d9e5a92d

Вексельная программа Банка.

Данное постановление достаточно детально описывает процедуру эмиссии ценных бумаг, требования по предоставляемым в ФКЦБ документам для регистрации, раскрытию информации и ряд других требований.
На наш взгляд, есть смысл выделить основные моменты, связанные с российским законодательством по выпуску облигаций и прокомментировать их с точки зрения законодательного регулирования в других странах.
1.Все выпуски эмиссионных ценных бумаг, в том числе и облигаций, подлежат государственной регистрации. Размещение, проведение вторичных сделок, реклама ценных бумаг, не прошедших государственную регистрацию, не допускается. Выпуски ценных бумаг регистрирует ФКЦБ, выпуски ценных бумаг банков - Центральный Банк.

Сам по себе пункт о государственной регистрации соответствует практике регулирования рынков ценных бумаг в большинстве стран.
2.Российское законодательство вводит определенные ограничения на круг возможных эмитентов облигаций, хотя данные ограничения нельзя считать чрезмерно жесткими. Большинство предприятий, для которых выпуск облигаций может иметь экономический смысл, имеют право их выпускать.
Российское законодательство не накладывает существенных ограничений на параметры облигаций (сроки, размер купона и купонный период, обеспечение, индексация номинала). Отсутствие такой регламентации можно считать положительным фактором для развития рынка облигаций.

Единственной недоработкой можно считать то, что конвертируемые облигации могут быть выпущены на срок не более 1 года.
4.Российское законодательство не накладывает никаких ограничений на круг инвесторов, приобретающих корпоративные облигации.
5.Срок государственной регистрации выпуска облигаций с момента подачи документов на регистрацию составляет не более 30 дней, при этом по обычным (неконвертируемым) облигациям этот срок составляет 15 дней .
Это положение дает эмитентам возможность оперативно реализовывать выпуски облигаций.
6.Условия, по которым в регистрации может быть отказано, сформулированы достаточно размыто, и вряд ли могут иметь практическое применение. В настоящее время отказов в государственной регистрации ценных бумаг достаточно мало.
7.В законодательстве предусмотрен достаточно большой объем информации, который предприятие должно раскрыть при регистрации эмиссии, при этом, однако, фактически не производится какой-либо проверки данной информации. В целом требования по раскрытию информации высоки, но не чрезмерны, и не могут рассматриваться как серьезное препятствие при осуществлении выпуска облигаций.
8.В российском законодательстве проводится разграничение между размещением ценных бумаг по открытой подписке и по закрытой подписке. Однако само по себе это ограничение практически ничего не означает в плане раскрытия информации.

Существенная разница возникает лишь в частном случае закрытой подписки, а именно, когда число приобретателей не превышает 500 и номинальная стоимость эмиссии не превышает 50 тыс. МРОТ. В этом случае не требуется оформления и регистрации проспекта эмиссии, что существенно упрощает процедуру регистрации. Однако реально выпуск облигаций такого объема вряд ли может быть экономически целесообразным, поэтому фактически регистрация проспекта эмиссии будет обязательной во всех случаях.

Таким образом, в России нет аналога частному размещению в США, которое не сопровождается регистрацией проспекта эмиссии.
9.Существенным минусом российского законодательства надо признать налог в размере 0,8%, уплачиваемый эмитентом при регистрации ценных бумаг независимо от срока их погашения. Этот налог существенно препятствует развитию рынка краткосрочных облигаций.
10.В соответствии с принятым в марте 1999 года законом О защите прав инвесторов операции с ценными бумагами на вторичном рынке невозможны до государственной регистрации отчета об их размещении. Это серьезно усложняет процедуру эмиссии, поскольку делает невозможным поддержку вторичного рынка в период размещения облигаций.

Данный пункт противоречит международной практике, и может в определенной степени оказаться препятствием к развитию новых инструментов рынка ценных бумаг.
Рассматривая сегодняшний рынок банковских векселей, всех векселедателей можно условно разделить на две группы. С одной стороны многое банки выпускают чисто финансовые векселя, используя их как аналог депозитного займа по прибыли. С другой стороны, существует уже сложившийся круг банков и финансовых организаций, которые используют векселя для совершения разнообразных торгово-финансовых операций. Так что, тот или иной банк, занимающийся вексельным обращением более-менее основательно, предлагает свой вексель не только как ценную бумагу, приносящую определенную прибыль, но и, например, как кредитно-расчетный инструмент.



И совсем новая сфера работы банков на этом рынке - создание и поддержание расчетных вексельных схем для регионального бюджетного финансирования.
Подготовить, а главное, запустить вексельную программу под силу только банку с крупными активами и, главное, хорошо налаженной корреспондентской сетью. Развитие вексельного обращения способствует становлению и налаживанию кредитной системы в общегосударственном масштабе.
Банковская система сыграла роль движущей силы в создании российского рынка ценных бумаг. Без активного участия российских коммерческих банков было бы невозможно размещение государственных ценных бумаг.

