d9e5a92d

Никого не огорчали огромные потери ресурсов.


Попытки реформировать экономику в СССР начали с создания кооперативов. Людям дали "лизнуть конфетку" свободных заработков и дело пошло. В начале 1989 года насчитывалось около 100 тысяч кооперативов с числом занятых почти 2 млн. человек. Но это вызвало раздражение тех, кто остался на скудной получке у государства. Достаточно вспомнить скандал с Артемом Тарасовым, когда тот принес несколько тысяч партийных взносов со своих доходов.

Никого не огорчали огромные потери ресурсов. Но когда из мусора и других отходов стали делать деньги, притом большие (по тем временам) появилась зависть.

Кооператоров обложили огромным количеством ограничений и запретов, непосильными налогами и дело заглохло. Так, у старателей артели Туманова "Печера" подоходный налог с заработка 1500 рублей в месяц был установлен в размере 90%.

В то время как остальные граждане платили 13%, включая членов Политбюро ЦК КПСС, которые получали 1200 руб. в месяц.
Тогдашнее руководство страны знало о трудностях в экономике, особенно когда выражение "пустые прилавки" стало буквальным, но не решалось брать на себя ответственность за перемены. Ведь для того, чтобы поднять рухнувшую экономику, прекратить развал потребительского рынка, надо было менять существующую административно-командную систему на рыночную экономику. Между тем, чем больше элементы несоответствия производительных сил и производственных отношений, тем более необходимы решительные действия людей по их преодолению. Если противоречия между производительными силами и производственными отношениями своевременно не разрешаются, то нарастающие трудности в развитии экономики превращаются в застойные явления, которые перерастают в кризис.

Так и случилось в России, когда была разрушена старая административно-командная система, а новая еще не создана. Хотя программа перехода к рынку и оздоровления экономики, рассчитанная на 500 дней, которая получила название "шоковой теоапии", была разработана, но была отклонена из-за отсутствия согласия разных политических сил и не была реализована.

В результате производство продолжало сокращаться. Валовой внутренний продукт России в 1992 г. составил 81% от уровня 1991 года. В то же время количество денег, находящихся в обращении, увеличилось более чем в 10 раз.

В результате инфляция достигла почти 3000%.
Сокращение производства происходило и в последующие годы. Так, в 1993 г. ВВП России по сравнению с 1992 г. составил 88%.

В 1994 г. он сократился еще на 15%, в 1995 г. - на 4%, в 1996 г. - на 6%.
Поскольку своевременно не были проиндексированы оборотные средства предприятий, а банковский кредит на их пополнение из-за высокой нормы процента оказался недоступным, многие предприятия не смогли закупить нужное им сырье и выплатить заработную плату своим работникам. Из-за задержек с переоценкой основных фондов предприятиям не хватило амортизационных отчислений для замены износившегося оборудования.

Из-за роста взаимных неплатежей возникли дополнительные трудности с покупкой средств производства и выплатой заработной платы, что отрицательно сказалось на трудовой активности населения.
На развалинах номенклатурного социализма возник чиновничий капитализм, который из-за своей вороватой сущности оказался еще менее способным реализовать общенародные интересы, чем первый, поскольку открыл ^невиданные ранее возможности для разбазаривания государственной собственности, для перераспределения государственных средств в пользу тех частных компаний, банков и фирм, которые были созданы с помощью чиновников и использовались ими для своего обогащения.
И "верхи" и "низы" оказались неподготовленными к тем переменам, которые сами же обрушили на себя. Новая государственная бюрократия не вызвала всенародной любви из-за коррупции и волокиты в принятии назревших решений, низкой исполнительной дисциплины. Немалая часть директоров не умеет работать в условиях рынка.

Предприятия "приспособились" к новым условиям не за счет структурной перестройки производства, не за счет выпуска той продукции, которую можно продать, не за счет повышения эффективности производства, а за счет взвинчивания цен на свою продукцию, нередко подняв ее выше мировой, хотя сырье, топливо и энергию покупали по ценам ниже мировых, а заработную плату платили в 10-15 раз меньше, чем за рубежом и нерегулярно; за счет неплатежей в бюджет, в пенсионный и другие фонды, остальным предприятиям, получив тем самым как бы бесплатный кредит.


