d9e5a92d

Функции хозяйственного механизма


Это тот конкретный способ хозяйствования, с помощью которого используются экономические законы, функционируют и развиваются экономические отношения и производительные силы общества".39 Следует отметить, что В.М. Агеев рассматривает хозяйственный механизм как подсистему экономической структуры социально ориентированной многоукладной экономики (мы называем ее "экономическим плюрализмом"). Социально ориентированная экономика предполагает принципиально иные ценности и идеалы, чем "чистая" рыночная экономика, хотя В.М.

Агеев вовсе не отрицает важную функциональную роль рыночных механизмов регулирования (маркетинг и т.п.). Однако в структуре хозяйственного механизма важная роль отводится государственному регулированию и экономическим функциям государства.

В отличие от А.Ф. Шишкина В.М. Агеев так характеризует основные элементы хозяйственного механизма: "Структура хозяйственного механизма включает следующие элементы: 1) государственное регулирование экономики; 2) рыночный способ регулирования экономики; 3) коммерческий расчет; 4) налоговая система; 5) ценообразование; 6) финансово-кредитные рычаги управления. Все эти элементы хозяйственного механизма взаимосвязаны друг с другом и представляют целостную систему.

Их нельзя использовать (применять) по отдельности, изолированно друг от друга, или произвольно исключать из этой системы отдельные элементы, поскольку они дополняют друг друга. Их следует применять все вместе, с учетом их взаимодействия как элементов целостной системы".40
Главное - это социальная ориентация всех элементов хозяйственного механизма. Образуя целостную систему, они в совокупности призваны обеспечить социальную справедливость, подъем жизненного уровня населения, его социальную защиту. Даже финансово-кредитные рычаги и налоговая служба призваны быть социально ориентированными, ибо многоукладная экономика имеет разнонаправленные экономические процессы, которые необходимо согласовывать.

В социально-ориентированной экономике человек занимает центральное место, и ему должны быть подчинены все действия государственных и управляющих органов. Характеризуя функции хозяйственного механизма, В.М. Агеев пишет: "Хозяйственный механизм выполняет следующие основные функции: первая обеспение соответствия способов и форм организации производства характеру производственных отношений и уровню развития производительных сил в целях экономического, научно-технического и социального прогресса; вторая - экономическая реализация всех форм собственности на средства производства на равнозначной основе, в условиях свободной конкуренции; третья - обеспечение функционирования экономических законов смешанной экономики как целостной системы; четвертая - обеспечение широкой демократизации экономической жизни общества, возрождения у россиян чувства заинтересованности, личной причастности к общественным делам и ответственности за экономическое положение России; пятая - повышение качества жизни населения, социальная защита граждан России".41
Все эти функции хозяйственного механизма характеризуют его как социально-экономический механизм, призванный разрабатывать согласованные социально-экономические решения на всех уровнях хозяйственного руководства. И в этом же состоит главное назначение рационального хозяйственного механизма как социально-экономической "системы хозяйствования".
Таким образом, в рациональной системе хозяйства социально-экономический механизм занимает строго определенное место. Это - согласованное принятие управленческих решений, направленных на реализацию первоочередных потребностей и интересов человека-личности, как главной цели и самоцели производства.

До недавнего времени затратный хозяйственный механизм служил основой тоталитарного принятия решений и поэтому не отвечал потребностям человека-личности. Поэтому в современных условиях необходимо принять все меры к тому, чтобы корни отживающего механизма в социально ориентированной многоукладной экономике постепенно изжили себя, чтобы принцип рациональности и эффективности стал основой здоровой экономической системы, а социально-хозяйственный механизм, вытесняя соответствующие элементы тоталитарного хозяйствования, способствовал поиску "путей и методов во ждения нормальной человеческой экономики".42


