d9e5a92d

2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг.

Казначейские обязательства выпускаются Министерством Финансов РФ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 906 от 9 августа 1994 года. КО являлись ценными бумагами с фиксированным доходом в 40% годовых , эмитировались они в виде электронных записей на счетах депо в уполномоченных банках-депозитариях .Их можно было хранить до погашения ( при этом доходность стабильно превышала ставки ГКО на 10-30% ) , рассчитываться по номиналу обязательств со своими поставщиками, а также безусловно погашать ими федеральные налоги по ставке номинал плюс накопленный процентный доход .
Под давлением МВФ , который счел КО денежным суррогатом , ведущим к скрытой инфляции , с января 1996 года Минфин прекратил выпуск казначейских обязательств.
По итогам 1995 года Казначейские обязательства стали вторыми по объему и популярности после ГКО ценными бумагами обращающимися на российском фондовом рынке.
КО были признаны "нерыночным" не потому что их доходность низка, а потому, что они выпускались государством, принимались в оплату налогов и фактически являлись "альтернативными" деньгами, выпускавшимися Минфином в обход Центрального банка. Но с другой стороны уже отлаженный механизм функционирования КО, а также кризис неплатежей в стране, заставляют Минфин искать сходные инструменты развязывания неплатежей между бюджетом и предприятиями.
В 1996 году эстафета щадящего казну способа финансирования перешла к казначейским налоговым освобождениям (КНО) . Согласно нормативным документам , КНО не являлись ценными бумагами , что автоматически вело к формальному запрету на куплю-продажу и залог КНО. Сфера их использования ограничивалась погашением налоговой задолженности в федеральный бюджет или передачей кредиторам получателя КНО , причем только таким , которые имели задолженность перед бюджетом на ту же сумму и тот же срок , который указан в конкретном приказе Минфина о выделении КНО .
Однако был найден вполне законный способ продажи КНО любому должнику бюджета посредством заключения фиктивного договора поставки с предоплатой в виде КНО , дальнейшим его расторжением и возвратом средств. Первые сделки по КНО прошли в конце февраля - начале марта 1996 года.
Обращения данных бумах регламентируется исключительно приказами Министерства Финансов и подведомственными актами министерств. Данные бумаги позволяли производить взаимозачет по долгам ряда министерств (Министерство обороны) предприятиям и долгам этих предприятий федеральному бюджету.
КНО нельзя признать полноценным финансовым инструментом прежде всего потому , что их нельзя было погасить деньгами . Это автоматически сужало сферу использования КНО : в отличие от КО банкам и финансовым компаниям как доходный инструмент они не нужны. Из- за неразберихи в оформлении вопрос получения КНО постепенно свелся к открытой борьбе за интересы тех или иных министерств или крупных предприятий в Минфине . КНО стали ходить в узком кругу российских монополистов и под давлением МВФ в июле 1996 года постановлением правительства выдача КНО была прекращена .
Тем временем нехватка госсредств привела с созданию Минфином в сентябре 1996 года схемы так называемого денежного зачета (ДЗ). Схема ДЗ (ри.9.) в общих чертах выглядит так . Банк выдает недоимщику (поставщику получателя ДЗ) целевой процентный кредит . Недоимщик платит налоги в бюджет . Бюджет финансирует получателя ДЗ. Получатель ДЗ возвращает кредит в банк , погашая тем самым свою задолженность перед недоимщиком . На практике получатель ДЗ не всегда имеет поставщиков , которые должны бюджету . С другой стороны , недоимщиков куда больше , чем способен охватить Минфин в рамках целевой кредитной расшивки долгов . Таким образом , существует необходимость превращения ДЗ в реально торгуемый инструмент . Формально такую возможность переуступки прав по ДЗ дает стандартный договор цессии между покупателем и продавцом с регистрацией в уполномоченном банке . К сожалению , при этом возникают проблемы , связанные с налогообложением дисконта для получателя ДЗ (он составляет около 35%),
а также проблемы связанные с предоставлением гарантий , так как получатель ДЗ хочет застраховаться от риска неплатежа после оформления ДЗ , а покупатель ДЗ не желает платить вперед . Стандартный выход из этой ситуации - заключение трехстороннего договора с банком-гарантом.
Несмотря на все препятствия , рынок ДЗ достаточно быстро развивается , так как ДЗ может использоваться не только для погашения налогов , но и как удобный расчетный инструмент. Уже в октябре-ноябре размер реально проведенных зачетов составил 12.5 трлн.рублей .


