d9e5a92d

Европейская хартия о местном самоуправлении.


— установления минимальных государственных социальных стандартов как основы расчетов при осуществлении межбюджетных отношений;
• активное формирование муниципальной собственности как важного компонента финансово-экономической базы местного самоуправления;
• развитие рынка недвижимости;
• проведение инвестиционной политики, обеспечивающей привлечение доходов населения и ориентированной на участие представителей малого и среднего бизнеса.
Механизмом решения вышеперечисленных проблем должно быть установление такого бюджетного и налогового регулирования, которое обеспечивает формирование минимальных местных бюджетов и создает условия для оптимизации базы налогообложения муниципальных образований.
При упоминании основных финансово-бюджетных проблем местного самоуправления, указанных в Основных положениях государственной политики... важно отметить, что подобные проблемы существуют на протяжении многих лет. Несмотря на некоторые изменения в практике принятия федеральных законов, бюджеты муниципальных образований все еще несбалансированны и бедны. Между тем во всех странах, имеющих местное самоуправление, местные органы самоуправления играют решающую роль в достижении социального консенсуса, экономического благосостояния и стабильного развития не только в пределах подотчетной им территории, но и в стране в целом.

Для этой цели местные органы должны обладать необходимыми финансовыми ресурсами.
Все страны — члены Совета Европы сталкиваются в настоящее время с проблемой выбора соответствующего баланса контроля и сокращения государственных расходов, с одной стороны, и предоставления большей финансовой самодостаточности местным органам — с другой. Таким образом, они изыскивают возможности справедливого распределения средств на всех уровнях государственного управления.
Не существует универсальной модели в области местных финансов и местного бюджета, применимой для всех европейских стран. Каждая модель характерна своими нуждами и решениями. Тем не менее ст. 9 Европейского закона о местном самоуправлении (принятого и действующего в России с 1 сентября 1998 г.) предусматривает некоторые общие принципы, касающиеся финансовых ресурсов, выделенных местным органам. Она гласит, что в рамках государственной экономической политики в соответствующей стране местные органы имеют право обладать достаточными собственными финансовыми ресурсами, которыми они могут свободно распоряжаться в пределах своих полномочий.

Такие финансовые ресурсы должны отвечать объему полномочий, возложенных на местные органы, в соответствии с конституцией и действующим законодательством.
Федеральное законодательство, регулирующее общие организационные принципы и финансовую базу местного самоуправления в Российской Федерации, провозгласило принципы оказания финансовой поддержки в исполнении обязательств, возложенных на местные органы; но как региональные, так и федеральные органы власти ими пренебрегают.

Контрольные вопросы
1. Что лежит в основе финансово-экономической деятельности местного самоуправления?
2. Как формируется финансовая база органов местного самоуправления?
3. Какие принципы обеспечивают эффективную систему денежных поступлений?

ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления. — М., 1996.
2. Брячихин А.М. Россия — город — власть. — М., 1995.
3. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства: — Обнинск, 1995.
4. Гаврилов А.И. Проблемы повышения эффективности местного самоуправления. — М.: БЕК, 1994.
5. Гапоненко А.Л. Управление экономическим развитием. — М., 1993.
6. Гладышев А.В. Правовые основы местного самоуправления. М., 1996.
7. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление. — М, 1997.
8. Европейская хартия о местном самоуправлении. Совет Европы, Страсбург, 1990.
9. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Российская газета. — 1996. — 9 апреля.
10. Мацнов Д.А. и др. Анализ экономического взаимодействия регионов России // Проблемы прогнозирования. — 1995. — №7.
11. Мацнов Д.А. Сохраним ли целостность общероссийского экономического пространства? // Российский экономический журнал. — 1995. — № 7.


12. Мельников С.Б. Корпоратизм — российский путь реформ. — М., 1996.
13. Менеджмент в сфере услуг / Под. ред. В.Ф.

Уколова. — М., 1995.
14. Мельников С.Б. Формирование корпоративного управления муниципальными образованиями в России в условиях кризиса. — М., 1996.
15. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационный обзор. — М., 1994.
16. Местное самоуправление в России: Сборник материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. Вып.

1. — М., 1995.
17. Местное самоуправление в России: технологии, проблемы, перспективы. Спецкурс. Вып.

6. — М., 1997.
18. Моргачев В.Н. Формы и методы территориального управления в США и Канаде. — М., 1987.
19. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон // Российская газета. — 1995.— 9 апреля.
20. Омаров А.М. Руководитель. Размышления о стиле управления.

