d9e5a92d

Системе хозяйствования дефицит не свойственен.


При этом достичь прибыли и избежать убытка можно лишь при условии, если производить лишь то, что можно продать, причем при наименьших издержках производства. Плановый метод управления согласует производство и потребление, рыночный - предложение и оплачиваемый спрос. Но весь парадокс в том, что в связке производство - потребление достаточно точно можно планировать лишь первую часть, то есть производство, а потребление, которое выступает в виде неоплаченного спроса, практически не ограничено и поэтому его принципиально нельзя точно планировать. Его никогда не удастся согласовать с ограниченными возможностями производства.

Отсюда вечный дефицит, как свойство административно-командной системы.
Иное дело при связке "предложение и оплачиваемый спрос". Эти величины количественно определяемые и всегда ограниченны. Так, оплачиваемый спрос ограничен покупательной способностью населения и производства и поэтому вполне согласуется с предложением. Поэтому при рыночной системе достигается более полное соответствие (согласование) между предложением и оплачиваемым спросом.

Этой системе хозяйствования дефицит не свойственен.
Поскольку производство и потребление согласовать практически не возможно, а можно согласовать только предложение и оплаченный спрос, постольку демократически организованное общество всегда выбирает рынок в качестве системы хозяйствования. Тоталитарный же строй, как правило, останавливает свой выбор на административно-командных методах управления, поскольку они в большей степени отвечают его внутренней природе,
Но рынок сам по себе, автоматически не обеспечивает высокий уровень жизни населения. В мире есть немало бедных стран с развитой рыночной системой хозяйствования. Поэтому не следует думать, что когда в России завершится переход к рынку, наступит всеобщее изобилие.

Чуда не случится. Ведь задача рынка - не обеспечение всеобщего благосостояния, а обеспечение равновесия предложения и оплачиваемого спроса.
Действительно, рыночная система может обеспечить лишь то что может: она может предложить не изобилие доступного, а изобилие выбора. Это универсальный закон рыночной системы хозяйствования. Его нельзя обойти как и законы природы.

С ним надо считаться и не требовать от рынка того, что он не может дать.
Главная и сложнейшая задача российской экономики в период формирования рыночной системы хозяйствования состоит в том, чтобы добиться увеличения предложения за счет подъема производства и оплачиваемого спроса в их равновесии. В переходный период для этого имеется очень узкая тропинка между двумя обрывами: падением производства и падением инвестиций.

Из-за роста безработицы, задержками в выплате заработной платы, индексации вкладов населения эта тропинка расширяется, но совсем не намного, так как безработица, несвоевременная выплата заработной платы или пенсий, разного рода социальных пособий это не только экономические факторы, уменьшающие оплачиваемый спрос, но и социальный фактор, который может привести к социальному взрыву, к забастовкам, голодовкам, что естественно, приведет и приводит к сокращению предложения.
Печатание бумажек с большим количеством нулей повышает номинальный оплачиваемый спрос, но не может повысить общее благосостояние вследствие обесценения денег и роста цен. Этого не будет и в том случае, если мы будем повышать заработную плату тем, кто бастует, за счет тех, кто терпит, если бюрократическая машина будет работать на себя, а не на благо России.
Единственный способ расширения тропинки сейчас - это оживление, подъем производства на основе роста реального спроса. Текущий спрос можно повысить, погасив задолжность по заработной плате и постепенной индексации вкладов населения, оборотных средств промышленных предприятий, перспективный - за счет роста инвестиций, расширения и обновления производства, замены износившегося оборудования, внедрения прогрессивных технологий.
Но для этого во всех звеньях управления должны быть специалисты в области рыночной экономики, а ни "машинисты" GTaporo закала, ни приверженцы административно-командной ^стемы, директивного планирования, сторонники поддержки Убыточных предприятий, выпускающих не пользующуюся спросом продукцию, люди, которые должны уметь воздействовать на оплачиваемый спрос.


