d9e5a92d

Формирование концепций хозяйственных реформ


Бердяев, С.Н. Булгаков, М.И.

Туган-Барановский и др. Все они рассматривали религию как силу, не раз спасавшую Россию и связывали "образ будущего" России со слиянием религии и социализма. Формирование концепций хозяйственных реформ не может не учитывать точку зрения B.C. Соловьева, тем более, что он считал важным делом воссоединение восточной и западной культур, восточной и западной церквей.

Восточная церковь, по его мнению, обладает богатством мистического созерцания, западная церковь установила наднациональную власть, относительно независимую от государства. Основой вселенской теократии является поэтому союз государства и церкви, опирающийся на нравственную власть последней. Связи свободной теократии со всей историей человечества устанавливаются исследованием "трех коренных сил", управляющих развитием человеческого общества. Первая сила - центростремительная - стремится подчинить человечество одному верховному началу, устранить многообразие частных форм и ограничить свободу личной жизни, поставив ее в зависимость от контроля центральной власти ("восточные деспотии").

Крайним выражением второй силы были бы всеобщий эгоизм и атомистическое строение общества, множественность отдельных единиц без всякой внутренней связи ("западный эгоцентризм"). И наконец, третья сила дает положительное содержание двум первым, освобождает их от их исклю-чительности, примиряет единство высшего идеала со свободной множественностью частных форм и элементов, созидает, таким образом цельность общечеловеческого организма и дает ему "внутреннюю тихую жизнь".20
Именно учение о "третьей силе" как способе построения цельного общечеловеческого организма, могло бы стать идеологической платформой реформирования экономики, избегая крайностей тоталитарных режимов и западного эгоцентризма неспособного обеспечить внутреннюю связь целого и его частей. Центростремительные силы к единому верховному началу вовсе не означало бы возврат к "командной" экономике, а множественность частных хозяйственных форм обеспечивала бы политическую и хозяйственную демократию, как необходимое условие реализации нравственного закона. Последний стоит несравненно выше современных западных идеологий, которые имеют своим барометром лицемерное опошление гуманистических идеалов, либо прямую реанимацию взглядов, одобряющих созидание своего благополучия на ущербе, наносимым другим людям, - вплоть до откровенных человеческо-ненавистнических идеологий национал-шовинизма, расизма, "секторального" религиозного фанатизма, "мировоззрения" криминальной субкультуры.

Все эти обрывки архаичных идеологий устремились на авансцену после абсурдного погрома идеалов бесклассового общества, учиненного шоколиберальными реформаторами в духе тоталитарных приемов, хотя и под дымовой завесой общей деиделогизации и деполитизации проводимых реформ.
Концепция "третьей силы", аналогичной идее "конвергенции" социально-экономических систем, смогла бы послужить общенациональной идеологией реформаторских устремлений отечественных экономистов, ибо она учитывает и национальные традиции России (идеи онтологизма и соборности, софийности хозяйства, общинных и артельных "начал", органического синтеза личности и общества, товарищеского коллектива и взаимопомощи в процессе трудовой деятельности, что и послужило объединению православных символов веры с идеалами современного социализма). Учет национальных традиций России жизненно необходим при проведении радикальных реформ, ибо только в этом случае концепция "третьей силы", учитывающая мировой опыт, позволила бы избежать общенациональных и системных кризисов, потрясающих современный цивилизованный" мир, а также крайностей шоколиберальных реформ, имеющих своим итогом беспримерную эскалацию междоусобиц, терактов, кровавых "разборок" ради личного обогащения и карьеры. Согласно этой концепции, по мере роста продуктивности народного хозяйства все более необходимы такие Хозяйственные системы и уклады, которые облегчают действенный контроль и природоохрану в интересах всего населения, а не отдельных социальных групп. Русская "национальная идея" - это не идея национальной исключительности, подобно американской, а учитывает онтологическую цель народного хозяйства каждой страны, да и в мировом (планетарном) масштабе, чтобы обеспечить права и свободы всех граждан на основе "цельного знания", социальную защиту их, изживание "вертикальной" поляризации и дискриминации на путях равномерного распределения доходов и капитала; это требование свойственно не только современной "либеральной" экономике, а практически всем развитым странам мира.



