d9e5a92d

Наука о рациональной системе хозяйства


Подобные законы, как мы увидим ниже, наблюдаются и в живой природе, но отличительной особенностью социально-экономического управления является присутствие сознания, наличие целей и интересов, потребностей и средств их удовлетворения. Точно также и общественный характер производительных сил, организационные формы их функционирования органически включаются в экономическую структуру общества, ибо пронзительные силы, выражая отношение общества к природе, включают человека со всем богатством его общественных опре-делений, в том числе его потребности и интересы. Законы функционирования производительных сил - это общественные законы, законы общественной формы производства. Человеческое общество не отгорожено от природы непреодолимой стеной, если к тому же учесть экологические проблемы, вопросы рационального природопользования, в результате чего можно говорить об образовании эколого-экономической системы как одной из самых высоких форм общения человека с природой.

Эколого-экономическая система предполагает совокупность целенаправленных действий людей, ибо упорядоченность природных процессов достигается именно целенаправленными действиями общества. Поэтому эколого-экономическая система органически включается в экономическую структуру общества, тем более, что и здесь включаются процессы управления и организационно-правовые формы регулирования природными процессами.

Это значит что экономическая структура общества характеризуется прежде всего законами управления, составляющими подлинный объект кибернетического понимания социально-экономической жизни общества.
В рациональной системе хозяйствования экономическая структура общества характеризуется рядом специфических особенностей. Во-первых, функции экономической системы отличаются признаком рациональности - достижением наилучших результатов с наименьшими затратами экономических ресурсов. Во-вторых, рациональная система хозяйства определяется первоочередным определением потребностей и интересов, в результате чего на первый план выступает управление производством потребительных ценностей во всем их многообразии.

В-третьих, на базе управления производством потребительных ценностей складывается потребительно-ценностной механизм хозяйствования, отличительной особенностью которого является экономия труда в потреблении за счет повышения качества потребительских свойств продукции и экономии живого труда в производстве. В-четвертых, рационализация производства достигается за счет многообразия хозяйственных форм, базирующихся на разных формах собственности и обеспечивающих своего рода экономический плюрализм" как аналог смешанной экономики, разнообразящей мотивы и цели хозяйственной деятельности и обеспечивающей подлинную рационализацию обществень производительного процесса.
Наука о рациональной системе хозяйства развивается на основе собственной методологии, отличительной особенностью которой является принцип рациональности как общий стержень понимания социально-экономического развития. Как мы неоднократно подчеркивали, рациональность неразрывно связана нравственным законом, лежащим в основе самоцели исторического движения. Отправляясь от отдельной человеческой личности, мы поднимаемся постепенно к пониманию сущностных сил природы и общества, к конструированию экономической структуры общества, а от нее - к пониманию конкретных механизмов хозяйствования. Мы идем от частного к общему, от абстрактного к конкретному, от единичного к общему.

Это и есть диалектический путь познания истины, ибо в конце концов мы приходим к практике, а практика - высший критерий истины. Методология науки о рациональном ведении хозяйства тем самым сливается, имеет много общего с общей методологией политической экономии, - с тем отличием, что мы во главу угла ставим высокий нравственный закон, с позиций которого строится единая политическая экономия как наука.
Это не значит, что наука о рациональной системе хозяйства полностью сливается с политической экономией. Она представляет собой особую науку с ярко выраженным системным характером, который мы усматриваем в специфическом предмете и объекте исследования - принципов рационального ведения хозяйства. Это прежде всего социально-экономическая наука о системе хозяйствования, что далеко не полностью совпадает с пре-деметом политической экономии как науки о производственных отношениях людей.



Как видно из нашего анализа экономической структуры общества, мы выходим за рамки "чистых" производственных отношений и скорее сближаемся с экономической кибернетикой как наукой об управляемых экономических системах.
Самоцель всей общественно-экономической системы в целом с переходом к рациональному ведению хозяйства не только осознается человеком, но получает новую форму своего осуществления. Это значит, что несмотря на противоречия в мотивах и действиях людей почти перестает стихийное осуществление самоцели. Общество сознательно ставит общую цель, детализирует ее, оценивает имеющиеся у него средства и формирует весь социальный организм.

