d9e5a92d

Процесс легализации раздела продукции


Так, принятый в первом чтении «Закон о поправках к закону о СРП» предусматривает, что региональные власти смогут самостоятельно, без участия федерального центра заключать СРП по мелким месторождениям с извлекаемыми запасами менее 10 млн. тонн. Татарстан в числе первых подготовил свой, региональный закон о СРП, который легализует эту практику, позволяет обойти процедуру одобрения СРП на федеральном уровне. Таким образом, процесс легализации раздела продукции уже миновал «точку возврата». Но это будет наш национальный, чисто российский вариант раздела продукции, отличный от всего, что известно в мировой практике.
Вместо того чтобы использовать СРП для реализации уникальных проектов, для освоения крупных и малоисследованных нефтегазовых ресурсов, требующих весьма значительных инвестиций, в России принцип раздела продукции будет применяться либо к истощенным месторождениям, либо к мелким запасам, которые, по большому счету, должны осваиваться в рамках действующего законодательства.
Заместитель председателя правления Тюменской нефтяной компании Герман Хан считает, что у правительства России остался только один шанс привлечь серьезные иностранные инвестиции закон о СРП, создающий механизм дополнительных гарантий инвестору (42). Но в той форме, в какой этот закон у нас сейчас действует, ни одному западному инвестору, работающему без российских партнеров, его пройти не под силу. Во-первых, потому что он слабо формализован, а во-вторых, в процессе подготовки участвует множество сторон, интересы которых зачастую вступают в противоречие.

Это и региональные власти, и федеральные органы, и Дума, которую по любому проекту нужно проходить дважды сначала попасть в список месторождений, попадающих под закон о СРП, а потом получить поддержку конкретного соглашения в виде федерального закона. То есть механизм очень непростой.

Но и его недавно хотели усложнить Госдума приняла ряд поправок к закону о СРП, способных окончательно отпугнуть западных инвесторов. Например, теперь им может быть предоставлено на условиях СРП не более 10% разведанных запасов России стратегических видов полезных ископаемых, в том числе и нефти.

Герман Хан считает, что это непродуманное ограничение, и надеется, что в Госдуме снимут часть поправок, а другие видоизменят, сделав тем самым этот закон более приемлемым, в том числе и для западных инвесторов.
Теперь рассмотрим нашу региональную ситуацию.
С учетом всех спасательных мер к 2015 году объемы добычи на Ромашкино упадут с сегодняшних 15 млн. тонн до 3,4. Вместе с тем извлекаемые запасы Ромашкино, по оценке международного аудитора компании «Miller Lents» (43), составляют 470 млн. тонн, что гарантирует возможность стабилизировать добычу на уровне 15 млн. тонн в год до 2015 года. Однако при одном условии: в проект нужно вложить более 5 млрд. долларов.

Именно таких затрат требуют введение в эксплуатацию 11 тысяч новых нагнетательных скважин, реконструкция системы поддержания пластового давления, техническое перевооружение бригад капремонта скважин и буровиков, внедрение новых методов повышения нефтеотдачи пластов.
По мнению наших исследователей и специалистов (42), эти средства послекризисный Татарстан может получить при наличии соглашения о разделе продукции. Следует отметить, что для мировой практики это обычное дело. Государство заключает договор с инвестором, предоставляя ему на определенный срок право пользования недрами и деля с ним на согласованных условиях полученную продукцию. У СРП как минимум два неоспоримых достоинства. Во-первых, инвестор в этом случае выступает как равный партнер государства.

Во-вторых, соглашение устанавливает постоянные правила игры на весь срок совместной деятельности. Никаких новых налогов, сборов, правил доступа к трубе, территориальных претензий!

При разделе продукции инвестору прежде всего в полной мере компенсируются понесенные им затраты. И лишь затем между государством и инвестором делится в оговоренной пропорции оставшаяся прибыльная нефть.

Только с этой прибыльной доли инвестор платит налоги: на прибыль и за пользование недрами. Таким образом, в общий доход государства входят эти два налога и причитающаяся ему доля прибыльной продукции.


Естественно, одна из нелегких задач просчитать «справедливое» распределение выручки. Специалисты «Татнефти» и института «ТатНИПИнефть» сделали несколько вариантов расчетов. Галина Печелина в своей статье «Татарстанскую нефть поделят так, чтобы ее было выгодно добывать» приводит один из этих вариантов, чтобы показать, каким образом в принципе может идти раздел.

Итак, согласно одному из вариантов, компенсационные затраты инвестору могут составить 71 процент от всей выручки. Оставшиеся 29 это 100 процентов прибыльной доли.