Но наблюдается смещенность на рынок государственных ценных бумаг. А интенсивный рост рынка государственных ценных бумаг в последние годы и развитие корпоративного рынка ценных бумаг создает множество рабочих мест и требуются квалифицированные кадры.

Банки, как наиболее мощные участники рынка ценных бумаг, ощутили кадровую проблему.
Можно отметить еще одну проблему банка - отсутствие во многих из них систем анализа фондового рынка, что связано с тем, что рынок ценных бумаг начинает работать в соответствии с рыночными законами. Однако ЦБ РФ начал реализацию программы раскрытия информации о ценных бумагах, выпускаемых коммерческими банками и о самих банках-эмитентах. Основанием явилось "Положение ЦБ РФ о порядке раскрытия информации о банках и других кредитных организациях - эмитентах ценных бумаг в Российской Федерации", утвержденное письмом БР от 04.

08. 95 г. 183. Поскольку без прозрачности фондового рынка трудно рассчитывать на приток средств населения, то фондовый рынок не может выполнять свои основные функции - трансформировать сбережения в инвестиции, в которых нуждается российская экономика.

Раскрытие информации осуществляется через распространителей - информационные агентства, СМИ и другие организации.
Российские банки готовы развивать инфраструктуру рынка ценных бумаг, и проблема стабильности банковской системы не должна отодвигать на второй план задачи освоения российского фондового рынка, потому что именно банки должны стать движущей силой его развития, привлекать на него клиентов. Кроме банков проблема развития инфраструктуры российского рынка ценных бумаг должна решаться и другими путями, как, например, развитие организованной торговли Главной проблемой для банков на фондовом рынке является его фрагментарность.

За 90-е годы достигнут значительный успех на рынке ценных бумаг. И хотелось бы отметить, что сейчас ситуация в различных сегментах рынка ценных бумаг неодинаковая.

Есть хорошо организованный и четко регулируемый, хотя испытывающий затруднения, рынок государственных ценных бумаг. Есть относительно слабо развитый, но потенциально мощный рынок корпоративных ценных бумаг.
Стабильная работа в посткризисных условиях, безупречная репутация и безусловное выполнение своих обязательств перед клиентами позволили Сбербанку сохранить и укрепить ведущие позиции практически на всех сегментах финансового рынка
Банк продолжает активно работать на рынке государственных ценных бумаг и является крупнейшим участником рынка внутренних и внешних государственных обязательств
Расширились объемы банковских услуг, предоставляемых Сбербанком частным клиентам за счет продвижения на рынок конкурентоспособных и привлекательных банковских продуктов, которые учитывают потребности различных социальных и возрастных групп граждан и рассчитаны как на состоятельных клиентов, так и на малообеспеченные слои населения.
Располагая наибольшим пакетом государственных ценных бумаг среди банков-дилеров, Сбербанк продолжает активно работать на организованном рынке ценных бумаг. На начало 2001 года суммарный портфель рублевых ценных бумаг составил 45 млрд. рублей и ценных бумаг, но минированных в инвалюте, - 4 млрд. долларов США.
Поставленные цели и задачи требуют принятия маркетинговой политики Банка, отвечающей предпочтениям и потребностям целевых групп существующих и потенциальных клиентов. Активная адресная продажа продуктов и услуг предусматривает определенные приоритеты в продуктовой политике, а также оптимизацию форм и методов продаж.

Форма предложения должна быть удобна, доступна и привлекательна, качество отвечать требованиям клиента, цена соответствовать рыночному уровню и обеспечивать необходимую рентабельность.
Сбербанк России видит своих клиентов среди всех групп населения страны, предприятий любой формы собственности во всех отраслях народного хозяйства, кредитных организаций и других финансовых учреждений, институтов государственного управления. Банк остается социально ориентированным и учитывает это в работе с клиентами.
С каждым клиентом Сбербанк России стремится к установлению долгосрочных партнёрских отношений. С этой целью Банк прогнозирует развитие потребностей клиентов, появление новых направлений банковского бизнеса, проводит маркетинговые исследования, разрабатывает и предлагает полный спектр банковских продуктов и услуг.
Основными направлениями политики продажи банковских продуктов и услуг будут:
- Обеспечение потребностей массовой клиентуры в сбережении, накоплении и заимствовании средств, проведении расчетов, ведении бизнеса. Предоставление стандартного набора конкурентоспособных продуктов и услуг, предназначенных для различных региональных, отраслевых и социальных групп клиентов.
Повышение эффективности продаж массовых услуг и продуктов предполагает:

  • стандартизацию и унификацию предлагаемых продуктов, включая комплекс организационных, информационных, финансовых и юридических процедур, объединенных единой технологией обслуживания клиента, в целях снижения трудозатрат и повышения качества обслуживания;
  • управление продуктовым рядом, включая выделение перечня базовых услуг и продуктов универсального банка и замещение неэффективных продуктов и услуг, не пользующихся устойчивым спросом;
  • проведение стандартной тарифной политики массовых продаж банковских продуктов и услуг.

