d9e5a92d

Различают следующие виды безработицы


Пособие по безработице выплачивается из расчета 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы в первые 3 месяца с начала его выплаты, следующие 4 месяца - 60%, затем 45%. При наличии у безработного иждивенца размер пособия или стипендии увеличивается на 10% на каждого иждивенца.

Но при этом максимальный размер пособия не может превышать размер среднего заработка по последнему месту работы.
Тем, кто ищет работу впервые, пособие выплачивается в размере минимального заработка, установленного законом, Пособие можно получать частями не реже 2 раз в месяц и оно освобождается от налогов.
Выплата пособия может быть прекращена тем, кто отказался от 2-х подходящих предложений, то есть той работы, которая подтверждена дипломом или записью в трудовой книжке. Отказаться от предложенной работы можно, если новая работа связана с переменой места жительства, если заработная плата на новой работе меньше, чем за последние 2 месяца по последнему месту работы, если условия труда не отвечают нормам и правилам по охране труда.
Различают следующие виды безработицы:
1. Добровольная. Она существует при наличии свободных рабочих мест, когда потенциального работника не устраивает уровень заработной платы или характер, условия труда (тяжелый, не престижный, монотонный труд), и люди не хотят работать.
2. Вынужденная. Она существует при отсутствии рабочих мест.
При этом обнаруживаются следующие формы безработицы:
а) Текущая или временная не занятость из-за неравномерного развития отраслей и регионов, а также спада производства, когда одни предприятия закрываются, а другие, напротив, расширяют производство. Рабочие и служащие то теряют работу, то вновь находят ее, переходя с одного предприятия на другое, из отрасли в отрасль.
б) Скрытая безработица, Сюда относятся те, кто занят неполный рабочий день (часть сельскохозяйственного населения, рабочие отравленные в принудительный отпуск или работающие неполный рабочий день, неделю).
в) Застойная, то есть связанная с исчерпанием возможного спроса на рабочую силу, когда общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа безработных и люди больше го-да не могут найти никакой работы. ,
г) Технологическая безработица, возникающая в результате использования новых технологий и оборудования. Она связана с высвобождением людей вследствие НТП, перехода к малолюдной и безлюдной технологии, то есть является результатом прямого вытеснения рабочих новыми трудосберегающими технологиями.
В западной литературе различают следующие формы безработицы:
1. Фрикционная безработица. Она связана с неповоротливостью рынка труда. Это временная безработица, когда работник оказывается как бы "между работами" и связана со временем поиска работы.

Сюда относятся люди, которые ищут более высокооплачиваемую или более интересную работу, меняют место работы, переквалифицируются, бросают работу из-за учебы или Для ухода за детьми. Здесь и те, кто впервые ищет работу.
2. Структурная безработица. Она связана с высвобождением рабочей силы под влиянием структурных сдвигов в экономике, изменением спроса на отдельные профессии. Структурные сдвиги в экономике приводят к изменению роли и места различных отраслей, что порождает серьезные диспропорции в использовании трудовых ресурсов. С одной стороны, возникают быстрорастущие отрасли, базирующиеся на авангардных технологиях которые предъявляют повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу.

С другой стороны, ряд традиционных отраслей приходит в упадок, сопровождающийся сокращением потребности в рабочей силе. В результате устраняются одни рабочие места и создаются другие, возникают новые технологии, что меняет структуру спроса на рабочую силу. Поэтому, чтобы найти работу, людям надо приобретать новую профессию.

В связи с этим, структурная безработица носит более долговременный характер, чем фракционная безработица, где не надо менять профессию, квалификацию, чтобы сменить место работы.
3. Циклическая безработица. Она возникает в период кризиса и связана со спадом производства.

Колебание деловой активности вызывает падение спроса на рабочую силу во всех отраслях, регионах, сферах деятельности.


Фракционную и структурную безработицу относят к естественной безработице, так как ее вообще нельзя устранить. Поэтому к понятию полной занятости относят отсутствие циклической безработицы при наличии естественной безработицы.
4. Сезонная безработица, когда на спрос рабочей силы сказываются сезонные колебания (сельскохозяйственное производство, рыбоводство, курортная деятельность и т.д.).
5. Региональная безработица, обусловленная историческими, демографическими и национальными особенностями регионов.
6. Институциональная безработица, вызванная несоответствием спроса и предложения трудовых ресурсов в результате неэффективной системы функционирования институтов рынка труда или ошибочной политики занятости. Здесь сказывается прежде всего неполная информация о вакантных рабочих местах.

Если бы система информации была налажена лучше, то это позволило бы снизить уровень данной безработицы.
Причины безработицы могут быть общими для всех стран и специфическими для каждой из них. Общие причины безработицы связаны с научно-техническим прогрессом, быстрым ростом населения, несовершенством механизма рыночного равновесия.

Действительно, быстрые технические изменения приводят к высвобождению рабочих из процесса производства, вызывают моральное старение все большего числа профессий и рабочих мест. Новые рабочие места, обладающие большей производительностью, не в состоянии поглотить всю высвобождающуюся рабочую силу.

