Прогноз социально-экономического развития города Бобруйска дважды выносился на рассмотрение
городского исполнительного комитета и только 16 марта текущего года Основные показатели были утверждены сессией городского Совета депутатов. После утверждения сессией важнейшие параметры прогноза социально-экономического развития в недельный срок были доведены до администраций городских районов и субъектов хозяйствования.
Однако к этому моменту 11 промышленным предприятиям вышестоящими органами управления (областного и республиканского уровня) прогнозные показатели так и не были доведены.
По мнению автора работы прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу должен разрабатываться ежегодно и формироваться как минимум за месяц до начала прогнозируемого
периода. Прогнозы до их утверждения должны быть согласованы в отраслевом и региональном разрезах.
Решение данного вопроса носит чисто организационный характер и не требует дополнительных финансовых затрат.
Вторым важным направлением ускорения социально-экономического развития города автор работы видит в активизации процесса приватизации государственной (республиканской и коммунальной) собствен-
ности.
До сих пор, несмотря на принятые Законы и различные подзаконные акты, остаются неопределенными в деталях стратегия, технология и механизм проведения приватизации. Подходы к приватизации в республике всё время меняются не только в тактическом плане, но и по целевым установкам.
Если на первых этапах проведения приваZизации (1991-1992гг.)ставка была сделана на трудовые коллективы, которым отдавалось преимущественное право на приобретение объектов приватизации-преимущественно через аренду, то за тем в принятом 19 января 1993 года Законе "О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь" акцент сместился в сторону так называемой "народной" (чековой) приватизации.
В городе Бобруйске в 1934 году 13 государственных предприятий и 2 предприятия городской коммунальной собственности поменяли форму собственности путем преобразования в открытые акционерные общества. 8 1995 году были образованы ещё два открытых акционерных
общества (ОАО"Консервный завод" и ОАОТормолзавод"), в 1996 году ещё два (ОАО"Бобруйский завод растительных масел" и ОАО"Бобруйскбытмебель"). В 1997 году 3 промышленных предприятия (мебельная фабрика им.П.Осипенко, завод"Спецавтотехника", комбинат хлебопродуктов) и одно транспортное предприятие (Бобруйск АТЭП) поменяли форму собственности став открытыми акционерными обществами.
В 1999 году разгосударствление не осуществлялось.
Основными факторами, сдерживающими процесс приватизации являются:
- понимание и сведение приватизации к смене собственника государственных объектов. Функционирующих в народном хозяйстве,
т.е. трансформирование государственной (республиканской и коммунальной) собственности в частную собственность. И в меньшей степени уделяется внимание созданию условий
для возникновения и развития новых субъектов (объектов) хозяйствования негосударственной собственности в дополнение к функционирующим субъектам (объектам) государственной соб-
ственности и созданию равных условий для конкуренции всех форм собственности;
- слабая материально-техническая база предприятий (большинство предприятий торговли и бытового обслуживания расположены в арендованных помещениях, которые в ходе приватизации не
подлежат продаже), недостаток собственных оборотных средств ( имущество объектов торговли, общественного питания, как правило на 80% состоит из оборотных средств).
В целом оценка хода и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности в городе свидетельствует о том, что процесс пока ещё в полной мере нельзя назвать приватизацией . Это в большей мере коммерциализация предприятий.
Совершенствование стратегии и механизма приватизации республиканской и коммунальной собственности города должно включать следующие моменты:
- стратегия приватизации должна быть конструктивной и многовариантной. Содержательная часть проектов и программ приватизации должна заключаться в разработке и тщательном обосновании плана будущего производственно-Финансового развития (бизнес-плана) и механизма его реализации на любом предприя-
тии, обеспечивающего рост эффективности производства;
-приватизацию следует проводить на базе Финансовой аттестации предприятий, их финансовой паспортизации, зафиксировав, какие объекты подлежат ликвидации, какие реструктуризации, какие - приватизации.
В дальнейшем предлагается акционировать предприятия лёгкой и пищевой промышленности, бытового обслуживания и торговли.
Одной из важных задач органов исполнительной власти является создание оптимальных условий для становления и развития предпринимательства как одного из направлений экономического развития города Бобруйска.
Основные проблемы, тормозящие развитие предпринимательства: отсутствие стартового капитала и возможности пользования банковскими кредитами, недостаток и недоступность производственных и непроизводственных помещений,низкий уровень квалификации предпринимателей.
Основными задачами поддержки малого предпринимательства являются:
- расширение системы финансовой поддержки малого предпринимательства, включающей льготное кредитование субъектов предпринимательства, совместно с горисполкомом, администрацией
района, банками-агентами, оказание безвозмездной помощи по направлениям;
- создание лизингового фонда;
- подготовка предложений по Формированию венчурного фонда;
- завершение формирования местного целевого фонда нежилых помещений для размещения субъектов предпринимательства и их инфраструктуры, формирование городского целевого фонда;
- создание льготных условий по использованию фондов;
- создание бизнес-инкубатора, территориального центра поддержки предпринимательства;
- оказание информационной и учебно-методической поддержки малому предпринимаиельству;
- обеспечение экономической безопасности малых предприятий и качества выпускаемой ими продукции.
Как отмечено в ежегодном Послании Президента Национальному собранию, стратегической задачей социально-экономической политики государства является повышение эффективности использования трудовых ресурсов и качественное совершенствование структуры занятости
населения.
Поставлена задача поддерживать высокий и стабильный уровень занятости на основе сохранения и создания новых рабочих мест, повышения профессионального и образовательного уровня работников и производительности труда, удержать уровень безработицы не выше
2,2^ к экономически активному населению.
В городе Бобруйске уровень безработицы по состоянию на 1.01. 2000 года составил 2,5% (Приложение 6). Для обеспечения выполнения поставленной задачи и создания адекватного рыночной экономике регулируемого и организационного рынка рабочей силы (труда), являю-
щегося необъемлимым элементом рыночного механизма предлагается осуществить в городе ряд мероприятий, ориентированных на создание новых рабочих мест, оказание помощи в трудоустройстве и материальной поддержке граждан, развитие системы общественных работ, обеспечение дополнительных гарантий занятости для граждан, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, содействие самостоятельной занятости граждан и поддержку их предпринимательской деятельности, профессиональную ориентацию и переподготовку незаня-
того населения:
- создать банк данных создания новых рабочих мест и вакансий;
- активизировать работу по созданию новых рабочих мест субъектами хозяйствования различных форм собственности;
- организовать проведение общественных работ;
- ежегодно проводить "Ярмарку вакансий" и "Ярмарку учебных мест;
- ежегодно пересматривать квоты приёма на работу социально незащищённых граждан;
- шире практиковать выделение ссуд и субсидий в целях поддержки предпринимательской деятельности граждан;
- развивать систему профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки безработных;
- разработать положение о стимулировании нанимателей по сохранению и созданию рабочих мест.
3.3.Обоснование целесообразности и
путей реализации предложений и
мероприятий
Разрушение директивно- плановой экономики отнюдь не означает абсолютного отрицания роли государства в регулировании социально-экономических процессов и применяемости в рыночной экономике планирования.