d9e5a92d

Радикальная хозяйственная реформа


Если цель выражается в стоимостной форме, то субстанцией ценности выступает стоимость. Если же целью общественного хозяйства выступает достижение максимальной общественной полезности, то субстанцией экономической ценности выступает дифференциальная (предельная) полезность. Это неизбежно вытекает из того, что оценки суть частные производные целевой функции по свободным членам условий (ограничений), налагаемых на переменные, входящие в состав целевой функции. Поэтому что заложено в последней, то мы и получим в качестве оценок (ценностей).

При том верховной ценностью является сам человек, и от его повеления зависит реализация всей системы ценностей, да и самого нравственного закона, лежащего в основе политической и хозяйственной демократии. Радикальная хозяйственная реформа должна привести к росту хозяйственной демократии и вместе с ней к возрождению принципов рационального ведения хозяйства. Самоцель производства получает все более широкое применение, а потому необходимо четко сформулировать принципы рационального ведение хозяйства. Поскольку самоцель состоит в росте потребительных стоимостей и их многообразия, то самым главным становится потребительно-ценностной механизм хозяйствования, ибо потребительная ценность главная цель хозяйственной деятельности. Рациональное ведение хозяйства предполагает такую реализацию самоцели производства, когда потребительные ценности занимают доминирующее положение, когда трудовая оценка потребительной ценности выступает на первый план.

В рациональной системе хозяйствования стоимость отступает на задний план, ибо затратные принципы расчета между хозяйственными звеньями неизбежно ведут к росту затрат, а за-тратный механизм неспособен обеспечить рост производительных способностей людей. Что же касается реализации нравственного закона, то он возможен только при хозяйственной демократии, а последняя состоит в росте человеческих возможностей, в мобилизации альтруистического потенциала человеческой личности, в новой социально-психологической мотивации экономического поведения.
Рациональная система хозяйствования есть потребительно-Ценностная, предполагающая рост многообразия потребительных ценностей, возрастание производительных способностей человечества, достижение коренного принципа всякой системы хозяйствования - получение максимальных результатов с наи-^нылими жертвами. Максимум потребительных ценностей во всем их многообразии при минимальных издержках - таков непреложный закон рациональной системы хозяйствования, коренной принцип и закон хозяйственного строительства.

Потребительно-ценностная система хозяйствования - это и есть подлинно рациональное ведение хозяйства, его непреложный закон, реализующийся в единой системе.
Таким образом, реализация самоцели производства дости жима лишь в современных условиях, когда многообразие хозяй ственных форм достигает высокой ступени развития, когда образуется своего рода "экономический плюрализм" - многообра. зие форм собственности и форм ведения хозяйства. Принципы рационального хозяйствования реализуются в полной мере лишь тогда, когда нравственный закон получает простор для своей реализации - когда самоцель исторического движения воплощается в конкретных формах ведения хозяйства. Под "экономическим плюрализмом" как раз и следует понимать разнообразие типов рационального ведения хозяйства, обусловленных многообразием форм собственности, как "высшей власти в экономической системе. "Экономический плюрализм" базируется на разных формах собственности, что и является необходимым условием хозяйственной демократии.

А без нее невозможна реализация нравственного закона, невозможна и реализация самоцели производства.
Самоцель пронизывает все стороны хозяйственной деятельности - от низших форм до самих высоких. Историческое движение делает самоцелью целостность развития личности, ведет к повышению организованности в экономическом развитии, снижает уровень непредсказуемых и стохастичных процессов. Несмотря на понятие движения в истории законосообразный и целенаправленный характер его не может подвергаться сомнению - весь опыт человечества свидетельствует об этом.



Поэтому переход к потребительно-ценностной системе хозяйствования делает самоцелью человеческую личность и приводит в реализация нравственного закона - воплощению человека как подлинной святыни исторического развития. "Экономический плюрализм" требует более глубокого понимания экономической структуры общества и новой роли самого хозяйственного механизма. Углубленный анализ самоцели помогает раскрытию новых сторон в хозяйственной жизни общества.
































глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА как ОБЪЕКТ НАУКИ О РАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ХОЗЯЙСТВА
Говременный экономизм или экономизм нашей эпохи пережнвает глубокий кризис. Отказываясь от сознательного экономического материализма, он не создал еще адекватной философско - экономической системы, которая устраивала бы всех экономистов-теоретиков мира. Некоторым приближением к созданию такой философско-экономической системы явилась бы наука о рациональной системе хозяйства, вырастающая на благодатной почве теории оптимального функционирования экономики, имеющая свой объект и методологию исследования.

Это была бы своеобразная экономическая философия, рассматривающая весь мир как хозяйство на базе органически присущих ей принципов и законов принятия рациональных, эффективных ("оптимальных") решений, определяющих мир поведения людей. Ее можно было бы определить как науку, изучающую принципы выбора путей использования ограниченных ресурсов, имеющих альтернативные возможности применения, в условиях разделения труда и рыночного хозяйства, основанного на разных формах собственности - частной (индивидуальной), акционерной, государственной, общественной, кооперативной или смешанной.

В этой своей части она есть не что иное, как теория оптимального функционирования рациональной системы хозяйствования, теория экономической эффективности, включающая в себя рационалистические теории потребления, производства, распределения и обмена.
Объектом этой науки в широком смысле слова является экономическая структура общества в целом при всем многообразии хозяйственных форм, базирующихся на разных формах собственности и сменяющих друг друга в процессе исторического развития. Она изучает так же историческую эволюцию системы рационального хозяйствования, источники и движущие силы роста национального богатства и благосостояния отдельных групп общества в том их аспекте, который имеет экономическую природу, т.е. связан с товарно-денежными отношениями. В этом отношении теория рационального ведения хозяйства тесно связана с политической экономией, изучающей общественные от ношения людей в пределах их хозяйственной деятельности и в особенности в среде исторически развивающегося свободного wenoBoro хозяйства. Однако наука о рациональной системе хозяйствования шире политической экономии, ибо она изучает все аспекты экономической структуры общества, а не только систему социально-экономических отношений.

Экономическая структура общества включает все аспекты хозяйственной деятельности и все возможные формы жизнедеятельности индивидов в сфере хозяйствования как сферы рациональной человеческой деятельности.
Это значит, что экономическая структура общества щцпр системы производственных отношений и включает в себя как элементы надстройки в части организационно-хозяйственных форм, так и технико-экономические отношения и многие элементы производительных сил в части их общественной организации и механизмов их функционирования. Жизнедеятельность индивидов не ограничивается только производственной деятельностью, а обнимает широкий спектр регулирования рациональной хозяйственной деятельности с помощью юридических управленческих, политических, психодлогических методов, за-трагивающих разные аспекты экономической структуры общества в многообразных формах проявления. Поэтому надстройка не отделена от этой структуры и входит составной частью в ее организационно-хозяйственные формы.

В особенности это относится к управлению общественным производством, ибо управление - конституирующий признак рациональной системы хозяйствования, ее важнейший структурный элемент.
Следует отметить, что при таком понимании теория рационального ведения хозяйства также имеет много общего с политической экономией в широком смысле слова, которая, по определению Ф.Энгельса, представляет собой науку о законах, управляющих производством и обменом материальных жизненных благ в человеческом обществе. Законы управления хозяйственными процессами органически включаются в экономическую структуру общества и в предмет политической экономии, причем эти законы, достигшие определенности формы, т.е. связанные с товарно-денежными отношениями, включают также и управление людьми как субъектами производственных отношений, их поступками, интересами и чаяниями.

Законы управления и регулирования распространяются на широкий класс экономических явлений на протяжении всей истории человечества, ибо управление - не техническая функция, а социально-экономический процесс, характеризующийся специфическими законами.



Содержание раздела