d9e5a92d

При капитализме существует непримиримое противоречие


Капитализм, обеспечивая личную независимость, не может дать подлинной социальной свободы, ибо он основан на вещной зависимости, несмотря на то, что именно при капитализме создаются объективные предпосылки для универсального развития индивидов, Универсального обмена веществ и развития универсальных потенций личности. Капитализм учит человечество рациональному хозяйствованию - в части, например, использования постоянного капитала, но это связано с расхищением главной прон, производительной силы - самих работников, трудящихся.

Универсальное развитие индивидов - это скорее идеал капитализма, его действительность. При капитализме существует непримиримое противоречие между целью и средством хозяйственной деятельности. Средство - безграничное развитие общественных производительных сил приходит в противоречие с ограниченной целью - увеличением стоимости существующего капитала. Настоящий предел капиталистических обществ - это сам капитал, ибо он всасывает живые силы индивидов ради реализации ограниченной цели - присвоению прибавочной стоимости. Поэтому если верно, что универсальное развитие индивидов есть предпосылка безграничного развития производительных сил, то эта универсальность наталкивается на неодолимые препятствия, несовместимые с высоким нравственным законом, лежащим в основе подлинно рациональной системы хозяйствования. Достижения капиталистической эпохи, развитие универсального обмена веществ, относительный рост эффективного использования ресурсов достигается путем чрезмерного изнашивания живой силы индивидов - подлинной святыни в реальном механизме хозяйствования.

И никакие "шоковые" реформы не могут предохранить человека от морального и нравственного разложения, ибо капиталистический "романтизм" - не идеал святыни человеческой личности, а крайне однобокое развитие низменных потенций человеческой души - развитие корыстного, эгоистического интереса, несовместимого с высоким нравственным законом.
Синтетическая теория рационального ведения хозяйства не может базироваться на порочных эгоистических интересах, которые некоторые горячие головы провозглашают чуть не двигателем экономического прогресса. Прогресс производительных сил, рациональная система хозяйствования строится на совершенно иных ценностях и интересах - на признании личности верховной целью истории.

И главной отличительной особенностью исторического движения является раскрытие альтруистического потенциала, заложенного в человеке и его обществе. Богатство человеческой природы как самоцель общественного производства целиком основано на альтруистическом потенциале человеческой личности.
Свободное развитие индивидуальности, уникальность каждой человеческой личности - основа прогресса социального и экономического. Раскрытие альтруистического потенциала человеческой личности достигается в ходе такого экономического развития, которое ведет к повышению организованности и упорядоченности социально-экономических процессов, закрепляемых в тех или иных социально-хозяйственных институтах. Последние не должны сковывать свободное развитие индивидуальности, препятствовать повышению духовности и лучших проявлений социально-психологической мотивации экономического поведения.

Альтруизм, религиозный экстаз, духовность в высшем смысле этого слова - основа рационального ведения хозяйтва, его эффективности. Без свободного проявления высших побудительных мотивов хозяйственной деятельности, экономности, альтруизма невозможно свободное развитие индивидуальности, достижение высших целей хозяйственной деятельности.

При этом цели и средства рациональной системы хозяйствования должны быть органически соединены и составлять единое целое. А для этого необходимо коренная перестройка социально-хозяйственных институтов, закрепляющих основы хозяйственного прогресса.
До недавнего времени лучшие проявления человеческой индивидуальности, подъем духовной жизни нашего общества не сопровождался подкреплением адекватных социально-хозяйственных институтов. Чтобы ни говорили сторонники ин-ституционализма, достижения советской системы хозяйствование неоспоримы. Освоение космоса, достижения ВПК, система образования, медицинского обслуживания, культуры, не могли не вызвать восхищения всего передового человечества.



