дополнительная информация здесь         d9e5a92d

Принцип продолжающейся деятельности


Как отмечалось выше, требование полноты зафиксировано в Положении по бухгалтерскому учету и отчетности, но только как полноты отражения всех фактов хозяйственной деятельности. Ни о существенности, ни о затратах на получение информации там не говорится. Следует отметить, что соблюдение всех вышеперечисленных требований к качеству информации должно сочетаться с ограничением “затраты / выгоды”. Суть этого ограничения состоит в том, что выгода от полученной информации должна быть больше затрат на ее получение. В российской практике существует требование рациональности и экономности ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины предприятия, декларируемое Положением по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”.
В целом же выполнение всех требований к качеству учетной информации должно дать в результате правдивый, полный и полезный отчет о деятельности компании.
Принципы учета информации В международных стандартах выделены следующие принципы учета информации.
1. Принцип начислений (accrual basis). В соответствии с этим принципом операции записываются на момент их совершения, а не в момент оплаты денег и относятся к отчетному периоду, когда была совершена операция. Часто этот принцип разбивается на несколько составных частей:
а) собственно принцип начислений;
б) принцип регистрации дохода (realisation concept) доход отражается в том периоде, когда он был заработан или получен, а не когда получены деньги. Исключением является метод поэтапного выполнения контрактов и метод продажи в рассрочку;
в) принцип соответствия (matching concept) в отчетном периоде регистрируются только те расходы, которые привели к доходам данного периода.
В Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” принцип начислений представлен как допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности (п. 2.2, абзац 5), которые относятся к тому периоду, когда они имели место, вне зависимости от движения денежных средств. Ранее этот принцип был декларирован в Положении о бухгалтерском учете в РФ, но затем исключен из текста, поскольку российские предприятия на практике используют как метод отражения реализации по отгрузке, так и по оплате.

Фактическое его признание обеспечивалось Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и Планом счетов, а также правилом отнесения доходов и расходов на отчетный период, зафиксированным в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ.
2. Принцип продолжающейся деятельности (going concern). Этот принцип означает, что предприятие нормально функционирует и будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем. То есть не существует ни необходимости (банкротство), ни намерения ликвидировать или существенно сократить деятельность предприятия по каким либо причинам.

Такая предпосылка является основанием для включения различных статей в баланс по фактической себестоимости, а не по рыночной цене возможной реализации активов и обязательств в случае ликвидации и отражения в счете о прибылях и убытках результатов текущей деятельности. В России этот принцип впервые отражен в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (п. 2.2, абз. 2).

Необходимо отметить, однако, что механизм составления отчетности в случае ликвидации предприятия у нас пока не отработан.
3. Принципы двойной записи (double entry). Это требование вполне естественно и очевидно для российского понимания бухгалтерского учета. На Западе оно подчеркивает разницу между финансовым и управленческим учетом.
4. Принцип единицы учета (accounting entity). Предприятие, на котором ведется учет и составляется отчетность, является самостоятельным хозяйствующим субъектом и отделяется от собственника предприятия и от других предприятий. В России этот принцип косвенно признавался: во-первых, существовало понятие “юридического лица”, во-вторых, правилами учета расчетов предприятия с учредителям на сч. 75. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” (п.



2.2, абзац. 1) непосредственно формулирует этот принцип как “допущение имущественной обособленности предприятия”.
5. Принцип периодичности (periodicity) принцип регулярного периодичного составления отчетности. На Западе этот период равен одному году и его началом могут быть любые число и месяц года, если они будут постоянными. В российской практике отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря, и наряду с годовой обязательно предоставление квартальной отчетности.
6. Принцип денежного измерителя (monetary measurement), в соответствии с которым вся хозяйственная деятельность оценивается с помощью единого денежного измерителя. Соблюдение данного принципа в отечественной практике очевидно. Однако необходимо подчеркнуть, что на Западе разработан целый ряд вариантов рыночных оценок, которые пока не используются в российском бухгалтерском учете.

В дальнейшем они будут нами рассмотрены.
7. Принцип конфиденциальности (confidence), который означает, что информация, отраженная в отчетности предприятия, не должна наносить ущерб его интересам. Этот принцип в России не продекларирован.
Элементы финансовой отчетности Выделение элементов отчетности в разряд принципов связано с тем, что их понимание влияет на оценку пользователем деятельности компании и соответственно на принятие им определенного решения. Такие элементы финансового отчета, как активы, обязательства и капитал, связаны с финансовым состоянием предприятия, а доходы и расходы с результатами хозяйственной его деятельности.
1. Активы (assets). В международной практике под активами понимаются ресурсы, контролируемые предприятием, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод предприятия. Такая трактовка отличается от российской, когда активами признаются средства предприятия, проклассифицированные по составу на определенную дату и составляющие левую часть баланса.
2. Обязательства (liabilities). Это существующие в настоящий момент обязательства компании, являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих изъятий ресурсов компании и уменьшения экономических выгод. Понимание обязательств также не соответствует принятому в России, где обязательства считаются источниками средств предприятия, сгруппированными в правой стороне баланса.
3. Капитал (capital, equity) оставшаяся доля собственных активов предприятия после вычета обязательств. Такая трактовка каптала обусловлена тем, что в случае ликвидации предприятия кредиторы имеют приоритет перед собственниками и их требования удовлетворяются в первую очередь. Понятие капитала в отечественной практике бухгалтерского учета появилось лишь в 1994 г. с переименованием сч.

85 в “Уставный капитал”.
4. Доходы (income) это увеличение экономических выгод предприятия за отчетный период, которое выражается в увеличении активов или уменьшении обязательств, результатом которых является увеличение капитала (увеличение капитала не за счет вкладов собственников).
5. Расходы (expenses) уменьшение экономических выгод за отчетный период, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, которые приводят к уменьшению капитала (уменьшению капитала не за счет изъятий собственников). Убытки считаются по своей сути расходами и не выделяются в отдельный элемент финансовой отчетности.
Таким образом, принципы учета лежат в основе ведения всего процесса учета и составления отчетности. Такая на первый взгляд сугубо теоретическая база имеет решающее значение для практики ведения учета. Понимание этого обстоятельства приводит к тому, что в российских нормативных актах, регламентирующих ведение учета, все чаще используются учетные принципы, сложившиеся в условиях развитой рыночной экономики.

Наиболее последовательно это нашло отражение в Положении по бухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия”.
На основе результатов анализа федеральной финансовой системы, проведенного в данной главе, рассмотрим институциональные и экономические аспекты финансовой системы региона (гл. 2 и 3), методы управления ею (гл. 4), а также определим роль и место банков в региональной финансовой системе (гл.

5).
2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА 2.1. Функции финансов в экономике региона Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается та "работа", которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании функций спорный. Некоторые отечественные финансисты, например А.М. Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную.

А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждают, что финансы выражаются в формировании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле, отрицая распределительную функцию только на том основании, что функция должна быть специфичной, свойственной только данной категории и никакой другой, а распределительные отношения в обществе "обслуживают" различные экономические категории.

И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное отношение.



Содержание раздела