- Создание системы индивидуального обслуживания клиентов, включающей полный спектр банковских продуктов и услуг, отвечающих международным стандартам.
Данный подход предполагает:

  • предложение клиенту специально разработанных индивидуальных схем и технологий, обеспечивающих развитие и оптимизацию бизнеса клиента, страхование его рисков;
  • закрепление за клиентом персональных менеджеров, обладающих необходимым уровнем полномочий, предоставление клиентам технологических и информационных возможностей Банка, широкого спектра консультационных услуг;
  • проведение гибкой тарифной политики индивидуального обслуживания.

Каждое из предложенных направлений предполагает высокое качество продуктов и услуг, их постоянный мониторинг, повышение уровня сервиса за счет оптимизации банковских процедур и роста культуры обслуживания, системную разработку новых банковских продуктов и услуг для максимального удовлетворения потребностей клиента.
Банк будет стремиться интегрировать отдельные банковские операции и предлагать комплексные решения своим клиентам, позволяющие учитывать весь спектр индивидуальных потребностей. Стимулирование комплексных продаж пакетов банковских продуктов позволит увеличить объемы комиссионных доходов Банка за счет роста продаж.

Снижение стоимости комплексного продукта для клиента по сравнению с розничной ценой на отдельные продукты и услуги будет способствовать интеграции клиента в более тесное многопрофильное сотрудничество с Банком.
Эволюция системы продаж будет осуществляться посредством постоянного расширения стандартных пакетов банковских продуктов и услуг массового потребления за счет тиражирования новых продуктов и технологий, разработанных в рамках индивидуального обслуживания, наращивании предложения комплексных пакетов продуктов и услуг.
Для реализации предложенной политики продаж предстоит внести необходимые изменения в структуру и систему управления Банком, выделить структурные подразделения, отвечающие за маркетинг, создать институт персональных менеджеров. В крупных промышленных центрах будет развиваться сеть специализированных филиалов по комплексному обслуживанию юридических, а также физических лиц.

Обслуживание основных корпоративных клиентов с помощью системы "Клиент-Банк", технологий Интернета станет обязательным условием работы во всех регионах.
Банк проводит процентную и тарифную политику, исходя из рентабельности операций и оценки рыночных условий. Значительные объемы продаваемых продуктов и предоставляемых услуг снижают себестоимость отдельных операций и тем самым обеспечивают наиболее конкурентные цены для клиентов Банка.
Ценовая политика Банка отражает как региональные различия, так и особенности проводимых операций с основными категориями клиентов. При оказании комплексных услуг Банк будет учитывает эффективность взаимодействия с клиентом по общему финансовому результату.

Банк сохраняет социально-ориентированную процентную политику, в первую очередь, на рынке привлечения средств населения.
Банк разработает системные подходы к рекламной политике, сделает ее эффективным инструментом формирования клиентской базы. Каждое конкурентное преимущество Банка, каждый новый продукт, предлагаемый к продаже, должны быть известны и понятны клиентам, легко сравнимы и выгодно отличаться от предложений конкурентов.
Реализуя принцип прозрачности, Банк будет расширять сотрудничество со средствами массовой информации по распространению достоверной информации о Банке. Существенно возрастет объем представляемой информации в Интернете, улучшится информирование клиентов о стандартах фирменного обслуживания, условиях предлагаемых продуктов и услуг, технологических возможностях Банка.

Войдут в практику клиентские семинары и конференции, целевые рекламные акции, ориентированные на конкретную группу клиентов, получит развитие система адресной рекламы.
Банк прочно удерживает ведущие позиции на вексельном рынке страны. Общий объем выпущенных Сбербанком векселей к 01.01.2001 г. составил 25,7 млрд. рублей и увеличился в 4 раза по сравнению с началом 2000 года, обороты по выдаче и оплате векселей возросли за год почти в 6 раз.
Дальнейшее развитие получила вексельная программа Банка. Хорошо отлаженная инфраструктура обращения векселей сделала их практически универсальным расчетным средством, полностью соответствующим требованиям клиентов и удовлетворяющим их потребности.

