d9e5a92d

Структура бизнес-плана и расчет основных его показателей


Глава 3
Методические основы формирования бизнес-планов региональной экономики и ресурсосберегающей деятельности
3.1. Структура бизнес-плана и расчет основных его показателей
В бизнес-плане природоохранной и ресурсосберегающей деятельности, как и в других планах деятельности предприятий, содержатся следующие разделы.
Раздел 1. Возможности эколого-экономической системы.
Раздел 2. Виды ресурсов (первичных и вторичных), экологический потенциал, наличие базовых экологических ограничений.
Раздел 3. Рынок сбыта продукции, полученной из отходов производств, или услуг.
Раздел 4. Конкуренция на рынке сбыта продукции или услуг по осуществлению природоохранной или ресурсосберегающей деятельности.
Раздел 5. План маркетинга.
Раздел 6. План природоохранной и ресурсосберегающей деятельности.
Раздел 7. Организационный план по кооперации производств и объектов непроизводственной сферы для повышения эколого-экономической эффективности природоохранной и ресурсосберегающей деятельности в регионе.
Раздел 8. Правовое обеспечение природоохранной и ресурсосберегающей деятельности.
Раздел 9. Социально-экономическая оценка риска и страхование субъектов и объектов от возможных экологических катастроф.
Раздел 10. Финансовый план.
Раздел 11. План капитального строительства природоохранных объектов, их реконструкция и стратегия финансирования.

Важным фактором стратегического планирования является выбор обоснованных приоритетов, которые будут поддержаны руководителями предприятий и объектов непроизводственной сферы и руководителями регионов и страны.
Чем четче выдвигает РЭЭС свои цели в рамках количества, места и времени, тем конкретнее может быть разработана стратегия их достижения. Схема стратегического планирования РЭЭС может иметь, например, такую структуру, какая представлена ниже.
Программа деятельности РЭЭС
Обеспечение максимальной эколого-экономической эффективности природоохранной и ресурсосберегающей деятельности предприятий и объектов непроизводственной сферы.
Цели РЭЭС

  1. Минимизировать антропогенное отрицательное влияние на окружающую среду всех источников, выбрасывающих токсические вещества с помощью очистительных систем.
  2. Максимально использовать научно-технические достижения в системе подготовки сырья к использованию или санитарной очистки отходов производства.
  3. Увеличение доли накопления собственных средств РЭЭС и заемного капитала для строительства новых, более эффективных очистительных систем или реконструкции старых.

Подцели РЭЭС

  1. Снижение себестоимости вторичной продукции, полученной из отходов производств и отходов от объектов непроизводственной сферы.
  2. Выход на внешний рынок продукции, полученной из отходов. Повышение конкурентоспособности систем очистки отходов производства, услуг по организации природоохранной и ресурсосберегающей деятельности.
  3. Повышение надежности и точности экологического мониторинга. Сокращение эксплуатационных расходов в РЭЭС. Оптимизация структуры управления РЭЭС. Автоматизация всех процессов в РЭЭС.
  4. Снижение расходов на реагенты, сырье, материалы, электроэнергию в процессе промышленной и санитарной очистки отходов.
  1. Разработка новых технологий использования природных ресурсов и очистки отходов. Повышение безопасного размещения и утилизации отходов производства и минимизация затрат на эти мероприятия.

Следует заметить, что для РЭЭС не может быть целью максимальное насыщение рынка продукцией, полученной из отходов производства. Объем этой продукции является вынужденной мерой его производства. Тем не менее в зависимости от конкретной ситуации, складывающейся на рынке с точки зрения состояния спроса, нужно учитывать следующие основные типы маркетинга:

  1. Конверсионный маркетинг связан с негативными представлениями о вторичных материальных ресурсах (отходах производства), из которых производится продукция, поэтому нередко часть потенциальных покупателей отвергает данный товар или вторичное сырье. Задачей маркетинга в РЭЭС при отрицательном спросе является разработка такого плана, который способствовал бы зарождению спроса на соответствующие товары или услуги.
  2. Стимулирующий маркетинг предполагает наличие товаров или услуг, на которые нет спроса по причине полного безразличия или незаинтересованности потребителей, включая администрацию региона. План маркетинга в этом случае должен изучить причины такого безразличия и определить мероприятия по его преодолению.
  3. Развивающийся маркетинг связан с формирующимся спросом на новые разработки технологических производств и новые виды товаров. Его используют в ситуациях, когда имеется потенциальный спрос под воздействием правовой ответственности за соблюдение экологических нормативов. Управление данным видом маркетинга направлено на исключение штрафных платежей за загрязнение окружающей среды и на уменьшение суммы затрат на сырье и материалы, на стабилизацию экологической ситуации и на превращение потенциального спроса в реальный.
  4. Ремаркетинг используется в том случае, когда на все виды товаров и услуг в период экономического спада их жизненного цикла спрос снижается. Цель ремаркетинга - соблюсти синхронность оживления экономики и спроса при помощи новых возможностей маркетинга.


