d9e5a92d

Природа и система экономических законов


Недооценка личных экономических интересов при административно-командной системе привела к снижению стимулов к ^РУДУ и его результатам, к недоиспользованию накопленного потенциала России, к замедлению научно-технического прогрес-са, к низкому качеству товаров и услуг, породила тотальное иждивенчество, наплодила огромное количество нахлебников, лю-Дбй, которые делают вид, что работают. Конечно, жить плохо никому не хочется, но еще больше не хочется хорошо работать.
Главное сейчас дать работающим людям возможность работать по своим способностям, работать на себя, на свою семью. Воем нам надо привыкать работать на себя, а не светлое будущее.

Ведь сколько не идешь к светлому будущему, а оно уходит все дальше и дальше.
Но нельзя надеяться на успехи в труде, если на вопрос: хорошая ли у Вас зарплата? Отвечают: хорошая, но очень маленькая.
Однако нельзя обеспечивать реализацию личных интересов за счет общественных, в ущерб интересам общества. Зачем создавать льготы бездельникам за счет непомерных налогов на тружеников. Желающие жить за чужой счет всегда найдутся. Если при учете личных интересов интересы лентяя будут выдаваться за интересы народа, то нам никогда не вывести экономику России на уровень мировой цивилизации.

Если граждане не будут платить налоги и считать это почетной обязанностью, то у государства не будет средств для реализации экономических интересов его граждан.
Следует добиваться того, чтобы прибыль являлась следствием победы в честной конкурентной борьбе, а не являлась результатом подарка чиновника "любимому" им предпринимателю. Для этого очень важно, чтобы никто не имел привилегии ни в налогообложении, ни в получении кредитов и субсидий, ни в ценообразовании и чем либо еще.

Иначе мы не избавимся от взяток, от коррупции, от всевластия чиновников, что противоречит интересам российского общества.
За свой труд люди должны получать достойную плату, когда люди осознают, что они всего лишь дешевая рабочая сила, социальные конфликты неизбежны. Если же россияне поднимутся на работу, а не на баррикады, то Россия возродится как великая . держава.
Следует иметь в виду, что общие интерес (интерес РФ, его субъектов, отрасли или отдельного трудового коллектива) может обеспечиваться лишь через результативную совместную деятельность отдельных людей, то есть реализоваться не иначе как через деятельные поступки каждого человека в конкретных условиях его жизнедеятельности. Все это создает основу для сочетании личных, коллективных и общенародных интересов. Однако это единство противоречиво. То, что получают отдельные работники в свое распоряжение, не может использовать трудовой коллектив для реализации своих коллективных интересов, например, инвестировании в целях развития и совершенствования производства; то, что остается в распоряжении трудового коллектива, города или субъекта федерации не может быть использовано на федеральные нужды. Поэтому проблема согласования экономических интересов общества, коллектива и личности всегда актуальна.

Особенно возрастает значимость этой проблемы в многоукладной экономике России, где к "обычным" противоречиям добавляются различия в интересах людей, связанных с различными формами собственности, с раз-яичными формами хозяйствования, с суверенизацией бывших союзных республик в связи с распадом СССР.
Бесконечная говорильня, согласования и прочие видимости работы экономику не двигают, не разрешают возникающие противоречия. Они двигают лишь новый поток бумаг, резолюций, постановлений, одобрений. России нужны не заверения, а дела, поступки, результаты.

Критикуешь - предлагай, предложил - добивайся перемен. Тогда заработают рычаги ускорения.
При всей сложности решения проблемы согласования различных экономических интересов тех или иных хозяйствующих субъектов, нельзя забывать о том, что эту проблему не решить, если при соблюдении своих интересов (личных интересов, интересов своего трудового коллектива, своего города, своей республики) не учитывать и тем более игнорировать чужие интересы (интересы другой личности или трудового коллектива-смежника, другого субъекта хозяйствования, другого города, республики, интересы государства в целом).


Возьмем проблему рыбоводства. По самым скромным подсчетам рыбная мафия обворовывает страну на 24 триллиона рублей в год. Известно, что рыба и другие биоресурсы является собственностью не рыбаков, а государства. Рыбак должен заплатить за право ловить рыбу.