Во многом была достигнута социальная справедливость, хотя и в ограниченной форме. Однако со временем онтологическая цель установленных социально-хозяйственных институтов стала все более тормозить продвижение экономики по пути социально-экономической эффективности, сдерживать научно-технический прогресс, сковывать свободное развитие индивидуальности.
Формирование новых социально-хозяйственных институтов происходило крайне медленно, - в силу консервативной онтологической цели экономической системы хозяйствования. Сложившаяся система препятствовала развитию свободных рыночных отношений на основе обмена потребительными ценностями и способствовала затратным принципам ценообразования. Ценностные формы хозяйствования все более отступали на задний план, а на первый план выступали затратный хозяйственный механизм и корыстные интересы бюрократической организации. А бюрократия, как показал К. Маркс, рассматривает государство - эту спиритуалистическую сущность общества - как свою частную собственность.

Она не заинтересована в росте производства и повышении его эффективности, в росте челов ческих возможностей, в рационализации производства. Поэтов альтруистический потенциал человеческой личности принижав ся и на первый план выступали эгоистические интерес корпопя тивных групп, ставших во главе государства.

Сложившаяся система корпоративных интересов подавляла свободное развитие индивидуальности, препятствовала рационализации производства, далеко уводила в сторону от принципов рационального ведения хозяйства.
Корпоративный дух ведомств не имеет ничего общего с хозяйственной демократией, с нравственным законом. Подробные задания-команды сковывали инициативу хозяйственных предприятий, способствовали росту затрат на производство, наращивали незавершенное производство, вели к замораживанию строек, препятствовали внутризаводскому хозрасчету. Неуклонно снижалась результативность хозяйственной деятельности происходило расслоение результатной и затратной сторон в экономической оценке результатов производства, затратные принципы ценообразования возобладали на всей территории страны. Отношения между предприятиями строились на затратной, стоимостной основе, причем по всей цепочке движения продукта затраты наращивались как снежный ком. Потребительная ценность продукции практически не принималась во внимание: качество неуклонно снижалось, а затраты неуклонно росли.

Ценностные формы хозяйствования всячески принижались, а командные методы все более тормозили производство.
Назревшая потребность в радикальных реформах требовала совершенствования социально-экономической и нравственно-этических обоснований. Как всегда, преодоление кризисов заходящей в тупик общественной эволюции не может обходиться без опоры на единые передовые идеологии единения людей.

Это общечеловеческие религии (христианство, буддизм, ислам), пришедшие на смену первобытным родоплеменным верованиям с их свирепыми богами, жертвоприношениями и т.п., кредо духовного единства и братства людей, императивы милосердия и альтруизма. Это либеральные доктрины общечеловеческих прав и свобод, перенесшие идею единства, равенства и братства из духовного мира в гражданское общество. Это социалистические учения, указавшие необходимость устранить социальную дискриминацию и угнетение, как главную угрозу неотчуждаемости прав и свобод. При этом основой формирования реформаторских устремлений в России неизменно служило Православие, которое не обнаруживает неприязни в своей истории к другим религии и никогда не противостояло лучшим идеалам человечества, включая и "социалистический идеал", уходивший корнями в моральную, этическую и религиозную традицию.

На это указывали лучшие мыслители России, в особенности B.C. Соловьев, много сделавший для обоснования коренных преобразований в России на основе высоких нравственных принципов и идеалов.
По мнению B.C. Соловьева, христианская культура и свободная теократия должны быть в целом именно таким исповеданием веры, в которой, как элементы истины должны быть (и это исторический факт) органические свойства религиозного синтеза, который еще не дан, но который должен утвердиться в мире через самого себя.

И в этом синтезе "элемент мистический" есть лишь одно из слагаемых. Этот синтез требует коренной реорганизации действительности, которая ведет к методологическим принципам социализма: искания социальной правды, сама "правда" о социализме ("исторически оправданная") может воплотиться лишь тогда, когда он перестанет быть движением мирским или же только человеческим.

Социализм своим требованием общественной правды и невозможностью осуществить ее на конечных природных основаниях логически приводит к признанию безусловного начала в жизни, т.е. к признанию религии как основания самой социалистической идеи. На необходимость этой связи указывали и такие русские мыслители, как Н.А.



Содержание раздела