М., 1987.
21. Региональное управление. Зарубежный опыт / Отв. ред. Г.И. Иванов.

М., 1993.
22. Региональная экономика / Под ред. Т.Г.

Морозовой. — М., 1993.
23. Регион и Федерация: в поисках оптимума. — Невельск, 1966.
24. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / Под общ. ред. Б.М.

Штульберга. — М., 1997.
25. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.

Пулатова. — М.: БЕК, 1994.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Основные понятия и определения экономики региона
1.1. Национальная экономика как сфера организации воспроизводственных процессов
1.2. Понятия регион, экономический район
Глава 2. Типы и виды экономик. Экономические системы и их сущность
2.1. Экономическая система и ее элементы
2.2. Типы хозяйственных систем
2.3. Типы и виды рыночных экономик
Глава 3. Теории размещения регионального производства
3.1. Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена
3.2. Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта
3.3. Теория промышленного штандорта А. Вебера
3.4. Теория центральных мест
3.5. Региональные рынки и пространственная теория цены
3.6. Теории региональной специализации и межрегиональной торговли
Глава 4. Пространственная организация и специализация хозяйства
4.1. Теоретические разработки о пространственной организации хозяйства
4.2. Принципы и факторы размещения производительных сил региона
4.3. Теория образования региональных комплексов
4.4. Методы регулирования развития территориальных комплексов
4.5. Новые парадигмы и концепции региона
4.6. Размещение деятельности
4.7. Пространственная организация экономики
4.8. Межрегиональное экономическое взаимодействие
Глава 5. Методы исследований в региональной экономике
Глава 6. Основы регионального управления экономикой
6.1. Особенности организации регионального управления
6.2. Сущность и задачи регионального управления
6.3. Принципы и методы регионального управления
6.4. Разделение функций, ресурсов и ответственности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях
Глава 7. Региональное развитие: цели, критерии и методы управления
7.1. Что такое развитие?
7.2. Цели и критерии социально-экономического развития региона
7.3. Методы управления региональным развитием
Глава 8. Основы муниципального менеджмента
8.1. Муниципальный менеджмент как область практики
8.2. Принципы муниципального менеджмента
8.3. Особенности муниципального менеджмента
8.4. Муниципальный менеджмент как учебная дисциплина
8.5. Механизм управления муниципальным образованием
Глава 9. Региональное размещение и регулирование региональных пропорций
9.1. Экономическое пространство России, его макроэкономические региональные пропорции
9.2. Проблема размещения производительных сил в региональной экономике
9.3. Задачи федерального, регионального и муниципального управления в современных условиях
Глава 10. Организация муниципального управления в условиях корпоративной экономики
10.1. Корпоративная экономика как условие развития муниципальных образований (городов, районов)
10.2. Сущность корпоративного метода ведения хозяйства
10.3. Социально-финансовые группы муниципальных образований — управленческая основа корпоративной экономики
10.4. Корпоративная экономика и социальная жизнь
Глава 11. Факторы социально-экономического развития и конкурентоспособности регионов
11.1. Организационно-экономические факторы
11.2. Сравнительный анализ отечественных и зарубежных факторов
11.3. Новые тенденции в соотношении отдельных факторов
Глава 12. Методы управления региональной экономикой
12.1. Общая характеристика методов управления
12.2. Классификация методов
12.3. Экономическое моделирование
Глава 13. Воспроизводственные процессы в регионе
13.1. Территориальное разделение труда и воспроизводственные процессы на региональном уровне
13.2. Особенности организации воспроизводственного процесса в регионе
Глава 14. Организация управления экономикой региона
14.1. Сущность организации управления экономикой региона
14.2. Классификация организационных структур управления
14.3. Современные проблемы развития организационных структур управления
Глава 15. Принципы управления
15.1. Принципы, обеспечивающие функционирование объекта управления
15.2. Принципы, обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы
Глава 16. Финансовая система региона
16.1. Финансово-экономическая основа местного самоуправления
16.2. Финансовая база деятельности органов местного самоуправления (МСУ)
16.3. Виды межбюджетных поступлений
16.4. Рамки для установления межправительственных перечислений
16.5. Цели финансовых отношений между различными уровнями управления в Российской Федерации
16.6. Финансовая основа осуществления местного самоуправления
Литература
1 Гаврилов А.Н. Организация воспроизводственных процессов в регионе. — М.: Курсы повышения квалификации РАГС, 2000.



Содержание раздела