Неплатежи разъедают хозяйственный механизм, подрывают управленческие основы его существования и функционирования, подтверждают тот факт, что в России по традиции никто ни за что не отвечает. Трудно придумать более яркий символ всеобщей разболтанности существующей экономической системы.
Работники предприятий, бюджетных организаций, которым месяцами задерживается выплата заработной платы, обрушивают свой гнев не на местную администрацию, не на руководителей своих предприятии, а на центральное правительство.
Основная часть населения страны разочаровалась в деятельности тех, кто обязан был претворять провозглашенные идеалы в практику повседневной жизни, тем более что многие из них думают только о себе. Так, руководитель Фонда имущества Вологодской области М. Безнощенко за четыре месяца 1997 года получил 389.491.700 рублей (должностной оклад плюс надбавки, премии, доплаты и плюс единовременное поощрение по случаю выхода на пенсию), то есть 16.500 долларов в месяц.

Почти как президент США.
Хотя идеалы всегда выглядят лучше, чем реальная жизнь, первые 5 лет после М. Горбачева можно назвать годами упущенных возможностей. Если триллионы рублей вложенные в АПК уходят в песок, они множат не результаты сельскохозяйственного производства, а его проблемы. Несмотря на неоднократные обещания экономического подъема Россия восемь лет катилась вниз по экономической лестнице. За 1995-1997 гг. отношение внутреннего и внешнего государственного долга к валовому внутреннему продукту (ВВП) возросло с 30% до 50%. Неплатежи в 1997 г. возросли с 520 триллионов до 760.

Почти на 50%. Теневой сектор экономики достиг 40% ВВП.
Стала ясна необходимость корректировки экономической политики, вливания в правительство молодых реформаторов, политиков, способных к практическим делам по оздоровлению экономики. Результаты не замедлили сказаться. Промышленное производство в 1997 г. по сравнению с 1996 г. увеличилось на 1,9% и достигло 1.576 трлн.рубл. (без учета деноминации).

Реальная заработная плата возросла на 4,3%, товарооборот на 1,4%. Внешнеторговый оборот России увеличился на 1,5% по сравнению с предыдущим годом и составил 153,6 млрд.долл. По состоянию на 1 января 1998 г. остаток рублевых вкладов населения без учета перечисленных в конце года процентов в учреждениях Сбербанка России, где хранятся 73% частных вкладов, составил 108,5 трлн.руб. (без учета деноминации), что на 12,5% больше, чем на 1 января 1997 г. финансовое оздоровление экономики, ее стабилизация в 1997 г. позволили в 1998 г. перейти к новому этапу, от стабилизации - к подъему, когда "экономический рост" из лозунга превращается в государственную политику.

Для ее реализации потребуется преодолеть технологическую отсталость, неэффективность государственного управления, навести порядок в государственных финансах.
Страна, конечно, должна жить по средствам и иметь реальный бюджет, но и правительство должно жить по законам, иначе никаких средств не хватит.

5.1. Способ производства
Способ производства - это единство и взаимодействие производительных сил и производственных отношений.
Способ производства, взятый в единстве с надстройкой и другими формами жизнедеятельности общества, составляют об-щественно-экономичекую формацию.
Общественно-экономическая формация - эта исторически конкретный тип общества, соответствующий определенному способу производства и означающий особую ступень в развитии человеческого общества. На европейском континенте в качестве таковых выступали: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (в качестве попытки создания первой фазы коммунизма - социализма) формации.
В мире имели место и отступления от этих ступеней общественного развития. В частности, не все страны Европы имели рабовладельческий способ производства. В Турции, Персии, Китае, в империи ацтеков, на О.Крит, у этрусков и некоторых других народов выделяется азиатский способ производства, где господствовала государственная система земледельческих общин на базе ручного труда, где принадлежность к собственности опосредовалась принадлежностью к власти, в зависимости от должности, занимаемой человеком в иерархической структуре государственного управления, а в качестве класса эксплуататоров выступал государственный аппарат.

В дореволюционной России переплетались элементы общинной, помещичьей, капиталистической собственности и азиатского способа производства.
Помимо формационного подхода можно использовать и другие способы выделения различных исторических ступеней в развитии общества: по экономической форме производства, различая натуральное, товарное и планомерно-организованное производство; по ступени индустриального развития общества, выделяя доиндустриальное, индустриальное, постидустриальное общества; по типам технической революции, выделяя этапы сельскохозяйственной революции, промышленной революции, технологической революции, информационной революции; по способам правления, различая административно-командную (распределительную) систему и рыночную экономику.



Содержание раздела