Социально-экономический механизм - это воздействие экономическими, социальными, политическими, психологическими и другими методами и рычагами на эффективное развитие экономики, ее социальной ориентации, направленной на расширенное воспроизводство человека, общественных отношений и общества в целом: "Социально-экономический механизм - это понятие, охватывающее организационно-хозяйственные и социальные аспекты экономики, выражающие взаимодействие соответствующих структур и регуляторов, которые в совокупности обеспечивают функционирование экономической системы".43
Направленность социально-экономического механизма в современных условиях определяется целесообразными механизмами его реализации, почему цель и самоцель производства, основанная на нравственном законе, составляет стержень всей современной многоукладной экономики как саморазвивающейся и самоорганизующейся "системы хозяйствования".
Теория рационального ведения хозяйства подчеркивает, что какой бы вопрос мы ни рассматривали, с какой бы стороны ни подходили к экономике, в конечном счете все упирается в необходимость серьезного улучшения управления, хозяйственного механизма в целом. При этом она не исходит из априорного противопоставления рычагов управления на "рыночные" и "плановые", "экономические" и административные", "централизованные" и "децентрализованные".

Богатый опыт обсуждения этих проблем показывает, что такая классификация является по крайней мере "вторичной" в том смысле, что она исходит из внешних признаков, выделяет в первую очередь различия в использовании, а не в содержании этих инструментов управления. Требование системности при анализе проблем управления смешанной экономикой предполагает, что совокупность методов управления экономическим объектом и характер взаимодействия этих методов в процессе реального функционирования народного хозяйства должны выводиться из специфики социально-экономической структуры этой экономики и определяться в первую очередь такими компонентами:
а) формами собственности на средства производства и его результаты;
б) мерой сложности и масштабности системы;
г) уровнем развития информационно-технической базы управления.
Сама совокупность методов управления народным хозяиством и адекватная ей организационно-управленческая структура представляют собой "хозяйственный механизм" в широком смыле слова или, точнее, "механизм управления народным хозяйством. Расширительная трактовка понятия "хозяйственный механизм" имеет, на наш взгляд, принципиальное значение при анализе системы управления народным хозяйством в целом.

Она позволяет уже на исходном рубеже исследования проблемы в явном виде вводить органическую приоритетность принципа оптимальности в механизме функционирования экономики, ставящего своей задачей принимать оптимальные решения на всех уровнях хозяйственной иерархии - от высшего экономического центра до низовых хозяйственных звеньев. Принцип оптимума - это не только технико-экономический принцип наилучшего распределения ресурсов и организации технологических процессов в экономике, но и принцип достижения такой формы организации системы социально-экономических отношений, которая обеспечивала бы полное благосостояние и свободное всестороннее развитие способностей каждого члена общества.
Теория оптимального функционирования экономики, лежащая в основе теории рационального ведения хозяйства, требует таких методов управления, которые реализовали бы все потенциально заложенные в ней возможности. А эти возможности, особенно с переходом к смешанной экономике, поистине безграничны; они создаются тем, что:
- смешанная экономика, в основе которой лежат разные формы собственности, не отменяет общей целенаправленности и Целесообразности всей экономической структуры в целом;
- существует (в общем, теоретическом смысле) критерий оптимальности развития народного хозяйства как единого целого. Он характеризует объективное стремление к максимальному Удовлетворению постоянно растущих потребностей общества в Целом и его членов. Для адекватного учета критерия оптимальности в деятельности управляющих и нижестоящих звеньев необходимо соизмерять общественные потребности, цели социально-экономического развития по степени их важности, первоочередности, по затратам ресурсов на их достижение;
- в экономическом развитии нет иных границ роста бл состояния, кроме возможностей производства, связанных прежде всего с уровнем накопленных воспроизводимых и не воспроизводимых ресурсов. В этом смысле производственные pecvn общества, включая научно-технические идеи и методы, в каждый момент ограничены. Существует взаимозаменяемость (в большей или меньшей степени) ресурсов и продуктов в производстве и потреблении, а следовательно, вариантность социально-экономического развития, возможность достижения целей разными путями и с разной эффективностью;



Содержание раздела