d9e5a92d

Приоритеты развития производительных сил и природоохранной деятельности


1.2. Приоритеты развития производительных сил и природоохранной деятельности
Устойчивость взаимосвязи формирования государственной политики по развитию РЭЭС и уровня экономики во многом
зависит от состояния окружающей среды, которое существенно ухудшается вследствие усиления отрицательного антропогенного воздействия. Сейчас наблюдается тенденция обострения эколого-экономических, социально-экономических, экономико-демографических и других взаимосвязей в системе природа - общество - человек, что обусловливает особенности природоохранной деятельности, а также поиска путей улучшения состояния окружающей среды.
Планы экономического и социального развития страны определяют пути решения комплексных эколого-экономических и социально-экономических проблем. Ведь от качества окружающей среды зависят: рост реальных доходов населения, совершенствование структуры доходов, распределения, дифференциации и соотношения доходов, получаемых за счет общественных фондов потребления; соотношение индивидуальных и общественных форм удовлетворения потребностей; решение задач бесперебойного снабжения населения продуктами; решение жилищных проблем; развитие народного образования; охрана природы, здоровья населения, совершенствование системы медицинской помощи, организация отдыха людей.
В настоящее время эколого-экономическая система природопользования ориентирована на такие конечные результаты, как улучшение состояния и использования экологического потенциала в интересах социально-экономического развития страны. В практическом решении задач повышения эффективности природопользования возникает необходимость учитывать значительную совокупность взаимосвязей в эколого-экономической системе.
Эколого-экономические взаимосвязи. Проведенные в нашей стране и за рубежом системно-статистические анализы четко показывают наличие взаимосвязей между состоянием экологической системы и уровнем экономики в настоящем и будущем.

Устойчивость этих взаимосвязей во многом зависит от состояния окружающей среды, которая в большинстве районов земного шара существенно ухудшается в результате отрицательного антропогенного воздействия.
Это взаимодействие до недавнего времени было лишь суммой локальных изменений, которые затем распространились на значительные пространства в результате расширения области хозяйственной деятельности. В настоящее время дело обстоит гораздо серьезнее.

Антропогенное воздействие затрагивает глобальные природные процессы и в конце концов может изменить природные условия отдельного региона или даже континента.
При рассмотрении эколого-экономических систем со сложными обратными, связями вскрываются области устойчивости параметров и состояние системы. Например, интенсификация производства при неизменной технологии повышает уровень загрязнения окружающей среды, которая посредством изменения качества трудовых, сырьевых и других ресурсов влияет на темпы и экономику развития производства.

Подобных эколого-экономических обратных взаимосвязей в системе рационального использования, воспроизводства ресурсов и охраны среды большое множество. Сложность расчета величины таких взаимосвязей сопряжена в основном с изменением и определением времени протекания процессов на всех этапах обратных связей системы.

Поэтому для упрощения исследований иногда целесообразен системный анализ отдельных экономических и экологических показателей.

Это позволит выполнить ориентировочное научное прогнозирование развития экологической системы и создать оптимальный программно-целевой план размещения производительных сил.
Социально-экономические и экономико-демографические взаимосвязи. Экономика общества - один из действенных макроуровневых интегральных факторов рационального использования, воспроизводства ресурсов при решении социально-экономических и экономико-демографических задач.

Воспроизводство ресурсов - всегда непрерывный и повторяющийся процесс на различных качественных и количественных уровнях развития экологической системы.
На процесс воспроизводства качественных трудовых ресурсов (рождение здоровых детей) воздействует значительная совокупность сопряженных факторов, таких, как уровень жизни, состояние окружающей среды и многие другие переменные, о количественной и качественной взаимосвязи которых сравнительно мало говорится в социально-экономической и демографической научной литературе. Это и понятно.



Социально-экономические и экономико-демографические процессы трудно поддаются научному прогнозированию и оптимальному планированию.

Поэтому при определении последовательности социально-экономических и экономико-демографических взаимосвязей в условиях меняющегося состояния окружающей среды, а также ограниченности некоторых ресурсов важнейшим аспектом остается формирование системно-структурных совокупностей взаимосвязей и ранжирование факторов по их значимости.
На первом этапе формирования последовательность структур и ранжирование факторов в региональном и общегосударственном
разрезах экологической системы целесообразно осуществлять методами экспертных оценок. Это позволит более четко сформулировать неотложные задачи и наметить рациональные пути их решения.

В дальнейшем, по мере совершенствования системы рационального использования, воспроизводства ресурсов и охраны окружающей среды, представится возможность аналитически определить эколого-экономические, социально-экономические и экономико-демографические взаимосвязи, моделировать эти процессы и комплексно планировать развитие экологической системы в целом.
Экономико-организационные взаимосвязи. Определение всей совокупности этих взаимосвязей занимает первостепенное место при повышении общей интегральной эффективности общественного производства.

Особую роль они играют при решении задач повышения уровня кооперации между предприятиями в области рационального использования, воспроизводства первичных и вторичных ресурсов и охраны окружающей среды.

И успех зависит от научно обоснованных систем цен на вторичную продукцию и норм оплаты за загрязнение окружающей среды из прибыли предприятий. Без этих показателей невозможно повысить заинтересованность трудовых коллективов в очистке отходов своего производства (тем более отходов производства других ведомств), а также в использовании продуктов очистки.

Количественные и качественные экономико-организационные взаимосвязи необходимы также при решении проблем экономики и организации автоматизированного управления системой рационального природопользования.
В процессе создания автоматизированных систем планирования работ следует учитывать такие особенности, как формы и средства нормативно-справочных массивов информации, полнота и достоверность проектных данных о будущем состоянии экономики в экологической системе в наиболее развитых экономических районах и т.п. Улучшению состояния окружающей среды будет способствовать общегосударственная автоматизированная экологическая система.

В составе общегосударственной автоматизированной системы планирования и управления природопользованием должны быть созданы ее региональные подсистемы для реализации функций планирования на всех ее уровнях и во всех звеньях.
Типизация процедур при разработке алгоритма оперативного управления звеньями экологической системы, столь характерная для крупных региональных систем, приводит к необходимости
создания сложных структурных взаимосвязей, что в свою очередь обусловливает возникновение таких дополнительных трудностей и проблем в экосистеме, как согласование критериев оптимальности различных уровней управления, формирование массивов информации соответствующих уровней, их обоснование и взаимосвязи и т.д.
На первом уровне иерархической структуры находятся федеральные директивные органы управления, которые координируют всю работу по защите окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству ресурсов и составляют перспективные планы развития народного хозяйства в целом.
На втором уровне сосредоточена совокупность отраслевой конгломерации народного хозяйства, региональные директивные органы (республиканские органы управления) и региональные системы рационального природопользования. На этом уровне осуществляются работы по кооперированию, оптимальному оперативному планированию и управлению с целью создания максимума благоприятных условий для перевода системы с госбюджета на хозяйственный расчет.
На третьем уровне располагаются производства, имеющие отходы, содержащие агрессивные по отношению к природе или остро осязаемые примеси. Основные задачи звеньев этого уровня - выбор рациональных способов очистки исходного сырья, отходов производств, позволяющих получить дефицитный для рассматриваемого региона целевой продукт.
Объектом автоматизации общегосударственной системы защиты окружающей среды являются территориально-производственные малоотходные комплексы, включающие транспорт, средства связи, вычислительные центры и т.д. Развитие всех звеньев общегосударственной экологической системы с учетом их особенностей и взаимной связи с народно-хозяйственным программно-целевым планом можно считать объектом исследования, формирования и развития мероприятий по оздоровлению окружающей среды.



Содержание раздела