Еще одним плюсом новому рынку стало то , что работа с ДЗ очень выгодна коммерческим банкам . Среди банков , включившихся в работу , лидером является Банк развития предпринимательства . Кроме того , среди уполномоченных банков - Онэксимбанк , "Империал" , "Менатеп" , Промрадтехбанк " , Промстройбанк России.

Проблемы российского рынка ценных бумаг в России

Обобщим вышесказанное и выявим ключевые проблемы российского рынка ценных бумаг:
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние даже при своем невысоком уровне.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и спекулятивного бума вокруг новых торгово-финансовых компаний, не имевших ранее реальных активов, - вместо выполнения этих задач, имеющих вторичное значение, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России.
3. Выбор модели рынка, т.е. выбор ориентации на североамериканскую или европейскую практику ( в настоящее время наиболее сильна ориентация на фондовый рынок США). Этот выбор должен произойти в острейшей конкуренции банков и финансовых инвестиционных институтов.

Учитывая, что российский рынок ценных бумаг использует опыт других стран, необходимо отметить общемировую тенденцию уменьшения доли банков в финансовых активах и увеличение доли коллективных инвесторов (совместных фондов, пенсионных фондов).
4. Наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг. Для того, чтобы российский рынок был отнесен к разряду развивающихся рынков ценных бумаг, по оценке, размер капитализации рынка акций в % к номинальной стоимости ВВП должен достигнуть 30-40%. Это означает, что современный объем рынка ценных бумаг в России должен быть увеличен в 10-15 раз (а биржевой рынок - в несколько десятков и даже сотен раз)2.

Для развитых рынков этот показатель составляет 60-90% от ВВП.
5. Долгосрочное, перспективное управление. Необходимо учитывать, что большой и ликвидный вторичный рынок будет вести себя по-другому, чем полупустой российский рынок образца 1991-1993 гг. Большой рынок нуждается в более профессиональном регулировании, в предупреждении крупного падения рынка ценных бумаг.

Очевидна необходимость введения уже сейчас элементов долгосрочного, стратегического управления в структуры рынка ценных бумаг на микро- и макроуровне.
6. Укрупнение и рекапитализация структур фондового рынка. Если при существующих в Индии 19 биржах эксперты считают, что рынок ценных бумаг в этой стране раздроблен, разобщен, если в развитых странах количество бирж редко доходит до 7-9, то на 60 фондовых и товарно-фондовых бирж в России так или иначе стоит обратить внимание.

Укрупнение может быть необходимым и для инвестиционных институтов (профессиональных участников рынка ценных бумаг).
7. Отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий. Необходимо осуществлять эмиссии данного рода для преодоления инвестиционного кризиса.
8. Суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность на рынке. Государством введены регистрация, лицензирование, аттестация. Государственные органы имеют право квалифицировать финансовые инструменты в качестве ценных бумаг.

Уже выпущены несколько сот нормативных актов по ценным бумагам. Государство создает систему надзора за рынком. 9. Беззащитность инвесторов. 10. Повышение роли государства на рынке ценных бумаг. Речь идет не об опережающем развитии рынка государственных ценных бумаг, это могло бы означать переключение все большей части денежных ресурсов на обслуживание непроизводительных расходов государства.