Если он не платит, то становится браконьером. Но эта плата не должна становиться экономическим тормозом на росте уловов.

Тогда будет обеспечено согласование интересов российского государства и рыбаков.
Не менее сложная задача - это претворить в жизнь принцип приоритета интереса личности. Советское общество не накопило практического опыта в этом отношении, поскольку исходило из приоритета интересов государства.

Приходится приобретать этот опыт в ходе осуществления экономических реформ, разгосударствления и приватизации, формирования рыночных структур, развития малого предпринимательства, демократизации российского общества.
Поскольку, как уже отмечалось выше, нет отдельного "носителя" для личного, для коллективного, для общенародного или общенационального интереса, так как выразителем каждого из этих интересов является один и тот же индивид, хотя и с разными возможностями для их реализации, постольку каждому Россиянину, независимо от его социального статуса и уровня Доходов необходимо осознать свой общий интерес на уровне семьи, трудового коллектива в котором он работает, города и республики, в которой он живет, России в целом. Тогда "личное" меньше будут расходится с "общественным" и российскому обществу будет легче добиться согласования различных экономических интересов и общими усилиями вытянуть увязающий в кризисе воз российской экономики. При этом общенародный интерес нельзя навязывать людям "сверху" все понимающим начальством, мудрым вождем.

Он призван вырастать "снизу", как общий интерес граждан, объединяющий различных людей через их личные экономические интересы в единое трудовое и гражданское сообщество, когда люди будут задумываться о том, кого выбрать в местные и центральные органы власти и как отозвать тех, кто думает только о себе и не выполняет предвыборных обещаний; когда люди будут думать о том, как восстановить экономику России, без чего невозможно улучшение их личного благополучия; когда поймут, что делением чужого богатства нельзя обеспечить постоянный рост своего благосостояния, что для этого нужно заниматься не делением, а сложением и умножением трудовых усилий каждого, преумножением общественного богатства.
Конечно, в этом трудно убедить тех людей, которые еле-еле сводят "концы с концами", кто месяцами не получает зарплату, а если и получает, то не может купить жилье и другие необходимые блага, получить полноценное лечение или отдых. Поэтому без подъема экономики, без реального улучшения качества жизни у основной массы населения задача согласования экономических интересов может оказаться неразрешимой.

13.2. Природа и система экономических законов
Экономическими процессами в обществе "управляют" экономические законы. Они выражают сущность экономических отношений, их внутреннее содержание, очищенное от единичного, неповторимого, случайного, отражающую причино-следственные связи между участниками этих отношений.

Поэтому экономические законы объективны по своей природе. Поскольку дан определенный тип производственных отношений, постольку даны и экономические законы, выражающие суть этих отношений и регулирующие производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг.
Объективность экономических законов означает, что они возникают независимо от воли и сознания людей и люди не могут непосредственно путем постановлений и распоряжений отменить, ликвидировать или запретить какой либо экономически закон. Они формируются помимо их воли и сознания, то есть объективно.

Экономику нельзя подчинить выдуманным правилам, подчинить целям и желаниям отдельных людей, стоящих у власти.
Объективная природа отличает экономические законы от юридических законов в области хозяйственной деятельности, которые принимаются и отменяются людьми, в частности депутатами Думы и утверждаются Советом Федерации и Президентом России. Поэтому независимо от того, кто придет к власти в результате очередных выборов, кого выберут в Думу или другой законодательный орган, нравится это представителям какой-либо политической партии или общественному движению или нет, но если функционируют определенные экономические отношения, то возникают и действуют соответствующие им экономические законы.

Поэтому чтобы политика не превратилась в помеху для экономики, политикам нужно прежде всего руководствоваться требованиями объективных экономических законов. Им не удастся перехитрить закон спроса и предложения, закон денежного обращения, по которому определяется необходимое количество денег для обращения и другие экономические законы.

Не следует думать, что законы экономики подобны столбу, который нельзя перепрыгнут, но можно обойти.



Содержание раздела