными бумагами.


В настоящее время в США еще не разработана комплексная система государственного регулирования торговли ценными бумагами через сеть Интернет. На сегодняшний момент существует только правила, регулирующие деятельность альтернативных торговых систем. Регулятивных требований к деятельности Интернет- брокерских компаний не разработано.

Особенности функционирования этого типа посредников на рынке ценных бумаг находятся еще в стадии изучения и осмысления. Ниже рассмотрим основные требования, выдвигаемые комиссией по ценным бумагам США к альтернативным торговым системам.
Регулирование альтернативных торговых систем
Развитие технологий приводит к исчезновению четкой границы межу услугами, предоставляемыми посредниками и торговыми площадками. Брокерские компании начинают выполнять некоторые функции традиционно выполнявшиеся фондовыми биржами, другие организации (например, информационные агентства) начинают предлагать услуги, характерные как для фондовых бирж, так и для брокерских компаний.

Примером этого может служить возникновение и рост популярности частных торговых систем, таких как Instinet и Island, которые дают возможность участникам рынка заключать сделки с ценными с помощью электронных средств коммуникации.
Развитие системы регулирования и надзора за частными торговыми системами в США отражает два этапа в эволюции частных торговых систем: этап становления и этап конкуренции с традиционными биржами. На этапе становления к частным торговым системам применялся комплекс требований установленный для обыкновенных брокерских компаний.

С усилением позиций частных торговых систем на рынке для них были установлены требования сопоставимые по нагрузке с требованиями, устанавливаемыми для бирж.
Регулирование брокерско- дилерских торговых систем
Брокерско - дилерская торговая система (Broker Dealer Trading System) представляет собой любую систему, средство или механизм, который полностью или частично обеспечивает автоматизацию:
1. процесса сбора, получения, распространения или отображения состояния книги лимитных приказов;
2. процесса мэтчинга, кроссирования или исполнения приказов на покупку или продажу ценных бумаг, введенных в торговую систему или способствует достижению соглашения относительно базовых условий совершения сделок между участниками торговой системы или между участником и брокерской компанией, осуществляющей управление данной системой.
Первые регулятивные требования для брокерско- дилерских торговых систем были установлены в 1994 году. Для того, чтобы иметь возможность осуществлять деятельность частные торговые системы должны были зарегистрироваться в Комиссии по ценным бумагами получить лицензию на осуществление брокерско- дилерской деятельности. Учитывая закрытость и определенную эксклюзивность торговых систем, созданных внутри брокерских компаний брокерско - дилерские торговые системы имеют потенциальную возможность оказывать существенное влияние на прозрачность ценообразования на рынках ценных бумаг.

Это вызвало необходимость установления дополнительных регулятивных требований.
Правила Комиссии по ценным бумагам США устанавливало следующие требования для торговых систем брокеров - дилеров.
А)Требование ведения записей. Брокерская компания, осуществляющая управление или аффилированная с частной торговой системой, должна вести записи и быть способной предоставить регулирующим органам в любое время следующие данные:
1. Список членов торговой системы (включая информацию об участниках, аффилированных с компанией - спонсором торговой системы);
2. Ежедневную информацию об итогах торгов в торговой системе:
а) перечень ценных бумаг, с которыми были совершены сделки в торговой системе;
б) объем торгов в системе (натуральном и денежном выражении).
3. Количество приказов, поданных клиентами в систему за торговый день. Данное требование предполагает отражение информации о количестве котировок и приказов, размещенных в торговой системе по каждому из видов приказов на совершение сделок (рыночных, лимитных и т.д.), предусмотренных правилами торгов, за каждый торговый день. Целью установления такого требования является определение соотношения потенциального уровня интереса к заключению сделок и фактического объема торгов в торговой системе;
4. Хронологические записи (реестр сделок) по всем сделкам, заключенным в торговой системе включая:
а) дату и время заключения сделки;
б) наименование ценной бумаги;
в) цену покупки или продажи ценных бумаг;
г) объем сделки;
д) информацию о контрагентах;
е) метод исполнения сделки (в случае если торговая система допускает иное место, чем сама торговая система, для исполнения сделок и осуществления расчетов; например, направление приказа в другую торговую систему или исполнение приказа по котировкам брокерской компании, управляющей торговой системой);
Брокерско - дилерская компания, осуществляющая управление торговой системой обязана обеспечивать сохранность перечисленной выше информации (а также информации, распространяемой среди участников торговой системы) в течение трех лет.
Б) Требование предоставления отчетности. Торговые системы обязаны предоставлять отчетность в Комиссию по ценным бумагам и саморегулируемые организации в соответствии с Формой 17а-23. Форма 17а-23 представляет собой квартальный отчет о совершенных в торговой системе операциях.

Отчет должен быть заполнен и представлен в Комиссию в течение 30 дней по завершении отчетного квартала. В отчете должно быть дано описание торговой системы, описание процедур обеспечения ее безопасности в случае возникновения непредвиденных ситуаций. Кроме этого должны быть указаны меры предпринимаемые торговой системой по обеспечению сохранности ценных бумаг и денежных средств клиентов торговой системы (в случае если хранение денежных средств и ценных бумаг осуществляет не брокерская компания управляющая торговой системой).