Наоборот, эта тенденция должна быть преодолена (см. пункт 3.). Имеется в виду:
- необходимость преодоления раздробленности и пересечения функций многих государственных органов, регулирующих рынок ценных бумаг;
- формирование сильной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, которая сможет объединить ресурсы государства и частного сектора на цели создания рынка ценных бумаг;
- ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных операций по рискам, правила этичного ведения операций и полного раскрытия информации при обслуживании клиентов и т.п.);
- создание системы отчетности и публикации макро- и микроэкономической информации о состоянии рынка ценных бумаг;
- гармонизация российских и международных (в частности, европейских) стандартов, используемых на рынке ценных бумаг;
- создание активно действующей системы надзора (на базе внешнего наблюдения и инспекций на месте) за небанковскими инвестиционными институтами;
- срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов (специализированный фонд на эти цели). 11. Создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов и выполнения других технических функций. Если этого не произойдет, рынок захлебнется по мере массового поступления акций приватизированных предприятий и наращивания их вторичного обращения.

Технические факторы способны быть не только тормозом развития, но и причиной падения рынка.
12. Широкая реализация принципа открытости информации (на это уже указывалось в связи с проблемой повышения роли государства): а) расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих существеннно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,
б) создание независимых рейтинговых агенств и введение признанной рейтинговой оценки компаний-эмитентов и ценных бумаг,
в) широкая публикация и независимое обсуждение макро- и микроэкономической отчетности,
г) четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми,
д) развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций),
е) создание общепринятой системы показателей для анализа рынка ценных бумаг (фондовые индексы, признанные в национальном масштабе и являющиеся индикаторами рынка для иностранных инвесторов, показатели анализа деятельности эмитента, показатели для анализа достаточности капитала, ликвидности, качества активов и т.п. инвестиционных институтов). 13. Широкая реализация принципа представительства и консолидации интересов: а) создание консультационного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики;
б) передача части прав по регулированию рынка регионам;
в) введение представителей публики в состав директоратов регулятивных органов, государства, саморегулирующихся организаций, фондовых бирж (или, например, представителей бирж в состав директоратов государственных органов),
г) государственная поддержка саморегулирующихся организаций, обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним,
д) создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка (экспертные советы ученых, создание совместных групп российских и иностранных экспертов, разработка и запуск исследовательской программы). 14. Получение крупных размеров международной помощи (в области создания регулятивной, информационной и технологической инфраструктуры рынка, восстановления системы образования и российской научной школы в области рынка ценных бумаг).
15. Восстановление системы образования в данной области, российской научной школы и просто рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников рынка.

Заключение


Итак, российский рынок ценных бумаг на данный момент имеет большое количество проблем, требующих немедленного решения. Среди них основными можно выделить следующие: преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России; целевая переориентация рынка ценных бумаг; выбор модели рынка; наращивание объемов и переход в категорию классифицируемых рынков ценных бумаг; необходимость введения долгосрочного, перспективного управления; укрупнение и рекапитализация структур фондового рынка; отсутствие вторых эмиссий приватизированных предприятий; суррогаты ценных бумаг, незаконная профессиональная деятельность на рынке; беззащитность инвесторов; повышение роли государства на рынке ценных бумаг; создание депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для регистрации движения ценных бумаг; широкая реализация принципа открытости информации; широкая реализация принципа представительства и консолиданции интересов; получение крупных размеров международной помощи; восстановление системы образования в данной области. В данной работе при оценке российского рынка ценных бумаг использовались в основном материалы российских авторов. В связи с этим в заключение я хотел бы также привести оценку экспертов австрийского банка "Raiffeisen Zentralbank" (RZB). Они также считают недостатком российского фондового рынка неполноту информации о компаниях, акции которых котируются на фондовых биржах России.

Они отмечают, что требования, касающиеся этой информации и ее предоставления зарубежным инвесторам, были более четко определены в 1996 г., создан орган за их исполнением.
Эксперты считают, что после переизбрания Б.Ельцина западные компании могут планировать свою деятельность в Росси на перспективу. В связи с этим RZB ожидает активных действий на российском фондовом рынке пенсионных фондов США и крупных западноевропейских инвесторов.

