d9e5a92d

Многообразие форм собственности в смешанной экономике


а) возврат собственности прежним владельцам (с выкупом или без);
б) продажа другим субъектам;
в) полная или частичная раздача государственной собствен-гти на основе бесплатной передачи собственности;
г) в форме выкупа на льготных условиях государственного существа членами трудового коллектива;
д) сдачи предприятия в аренду;
е) продажи мелких предприятий с аукциона по конкурсу или без.
При этом могут быть использованы следующие методы:
- безвозмездная передача акций работникам;
- продажа акций работникам по закрытой подписке;
- продажа акций по инвестиционному конкурсу;
- продажа акций по коммерческому курсу;
- продажа акций на аукционе, в том числе с использованием институтов фондового рынка, включая биржи;
- продажа акций на специализированном аукционе;
- продажа предприятий на аукционах;
- продажа предприятий по коммерческому конкурсу, в том числе с органичным числом участников;
- продажа предприятий по инвестиционному конкурсу;
- выкуп арендованного имущества;
- продажа предприятий товариществам по особым льготам;
- продажа имущества (активов) действующих, ликвидируемых и ликвидированных предприятий;
- продажа не завершенных строительством объектов;
- продажа предприятий - должников.
Субъектом собственности после разгосударствления, приватизации становится работник приватизированного предприятия, трудовой коллектив, акционерное общество, товарищество, частное лицо, банки, холдинги и т.д.
Объектом приватизации могут быть крупные промышленные предприятия и объединения, мелкие и средние предприятия промышленности и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный фонд, предприятия сельского хозяйства.
При разработке программы приватизации и ее реализации Райительство России руководствовалось следующими принципами:
а) преимущественное право трудового коллектива на приобретение собственности;
б) обеспечение социальной защищенности всех граждан средством всенародной приватизации;
в) сочетание платного и бесплатного характера разгосула ствления;
г) равенство прав граждан при платной и бесплатной ппм ватизации;
д) гласность разгосударствления, приватизации;
ж) государственный и общественный контроль за ходоь разгосударствления, приватизации.
Но, как говориться, "хотели как лучше", а получилось "как всегда". Чековая приватизация основную массу населения не сделала собственниками. Опросы показали, что примерно 28% владельцев ваучеров продали свои приватизационные чеки (это в основном работники культуры, здравоохранения, просвещения), 8% подарили (это в основном пенсионеры), 24% вложили свои ваучеры в региональные чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), 24% - в центральные ЧИФы, подавляющее число которых разорилось и прекратило существование. Только 15% вложили ваучеры в свои предприятия и 8% населения вложили ваучеры в другие предприятия, а 2% населения вообще никак не распорядились своими ваучерами. С учетом того, что многие работники предприятий передали свои акции в доверительное управление администрации, рядовые акционеры фактически владеют не более 20% акций.

Таким образом, официальное заявленные в начале компании целей чековой приватизации, и прежде всего включение широких слоев народа в совладение собственностью, не были достигнуты. Подавляющее большинство населения страны не участвует в управлении собственностью и не распоряжается ею.
Значительная часть государственной собственности осталась в руках номенклатуры, причем не только в форме фактического распоряжения собственностью как прежде, но и юридически, в результате ее "прихватизации". Так, по официальным данным в начале 1997 г. в руках руководителей приватизированных предприятий был сосредоточено 18% акционерного капитала.

Реально же, с учетом тайной скупки акций у работников и приобретения акций через посреднические фирмы, эта цифра значительно больше. Из управляющих "общенародной" собственностью эти представители номенклатуры превратились в полноценных хозяев значительной части этой собственности.
Если в прошлом номенклатурная элита черпала свои привилегии на всемерном огосударствлении собственности, то теперь многие из нее делают огромные состояния на скоростном разгосударствлении, на захвате общенародного достояния, созданного трудом и лишениями многих миллионов советских людей. С удовольствием "обменяв" "Капитал" К. Маркса на свой собственный многие представители бывшей номенклатуры перешли в новую номенклатуру, номенклатуру собственников, соединив тем самым реальную власть и реальную собственность.