  1. Демаркетинг применяется, когда спрос на некоторые товары, изготовленные из отходов (остатков), значительно превышает предложения. Поскольку товары повышенного спроса нередко изготавливаются из искусственно увеличенных отходов сырья цветных металлов, продовольственного или другого сырья, предназначенного для изготовления продукции широкого потребления и социально значимой, материалоемкость и себестоимость продукции растут. Чтобы у потребителя не создавалось негативного представления о возможностях фирмы, изменяются цены, снижается рекламная деятельность и т.п. Все перечисленное - это издержки ответственности производств по рациональному использованию ресурсов и эффективному решению экологических задач.

С целью дифференциации всей совокупности потребителей в настоящее время используется сегментация отдельных задач в РЭЭС на основе результатов расчета корреляционных взаимосвязей между социально-экономическими и демографическими параметрами и эколого-экономическими показателями. Региональная сегментация, включающая экономическое, политическое и другое деление на основе поведенческих и психологических особенностей покупателей, а также сегментация по разности конечных потребителей образуют сложную систему региона.
Сегментация актуальных задач в РЭЭС в рыночной экономике позволяет детально и глубоко изучить группы потребителей вторичной продукции или вторичных ресурсов. Это позволяет РЭЭС выбрать целевые сегменты рынка, с которыми следует работать.
Пример 3.1

  1. Функции спроса населения на вторичную продукцию, полученную из отхода производства: D = 7 - Р.
  2. Функция предложения: S = -5 + 2P.

Определим равновесную цену и равновесный объем продаж. Какова будет ситуация на рынке, если цена на вторичную продукцию будет установлена 3 млрд руб.?
Решение
Равновесная цена: 7 - Р + 5 - 2Р = 0; Р = 4.
При равновесной цене 4 млрд руб. равновесный объем составит: 7 - Р, т.е. 3 тыс. шт.

Если цена будет установлена на уровне 3 млрд руб., то объем возрастает, так как спрос на данный товар по цене ниже равновесной увеличивается ( 3.1).
Пример 3.2
Фирмой было продано по цене 8000 руб. за 1 кг 500 кг реагентов для очистки сточных вод, а после увеличения цены до 10 000 руб. - 400 кг. Определим, чему равна эластичность спроса на реагент.
Решение
Эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности (Е2).
Ed =

Изменение количества N
Сумма количества
N
2

:

Изменение цены Р
Сумма цены
P
2

.
Следовательно, подставив данные в формулу, получим значение коэффициента эластичности: Ed = 0,2/0,2 = 1.
Полученный результат показывает, что наблюдается эффект единичной эластичности, т.е. увеличение цены оставит общую выручку без изменений. Процентное изменение количества продукции равно процентному изменению цены.

3.1. Изменение спроса и предложения на вторичную продукцию
S - предложение; D - спрос; Q - объем продукции, тыс. шт., Р - цена продукции, млрд руб. Пример 3.3
Функция полной полезности вторичного продукта ТИx для индивидуального потребителя выражена следующим соотношением:
ТИx = 100Q+ 15Q2 - 2Q3,
где Q - объем потребления.
Какова будет предельная полезность при объеме потребления вторичной продукции, равном 3 ед. и 10 ед.?
Решение
Функция предельной полезности, являющаяся первой производной от функции полной полезности, определяется таким образом:
Т = Т(ТИx) = 100 + 30Q - 6Q2.
Следовательно, при объеме потребления вторичной продукции, равном 3 ед., получим:
T = 100 + 90 - 54 = 136.
Предельная полезность составляет 136 ютилей.
При объеме потребления в 10 ед. предельная полезность значительно снизится и составит 200 ютилей (T = 100 + 300 - 600).
Пример 3.4
Предприятие имеет издержки на производство вторичной продукции из отходов:

выпуск, тыс. ед. 0; 1; 2; 3; 4; 5; 6;
общие издержки, тыс. руб. 50; 90; 120; 145; 180; 235; 325.

Нужно рассчитать необходимые показатели для каждого выпуска вторичной продукции:
Q - предельные издержки; АТС = TC/Q - средние общие издержки; AVC/Q - средние переменные издержки; AVC = TVC/Q - средние постоянные издержки, ТС = TFC + TVC - общие издержки; TFC = ТС - TFC1 - переменные издержки; TFC1 = Const. - постоянные издержки. Результаты расчета сведены в табл.

3.1.
Таблица 3.1
Данные по издержкам

Выпуск, тыс. ед. Значения показателей для каждого выпуска продукции, тыс. руб.
ТС АТС MC TFC TVC AFC AVC
0 50 90,0 40 50 0 50 40
1 90 60,0 30 50 40 25 35
2 120 48,3 25 50 70 16,6 31,6
3 145 45,0 35 50 95 12,5 32,5
4 180 47,0 55 50 130 10,0 37,0
5 235 58,0 90 50 185 8,3 45,8
6 325 - - 50 275 - -

Для самостоятельной работы расчетные данные приведены в табл. 4 Приложения.



Содержание раздела