Эксперты RZB рекомендуют иностранным инвесторам покупать акции РАО "Газпром", сырьевых и нефтяных, а также энергетических и металлургических компаний.
Перспективны ценные бумаги автомобильных предприятий и промышленности средств связи.
По данным RZB, их 66 бирж, соответствующих западным критериям, 49 являются чисто товарными. Из 17 фондовых бирж России 12 имеют только региональное значение.

На этих 17 биржах, по сведениям банка, в 1996 г. котируются акции почти 1 тыс. российских компаний3.

Список литературы :

  1. Федеральный закон от 26.12.95г. 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
  2. Федеральный закон от 22.04.96г. N 39 " О рынке ценных бумаг ".
  3. Астахов В.П. Ценные бумаги . Выпуск , обращение , погашение , бухгалтерский учет , налогообложение , отчетность . - М.: Издательство " Ось-89 " , 1996 . - 144с.
  4. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах .- М.: Финстатинформ , 1993.-140с.
  5. Балабанов В.С. и др. Рынок ценных бумаг : коммерческая азбука / В.С. Балабанов , И.Е. Осокина , А.И. Поволоцкий . - М.: Финансы и статистика , 1994 . - 128с.
  6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента . Как управлять капиталом ? - М.: Финансы и статистика , 1996. - 384с.
  7. Белов В.А. Ценные бумаги : вопросы правовой регламентации. - М.: Ассоциация "Гуманитарные знания" , 1993.- 128 с.
  8. Вексель и вексельное обращение в России . Сборник А.В. Волохов и др. - М.: АО "Банкцентр" , 1994. - 101с.
  9. Вихров А.К. Вексель становится привычным. // Деловой экспресс.- 1996.- N8.- с.25-29.
  10. Гудков Ф.А. Инвестиции в ценные бумаги . Руководство по работе с долговыми обязательствами для бухгалтеров и руководителей предприятий.- М.:ИНФРА-М , 1996. - 160с.
  11. Едронова В.Н. , Мизиновский Е.А. Учет и анализ финансовых активов : акции , облигации , векселя .- М.: Финансы и статистика , 1995.- 272с.
  12. Зверев А.Ф. Фондовая биржа, рынок ценных бумаг. - М.: Прогресс, 1995.- 169 с.
  13. Ивантер А. Зачетная экономика рождает чудовищ .// Эксперт .- 1996.- N49.- с13 -15
  14. Карташов А.Г. Как заработать деньги ? : Фондовая биржа и финансовые рынки . - Л.: РИЦ " Культ-информ-пресс "совместно с социально-коммерческой фирмой " Человек " , 1991. - 96с.
  15. Кириченко Н. И др. Обращение долгов в доходы .// Эксперт.- 1996.- N 8 .- с.18-22.
  16. Концепция развития рынка ценных бумаг в Кировской области .
  17. Ковалев А.И. , Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга , 1995. - 192с.
  18. Корж Ю. Оптимизация платежей при расчетах с бюджетами разных уровней .// Деловой экспресс .- 1996.- N 8 .-с.18-21
  19. Мамин Р. Методы совершенствования механизма охраны окружающей среды. // Экономист. - 1995.- 2.- с.93-95.
  20. Мельник Л.Г. Экономические проблемы воспроизводства природной среды.- М.: Высшая школа ,1988.-124с.
  21. Настольная книга финансиста ./Под ред. Б.Г.Панскова. - М.: МЦФЭР , 1995. - 95с.
  22. Павлов Т.Н. Особенности национального векселя . // Эксперт .- 1997.- 12.- с.34-37.
  23. Предпринимательское право. Курс лекций / Под ред. Н.И.Клейн .- М.: Юридическая литература , 1993. - 480с.
  24. Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент . Российская практика .- М.: Перспектива , 1995. - 165с.
  25. Шепелев Л.Е. Акционерные компании в России .- Л.: Наука , 1973.- 91с.
  26. Экономика природопользования . /Под ред. Папенова К.В. и ХачатуроваТ.С.- М.: МГУ , 1991.- 183с.




Содержание раздела