Концепция "третьей силы" на основе онтологической цели русского общества, позволила бы России превратиться в могущественную мировую державу.
С позиций русской "национальной идеи" заведомо неверна пропагандистская трактовка нынешних социальных переворотов, как победы "передового капитализма над отсталым социализмом". Правда фактическая реализация первой системы в самых богатых странах мира кое в чем превзошла ее "инструктивные потенции"(благодаря обширному опыту "социализации", перспективного планирования и государственного регулирования), а фактический "реальный социализм" такие возможности не раскрыл, не обеспечив надлежащего демократического контроля над государственной и хозяйственной администрацией, что и привело эту систему к ее антиобщественному перерождению.

Но в итоге обе сложившиеся системы, возникшие на общей материальной основе "индустриализма", не справились с нарастающими потребностями гуманизации и эко-логизации хозяйственной деятельности. Характерной приметой проводимых реформ в этих странах являются эколого-^ономические кризисы - ускоренное разрушение природной ^еды из-за чрезмерно интенсивной эксплуатации несовершенными технологиями.

Все ранние цивилизации погибли, обратив в пустыню прежде цветущие плодородные страны. В наше время лричиной назревающей экологической и демографической катастрофы может стать как раз архаичное расточительное обрап ние с природными и человеческими факторами, этими самьшл хрупкими и все более редкими ресурсами на фоне наводнени планеты сфабрикованными средствами производства и потрек ления.

Как известно, ООН, активно выступающая за гуманиза цию социально-экономической жизни, в серии документов "Повестка дня XXI века", получившая всеобщее признание на международных встречах высшего уровня, указывает, что современный мир, со всеми его социально-экономическими систе. мами и укладами, находится в глубоком общецивилизационном кризисе, чреватом эколого-экономической и социальной катастрофой.
Индустриализм в большей мере, чем это допустимо ныне превращает людей и природную среду в придатки и "сырье" технологических процессов, загрязняет мир отходами производства. Радикальное разрешение этих трудностей возможно лишь на путях "постиндустриализма", совместными действиями всех народов. До того, как сложатся предпосылки такого глобального перехода, неразумна стратегия "взаимозамены" устаревающих социальных систем, например "перехода от социализма к капитализму". Намного большие результаты, как показывает практика реформирования, только тогда приведут к "экономическому чуду", когда будет разработана стратегия модернизации сложившихся дееспособных систем, во многом приближающая к их сближению, "конвергенции".

Именно последняя и лежит в основе концепции "третьей силы", способной объединить все народы на базе создания "цельного общечеловеческого организма", обеспечив ему "тихую и спокойную жизнь".
Несмотря на внушительное развитие социальной защиты и поддержки населения богатых стран, капитализм и сегодня остается главным генератором социальной поляризации в мировом масштабе. В начале 90-х годов страны с населением 18% от общемирового ("золотой миллиард") и среднедушевыми размерами внутреннего валового продукта, превышающими мировую среднюю, сконцентрировали производство и потребление 82% общемирового ВВП.

США с 5-процентным населением от населения всего земного шара, используют свыше 40% мировых ресурсов а контролируют и того больше. На долю остальных 4/5 человечества приходится менее 1/3 общемирового хозяйства и его плодов.

Огромная периферия высокоразвитого "авангарда цивилизации" численно разрастается и все более отстает в своем развитии. За последние десятилетия количество наиболее бедных стран возросло с 30 до 48, глубина отставания арьергарда превысила 700 раз по среднедушевому ВВП.
Примечательно, что СССР, Россия и большинство восточноевропейских "постсоциалистических" стран в свое время также принадлежали именно к "золотому миллиарду", откуда были вытолкнуты шоколиберальным экономическим спадом. Неразумное безудержное фритредерство вызвало взрывную социальную поляризацию в пользу хищнических присвоителей, в ущерб созидательным участникам производства, подставило либерализованную", но не реорганизованную экономику под удары нацеленной разрушительной конкуренции высокоразвитых капиталистических стран, давно осознавших необходимость организованного и контролируемого рынка, практикующих активное протекционирование своих производителей.



Содержание раздела