В этом случае высшая цель, осуществлявшаяся ранее стихийным образом, выступает в виде системы реальных целей и сознательно регулирует производство. Это и есть та истина конкуренции", о которой писал Ф. Энгельс еще в 1844 г.: "Истина конкуренции состоит в отношении потребительной силы к производительной силе, В строе, достойном человечества, не будет иной конкуренции, кроме этой.

Общество должно будет рассчитать, что можно произвести при помощи находящихся в его распоряжении средств, и сообразно с отношением этой производительной силы к массе потребителей определить, насколько следует повысить или сократить производство, насколько следует допустить или ограничить роскошь"21.
Закон пропорционального распределения труда и средств производства между отраслями хозяйства получил подробное обоснование и в других работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они показали, что этот закон имеет специфические формы проявления в различных общественно-экономических формациях, но при всех формах общества - это центральная проблема экономики, которая получает особенно яркое выражение при рациональном устройстве хозяйства, достойном человечества.

Если при капитализме этот закон проявляется через меновую стоимость продукта, то в новом обществе, достойном человечества, на первый план выдвигается общественная полезность продукции. Так, в "Нищете философии" К.Маркс прямо подчеркивал, что "в будущем обществе, где исчезнет анатагонизм классов, где не будет и самих классов, потребление уже не будет определяться минимумом времени, необходимого для производства; наобо^ рот, количество времени, которое будут посвящать производству того или другого предмета, будет определяться степенью общественной полезности этого предмета".22
Эта же мысль неоднократно подчеркивалась и в других многочисленных работах К. Маркса и Ф. Энгельса. Так, в первом томе "Капитала" К. Маркс указывал, что "общественно-планомерное распределение рабочего времени между отраслями хозяйства устанавливает "надлежащее отношение между различными трудовыми функциями и различными потребностями" и вместе с тем служит "мерой индивидуального участия производителей в совокупном труде, а следовательно, и в индивидуально потребляемой части всего продукта".23
Установление связи между затратами рабочего времени на производство продукции и размерами общественных потребностей составляет главную задачу рациональной человеческой экономики, и она не может быть устранена никакой формой общественного устройства. Для масс продуктов, соотвествующих различным массам потребностей, писал К.Маркс в письме к Кугельману, требуются различные и количественно определенные массы общественного совокупного труда. "Очевидно само собой, что эта необходимость распределени8 общественного труда в определенных пропорциях не может быть уничтожена определенной формой общественного проич водства, - измениться может лишь форма ее проявления.

Законы природы вообще не могут быть уничтожены. Измениться, в заи-висимости от исторически различных состояний общества, может лишь форма, в которой эти законы прокладывают себе путь-это пропорциональное распределение труда, при том состоянии общества, когда связь общественного труда существует в виде частного обмена индивидуальных продуктов труда, - эта форма и есть меновая стоимость этих продуктов".24
Осуществление связи между производителями и массами совокупного общественного труда через частный обмен - это и есть стихийное осуществление самоцели, ведущее к значительным потерям и обеспечивающих лишь ограниченную эффективность общественного производства. Цепная связь отраслей народного хозяйства не может обеспечиваться посредством частного обмена продуктами труда, и пропорциональность достигается не прямым путем, а лишь в конечном счете.

Формы рациональной организации производства, которые мы наблюдаем в современной рыночной экономике, достигаются не всеобщим господством меновой стоимости, а все более тесным установлением пропорциональности на базе соединения производителей в крупные корпорации, фирмы, тресты, транснациональные компании, которые все более планомерно учитывают потребности рынка, источники сырья, движение общественного продукта в целом.



Содержание раздела