Это потребует снижения бремени налогов, понижения банковской учетной ставки, которая в конце 1997 года повысилась с 21 до 28%,а в начале 1998 г. - до 42%, стимулирования инвестиций частных инвесторов и инвестиционных институтов, расширения государственной инвестиционной активности за счет пополнения бюджета развития, привлечения в реальный сектор экономики сбережений населения, направив часть доходов и сбережений населения в инвестиции, ввести в действие механизм дедолларицации денежного рынка путем перевода иностранной валюты в государственные валютные резервы, повышения валютных резервов коммерческих банков.
Рыночная система предполагает наличие рынков средств производства и природных ресурсов, включая землю, зданий, сооружений, орудий труда, сырья и материалов, топлива и энергии, капитала, денег, валюта, ценных бумаг, рабочей силы, информации, консультаций, результатов культурной деятельности и развитие соответствующей инфраструктуры.
Сущность рынка проявляется в его функциях. Каковы же функции рынка, его роль и назначение в экономической жизни страны?

3.1. Функции рынка
Во-первых, рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления не через план, как при административно-командной системе, а через сбалансирование предложения товаров и оплачиваемого спроса благодаря взаимодействию субъектов рыночных отношений - продавцов и покупателей. При этом удовлетворение спроса достигается как за счет расширения предложения (как за счет развития производства, так и закупки товаров на внешних рынках), так и путем роста цен, если спрос »е удовлетворяется.
Что касается сбыта товаров, то рынок не дает гарантии сбыта, а лишь предоставляет возможность для реализации продукции. Все зависит от качества продукции, ее внешнего вида, привлекательности для покупателя, цены, рекламы, организации сервисного обслуживания, от быстроты реакции продавца на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка.
Во-вторых, рынок "устанавливает" цены на основе спроса-И предложения товаров, а не по приказу "сверху" как при административно-командной системе, когда одни и те же продукты оценивались по разным ценам, в зависимости от того, кому поступал товар: трудящимся в личное потребление, руководителям через спецмагазины, государственным предприятиям (учреждениям) или колхозам.
В-третьих, под угрозой банкротства рынок стимулирует развитие производства ни ради роста производства самого по себе, ни ради отчета перед начальством, как при административно-командной системе, а ради удовлетворения спроса потребителя' стимулирует повышение качества изделий, поскольку здесь действует правило: "посеешь качество, пожне^шь прибыдь".
При административно-командной системе борьба за качество была, да качества не было. Иное дело в условиях рынка.

Известно, что продукция высокого качества пользуется повышенным спросом у покупателя и, следовательно, дает производителю преимущества в конкурентной борьбе за кошелек потребителя.
В-четвертых, рынок создает стимулы для поиска максимально-эффективного производства товаров, для снижения издержек производств и цен. Это достигается с помощью механизма рыночной конкуренции.

Она создает своеобразное экономическое принуждение, заставляет поддерживать высокую деловую активность, постоянно искать новые источники экономического роста и совершенствования производства.
В-пятых, рынок под влиянием изменения спроса воздействует на структурную перестройку экономики, на пропорции общественного производства, стимулируя перелив ресурсов (финансовых, материальных, трудовых) из отраслей, спрос на. продукцию которых насыщен и цены на нее снижаются в те отрасли и виды производства, продукция которых пользуется повышенным спросом и цены растут. Тем самым обеспечивает сбалансированный спрос и предложения в народнохозяйственном масштабе. Госплана нет, но все идет по плану.

По образному выражению Адама Смита - это обеспечивает "невидимая рука", которая регулирует рыночную экономику на основе свободных цен в зависимости от спроса и предложения.
В-шестых, рынок через акт купли-продажи товаров обеспечивает признание общественной значимости произведенной продукции, а значит, и труда, затраченного на производство этой продукции. Именно на рынке выясняется, был или нет затраченный труд общественно необходим и насколько созданный продукт общественно полезен. Здесь потребители осуществляют общественный контроль за производством. При возможности широкого выбора товаров на рынке покупатель, естественно, не купит ту продукцию, которая ему не нужна.

Поэтому рынок более объективно оценивает результаты хозяйственной деятельности предприятий, чем степень выполнения плана при административно-командной системе, когда потребителю нередко навязывалась ненужная ему продукция по принципу: "бери, что дают, иначе ничего не получишь".



Содержание раздела