В сфере деятельности новой номенклатуры сохранились основы прежненего строя, административно-командной системы. Разница в том, что на бюрократический скелет нарастили мясо частной собственности.

Персональный состав бюрократической олигархии частично обновился, частично остался прежним, но в любом случае преемственность в правящей элите сохранилась.
В результате "номенклатурный социализм" в значительной сфере деятельности новой номенклатуры превратился в "номенклатурный капитализм", а административно-командная система - в административно-собственническую систему, многие представители которой борются не за рынок, не за его развитие, а за собственность бывшего Советского Союза.
Бюрократический скелет системы таким образом не только сохранился, но и усилился, поскольку многие чиновники теперь имеют не только власть, но и собственность; превратились из "управляющих" в полноценных хозяев собственности, и извлекают просто несопоставимые с прежним объемом доходы. Те же, кто не имеет собственности, но имеет возможность что-то распределять, например, финансовые ресурсы, в условиях, когда пропал страх потерять партбилет, а вместе с ним и должность, начинают торговать собой, вернее своими возможностями за взятки и государственная власть начинает разлагаться. Более того, теперь можно уже говорить и о государственном рэкете, который нередко стремится разорить каждого, кто хочет заняться делом.

Эта система крайне выгодна отдельным представителям правящей элиты, но она по-прежнему, неэффективна экономически, социально несправедлива, опасна политически.
С появлением нового класса - класса номенклатуры не произошло "сближение" власти и народа. Более того, отчуждение власти от народа усилилось, а недоверие к власти даже повысить, так как многие люди, стоящие у власти, перестали скрыть рост своего богатства при возрастании обнищания населения, особенно в первые годы реформ. Население все еще ждет обещанных конкретных результатов в борьбе с коррупцией, с преступностью, с мафией7 . Но если довести людей "до ручки то они неизбежно запросят или сильной руки или возврата к старому.

Настало время и власть употребить, особенно по отношению к тем, кто открыто попирает законы морали и нравст венности, саботирует решения правительства, указы Президента по углублению экономических реформ.
Несмотря на существующие проблемы в стране, где полностью отсутствовали традиции частной собственности, осложняющие приватизацию, связанные с нехваткой капитала внутри страны, с общинной коммунистической психологией значительной части населения, трудностями с достаточно точной оценки рыночной стоимости предприятий, неразвитостью соответствующего законодательства, с "прихватизацией", ограниченностью кредита из-за высокой процентной ставки, политической неопределенности, нестабильности в обществе, неутихающей борьбой между законодательной и исполнительной властями сопротивления части номенклатуры, отдельных партий и общественных организаций, в России завершается процесс массовой приватизации. Если в 1993 г. было приватизировано почти 43 тыс. предприятий, в 1994 г. - 22 тыс., в 1995 г. - 10 тыс., то в 1996 г. лишь 5 тыс. Всего на 1 января 1997 г. 126793 объекта перешли из государственной в негосударственную собственность. На их долю в 1996 г. приходилось около 70% ВВП.

Они осуществили 74% всех инвестиций.
Возможно, кто-то другой сделал бы лучше, не допустил тех многочисленных ошибок, которые сопровождали процесс приватизации в России и неблагоприятных реалий оказалось бы значительно меньше, но в то время, когда многие рассуждали о лучших способах приватизации и ничего не делали в этом отношении, эти люди сделали необходимое дело и благодаря этой практической их деятельности процесс реформ в России оказался необратимым. Их современникам было бы полезно вспомнить мудрого Сенеку, который советовал и после плохой жатвы сеять снова, и перейти к третьему этапу приватизации, который в отличие от второго - денежного, ставящего своей главной задачей пополнение бюджета за счет выручки от продажи государственного имущества, перейти к повышению эффективности деятельности приватизированных предприятий.

9.2. Многообразие форм собственности в смешанной экономике
Следует различать тип, вид и формы собственности. Выделяют два основных типа собственности: частную и общественную (совместную) и два их вида - трудовую и нетрудовую, каждая из которых может выступать в разных формах.

Так частная собственность может выступать в виде трудовой частной собственности, основанной на присвоении результатов собственного труда индивидов в виде трудового дохода.



Содержание раздела