К этому следует добавить рыночную стихию, циклические колебания, порождающую кризисы, а значит, и рост безработицы.
В России наличие безработицы связано, во-первых, с наследием административно-командной системы, для которой была характерна нерациональная организация рабочих мест и технологических процессов, ведущая к перенасыщению производства избыточной рабочей силой; не заинтересованность администрации в сокращении лишних работников в связи с необходимостью участия в работах, не связанных с непосредственным производством (сельскохозяйственные работы, работы на овощных базах, заседания и митинги во время рабочего дня, встречи и прочие мероприятия), что заставляло администрацию сознательно идти на завышение численности персонала, тем более что фонд заработной платы выделялся под численность работающих; слабая территориальная и социальная мобильность населения и проч. Во-вторых, с новыми явлениями, в связи с переходом к рынку, с необходимостью глубокой структурной перестройкой производства и ломкой действующих административно-управленческих структур.

В-третьих, с падением производства из-за распада СССР (вследствие разрыва экономических связей), появлением проблемы беженцев, с межнациональными конфликтами и проч. В-четвертых, в связи с резким сокращени-. ем вооруженных сил.
Только государство может уменьшить безработицу в целом. Поэтому решением проблемы безработицы должно заниматься государство, призванное обеспечить спокойствие и безопасность в обществе. Это можно обеспечить путем:
1) мобилизации факторов экономического роста;
2) сохранения занятости на перспективных предприятиях в рамках политики их "точечной" поддержки;
3) поддержки малого и среднего бизнеса, самозанятости,' фермерства за счет льгот по кредитам, налогам и аренде, упрощение возможности открытия собственного дела;
4) финансово-экономическая помощь, льготам предприятиям и регионам, создающим новые рабочие места;
5) снижения учетной ставки процента за кредит, стимулирующую предпринимательскую деятельность, что приведет к рассасыванию безработицы;
6) улучшения информации о возможностях занятости;
7) поощрения мобильности рабочей силы за счет государственных субсидий, выплаты "подъемных" и проч.;
8) увеличения отчислений предприятии и организаций в Фонд занятости;
9) улучшения использования ресурсов Фонда занятости на переподготовку людей, имеющих статус безработного;
10) создания автономной государственной системы переподготовки кадров;
11) развития социально обоснованных видов незанятости (обучение, домашнее воспитание малолетних и несовершеннолетних детей, уход за престарелыми и инвалидами, льготная и досрочная пенсия);
12) организации общественных работ, особенно в депрессивных регионах, сворачивающих производство и закрывающих нерентабельные градообразующие предприятия;
13) конверсии военного производства.
Безработица пагубно сказывается на всей экономической и политической обстановке в стране. Она ведет к экономическим и социальным потерям из-за сокращения национального производства и доходов населения, из-за потерь квалификации рабочей силы и деградации определенной части населения, из-за снижения уровня жизни населения. Безработица ведет к распаду семей, росту преступности, наркомании, росту самоубийств, повышению смертности, психических расстройств.

Кроме того, массовая безработица увеличивает нагрузку на бюджет в силу роста выплат пособий и сокращения поступлений от налогов, что мешает реализации социальных программ.Таким образом, безработица является серьезной проблемой для всего общества.
В настоящее время добровольная незанятость граждан признается законом и не осуждается обществом как тунеядство. Поэтому государство не занимается выявлением неработающих членов общества. Теперь сам гражданин, если он оказался незанятым вынуждено, обращается за помощью к государству в Государственную службу занятости, которая оказывает реальную помощь в трудоустройстве безработных.

Ее возглавляет Государственный комитет РФ по занятости населения.
В краях, автономных областях, автономных округах, городах и районах действуют центры занятости населения.
Финансирование всей этой системы осуществляется за счет средств Государственного Фонда Занятости. Он образуется за счет средств бюджета, обязательных страховых взносов с заработков работников, обязательных отчислений предпринимателей.
Службы занятости выполняют следующие функции:
1. Осуществляют сбор информации о положении на рынке труда, ее анализ и составление прогнозов о динамике спроса и предложения на рабочую силу.
2. Обеспечивают информирование трудящихся и работодателей, обращающихся в службу занятости, о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к гражданам, желающим приобрести ту или
иную профессию.
3. Организуют профессиональную подготовку и переподготовку кадров, повышение квалификации граждан, если этого требует трудоустройство граждан, профориентацию и трудоустройство высвобождаемых с предприятий и организаций работников.
4. Оказывают материальную и социальную поддержку гражданам, потерявших работу, высвобождаемых с предприятия, из учреждений, впервые ищущих работу или желающих возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва путем предоставления компенсации работникам, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организации, выплаты стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, выплаты пособий по безработице, предоставления возможности участия в оплачиваемых общественных работах, компенсации затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости.
5. Оказывают содействие безработным гражданам в развитии самозанятости, малого и среднего бизнеса, осуществляя консультирование и профессиональную ориентацию безработных в целях определения возможности их эффективной деятельности в качестве предпринимателей, обучения безработных граждан основам предпринимательства, проведении консультаций по открытию собственного дела, составлению бизнес-плана и ведению финансовой документации, оказывая финансовую поддержку предпринимателям на стадии становления собственного дела.
Наряду с государственными службами занятости существуют платные частные агентства по найму рабочей силы, а также посреднические бюро по трудоустройству при профсоюзах, региональных и молодежных организациях.
Многие предприятия нанимают работника непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что очень важно для квалифицированных работников, которые могут напрямую, минуя посредников, связываться с предприятием.



Содержание раздела