Отчет также должен содержать агрегированную информацию об итогах торгов ценными бумагами в торговой системе за отчетный квартал.
2.1.2 Регулирование альтернативных торговых систем.
В последние годы торговля ценными бумагами через альтернативные торговые системы стала чрезвычайно популярной. Это выразилось, как в росе объема совершаемых через них сделок, так и в росте количества альтернативных торговых систем.
Низкий уровень издержек торговых систем, управляемых брокерами-дилерами позволил этим компаниям создать параллельные рынки, которые начали составлять существенную конкуренцию традиционным фондовым рынкам.
Используя альтернативные торговые системы, крупные участники рынка имеют возможность осуществлять сделки с ценными бумагами по ценам, лучшим, чем на рынках доступных широким массам инвесторов и в силу этого оказывать влияние на динамику цен на публичных рынках ценных бумаг. На частных, закрытых для широкой публики рынках, какими являются альтернативные торговые системы, практически отсутствует надзор за манипулированием рынком и фактами мошенничества, финансовым состоянием участников торговли, соблюдением принципа честной торговли.

Принцип организации торговли в альтернативных торговых системах часто приводит к тому, что они, как правило, не способны адекватно реагировать на резкое увеличение активности рынка и тем самым обеспечивать справедливое ценообразование на ценные бумаги.
Таким образом, установленные ранее регулятивные требования частично перестали выполнять возложенные на них функции. Образовался регулятивный разрыв между требованиями, установленными для фондовых бирж и для альтернативных торговых систем.
Этот регулятивный разрыв не играл бы большой роли, если бы доля торговли ценными бумагами через альтернативные торговые системы оставалась незначительной. Однако в условиях усилившегося влияния альтернативных торговых систем, существование такой регулятивной диспропорции не позволяет обеспечить равный доступ для всех инвесторов к лучшим ценовым предложениям ценных бумаг, обеспечить адекватный уровень надзора за торговой деятельностью участников системы, и создает потенциальную опасность для нарушения прав инвесторов.
Постепенная трансформация модели организации фондового рынка вызвала необходимость пересмотра подхода к регулированию рынков.
Комиссией по ценным бумагам США были разработаны и утверждены новые регулятивные требования для альтернативных торговых систем и фондовых бирж, которые предполагали решение возникших проблем через:
1. усиление надзора над альтернативными торговыми системами путем увеличения регулятивной нагрузки для альтернативных торговых систем, зарегистрированных в качестве брокеров - дилеров;
2. интеграцию альтернативных торговых систем в систему регулирования фондовых бирж.
Основной отличительной чертой новых правил, устанавливающих требования к альтернативным торговым системам, стало расширение значения термина фондовая биржа. Согласно новым правилам альтернативная торговая система может выбирать форму своей регистрации в Комиссии по ценным бумагам США: в качестве брокерской компании или в качестве фондовой биржи.
Регулятивная нагрузка на альтернативные торговые системы решившие сохранить статус брокера-дилера устанавливается в зависимости от показателя объема торгов и, как следствие, значимости торговой системы для рынка ценных бумаг.
Для молодых торговых систем, объем торгов в которых по каждой из торгуемых ценных бумаг составляет менее 5% от общего объема торгов ценной бумагой, установлены облегченные требования: требование ведения учета операций и предоставления ежеквартальной отчетности (т.е. фактически сохранен старый объем регулятивной нагрузки).
Для торговых систем, имеющих значительное влияние на рынок (с объемом торгов по каждой из торгуемых ценных бумаг превышающим 5% общего объема торгов ценной бумагой) устанавливаются дополнительные требования:
1. Членство в саморегулируемой организации.
Данное требование необходимо поскольку альтернативная торговая система, зарегистрированная в качестве брокера, не имеет права самостоятельно осуществлять функции по саморегулированию.
2. Требование обеспечения прозрачности рынка.
Прозрачность рынка гарантирует, что публично доступные цены полностью отражают объем спроса и предложения на ценные бумаги, и дает возможность уменьшить отрицательные последствия рыночной фрагментации (например, избежать ситуаций, когда приказ на продажу ценных бумаг выполняется по цене более низкой, чем цена, сложившаяся в то же самое время в другом рынке). С целью установления равных возможностей для инвесторов, устранения негативных последствий фрагментации рынка, повышения уровня ликвидности и сужения спредов, Комиссия по ценным бумагам США установила для альтернативных торговых систем, обладающих значительным объемом торгов, требование раскрытия информации обо всех предложениях на покупку и продажу ценных бумаг (включая приказы институциональных инвесторов) всем заинтересованным участникам рынка.
3. Требование публичного отражения и исполнения приказов.
Торговая система помимо раскрытия информации обо всех поступающих от клиентов приказах должна иметь соединение с одним из зарегистрированных фондовых рынков (фондовыми биржами или NASDAQ) и предоставлять возможность участникам этого зарегистрированного рынка заключать сделки по лучшим ценам торговой системы.
4. Требование обеспечения справедливого доступа.
Данное требование означает, что альтернативная торговая система не должна допускать необоснованного лишения инвесторов и брокерских компаний права быть участником торговой системы. Альтернативная торговая система должна установить справедливые и объективные стандарты
и правила (такие как достаточность собственного капитала и др.) предоставления доступа к торгам всем заинтересованным лицам.
5. Прочие требования.
Комиссия по ценным бумагам также требует от альтернативных торговых систем установить процедуры гарантирующие целостность, операционную способность и безопасность торговой системы. Рынки ценных бумаг все в большей степени полагаются на технологии, все большее число их функций становится автоматизированным. Установление требований системной безопасности должно гарантировать сохранность и продолжение функционирования рынков в случае возникновения непредвиденных ситуаций (системных сбоев, отключения электричества и т.д.).

Альтернативные торговые системы должны также иметь достаточную операционную способность, для того чтобы обрабатывать возрастающий поток приказов клиентов и не приостанавливать работу в периоды всплесков активности на рынке.



Содержание раздела