Из нее, после уплаты налогов и возмещения затрат, у инвестора остается 26 процентов чистой прибыли, а у государства после получения своей доли нефти и налогов от инвестора 74.
Если перейти на условия работы по СРП и вложить 5 млрд. долларов, то до 2015 года на Ромашкино при хорошей рентабельности будет добыто 255 млн. тонн нефти. При этом поступления в бюджет возрастают до 5,6 млрд. долл., а доход инвестора составит за 17 лет 2,1 млрд. долларов.

Параллельно решается и проблема обеспечения работой жителей региона. Подобный эффект дают и расчеты по всем другим месторождениям.
Ромашкинское месторождение само по себе уникально, оно имеет огромное значение не только для Республики Татарстан, но и для всей России. Его называют градообразующим, поскольку на этом гигантском месторождении «сидят» Альметьевск, Лениногорск, Бугульма, поселки и села со всем спектром социальных вопросов.

Оно, Ромашкино, до сих пор обеспечивает почти 15 млн. тонн из 25 млн. тонн общетатарстанской добычи нефти.
Будущее Ромашкинского месторождения, его геологию, разработку и экономику можно уложить в аббревиатуру из трех букв: СРП.
Федеральным законом № 112-83 от 21 июля 1997 года Ромашкинское месторождение включено в перечень участков недр, которым может быть предоставлено право пользования на условиях раздела продукции. Созданы соответствующие правительственные комиссии РФ и РТ. Есть план график подготовки проекта Соглашения о разделе продукции по Ромашкинскому месторождению.

Уточнены необходимые технологические показатели разработки. И, наконец, проведены многовариантные расчеты, о которых уже говорилось выше.
Рентабельный срок разработки базового варианта всего 2 года: то есть уже с 2001 года разработка Ромашкинского месторождения становится нерентабельной. На месторождении должны быть прекращены все работы, а это, в свою очередь, обострит не только социальную обстановку в регионе, но и экологическую.

Бюджет РТ понесет огромные убытки.
Вариант СРП, как видно из графика, дает иной расклад: рентабельный период разработки составит более 20 лет, будет обеспечена выработка всех запасов нефти. В бюджет государства при базовом варианте поступит 1,5 млрд. долларов, а если будет принято СРП на порядок больше (добыча нефти за рентабельный срок разработки возрастет в 5 раз, выручка от реализации нефти увеличится в 6 раз, доходы государства в 5,7 раз, инвестора в 27 раз), будут решены социально- экономические проблемы (будут сохранены 15 тыс. рабочих мест, а с учетом обслуживающих производств не менее 45 тыс.) и вопросы экологии.

Даже если сохранится начавшееся падение цен на углеводороды, вариант СРП позволяет уверенно разрабатывать месторождения, обеспечивая стабильные поступления в бюджет государства. СРП, делая выгодным хозяйское использование запасов Ромашкинской кладовой, дает месторождению ветерану вторую жизнь.
Принятие Закона РТ «О соглашениях о разделе продукции» позволит осуществить проект, ввести в разработку месторождения с запасами менее 10 млн. тонн, способствуя тем самым выполнению Указа Президента М.Ш.Шаймиева «О мерах по увеличению нефтедобычи в Республике Татарстан», и, соответственно, пополнению поступлений в бюджет РТ. «Мы избрали путь, говорит главный геолог АО «Татнефть», доктор геолого-минералогических наук Р.С.Хисамов, по которому намерены идти не сворачивая, так как именно СРП, по нашему мнению, сегодня определяет будущее татарстанских нефтепромыслов и вообще РТ. Только при этом варианте можно будет сразу же вкладывать деньги в мероприятия по охране недр окружающей Среды, а также направлять средства на нужды всего нефтедобывающего региона.

Закон о СРП позволит создать особый ликвидационный фонд, который еще в процессе разработки будет целенаправленно использован для этого».
Несмотря на то, что в 1997 году Ромашкино было внесено в первый же официальный перечень месторождений, разрабатываемых на условиях СРП, тем не менее до начала разработки еще далеко. Нефтяники утонули, по словам Г.Печелиной («Татар-информ»), в болоте бумажных согласований.
Далеки от цели и другие месторождения. Желая поправить ситуацию, сторонники СРП в Госдуме стали пробивать поправки к федеральному законодательству, согласно которым решать судьбу месторождений с извлекаемыми запасами углеводородного сырья до 10 млн. тонн передается регионам.

Однако они пока не приняты.



Содержание раздела