Значительное число предприятий и организаций используют векселя Сбербанка в качестве средства расчетов, при этом основная часть векселей приобретается юридическими лицами - клиентами Банка.
Банк продолжит практику привлечения средств физических и юридических лиц путем эмиссии долговых обязательств и выпуска банковских сертификатов и предполагает сохранить долю данного вида ресурсов на уровне 6-7% от объема привлеченных Банком средств.
Банк планирует сохранить долю этих инструментов привлечения на постоянном уровне для диверсификации ресурсной базы, будет повышать их привлекательность как средства накопления и расчетов. Сбербанк России продолжит работу по развитию централизованных баз данных, обеспечивающих возможность выдачи и учета всеми филиалами векселей и депозитных сертификатов, других ценных бумаг Банка, будет совершенствовать процедуру учета собственных векселей, содействовать развитию вторичного рынка и повышению ликвидности векселей за счет расширения круга операций с использованием данных инструментов.

Будет возобновлена эмиссия депозитных сертификатов для юридических лиц и сберегательных сертификатов для физических лиц. Банк предполагает выпустить собственные облигации, ориентированные на различные группы клиентов.
Сбербанк России ставит для себя целью существенно увеличить занимаемую долю оказания услуг клиентам на рынке ценных бумаг, не менее чем в 3 раза увеличить оборот по клиентским операциям с ценными бумагами.
Использование возможностей региональных бирж и торговых площадок в сочетании с централизованной схемой операций на торговых площадках общероссийского значения, международных фондовых биржах, позволит обеспечить клиентам конкурентные ценовые условия. Банк, обладая широкой филиальной сетью, предоставит клиентам как индивидуальные, так и коллективные формы инвестиций.

Каждый потенциальный инвестор получит возможность осуществлять прямые инвестиции в ценные бумаги, открыть счет и заключить с Банком договор на брокерское обслуживание на любом сегменте фондового рынка, поручить Банку управление пакетом ценных бумаг. Система коллективных инвестиций будет реализована Банком в виде инструментов, ориентированных на доходность (индексы) секторов фондовых рынков; общих фондов банковского управления (ОФБУ); целевой подписки на вторичные банковские инструменты, связанные с фондовым рынком, ценными бумагами отдельных эмитентов.
Банк создаст инфраструктуру, позволяющую клиентам контролировать собственные инвестиции, получать достоверную и полную информацию (в том числе в режиме реального времени), необходимую для аналитической поддержки принятия инвестиционных решений.
Юридические лица смогут получить от Банка полный комплекс консультационных услуг, необходимых для инвестиционной деятельности, услуги организатора выпуска, консультанта, платежного агента и андеррайтера корпоративных долговых инструментов.
Предоставление услуг по операциям с ценными бумагами требует существенного развития системы депозитарного обслуживания. Для российских и зарубежных инвесторов, как физических, так и юридических лиц, Банк обеспечит надежный, оперативный доступ к максимально широкому кругу инструментов фондового рынка, включая ценные бумаги региональных эмитентов.
Развитие депозитарной деятельности Банка будет связано с реализацией полного набора депозитарных услуг, максимальным использованием конкурентных преимуществ банковского депозитария.
В условиях закономерного снижения уровня рентабельности практически всех операций, традиционно осуществляемых отечественными коммерческими банками, депозитарная деятельность постепенно становится все более привлекательной для них. Росту такой привлекательности способствуют многие особенности депозитарной деятельности, которая, в случае ее осуществления в значительном масштабе может стать стабильным источником крупных доходов, получение которых практически не сопряжено с рисками и не требует после осуществления первоначальных инвестиций привлечения крупных источников финансирования. Депозитарная деятельность в ее наиболее простых формах хранения ценных бумаг также дает существенный приток бизнеса финансовым компаниям, занимающимся брокерскими операциями. Указанные обстоятельства предопределяют большой потенциал развития депозитарной деятельности в России.

Однако степень реализации этого потенциала в значительной степени зависит как от умения российских финансовых институтов наладить депозитарную деятельность на должном уровне (что само по себе является далеко не простой задачей), так и от способности государства в лице органов, причастных к регулированию рынка ценных бумаг создать для этого необходимые предпосылки.
Потребность в качественном обслуживании весьма важна для депонентов. Основными критериями качества являются: низкий уровень ошибок; своевременность, полнота и точность отчетности; оперативное и четкое решение проблем; способность развивать услуги. Ключевым условием обеспечения качества услуг депозитария является высокий профессионализм персонала. Для успешной работы депозитария исключительно важно, чтобы его руководство и сотрудники обладали необходимым опытом, профессионализмом, умением понять потребности клиентуры, правильно организовать ее обслуживание.

Несмотря на постоянно повышающийся уровень автоматизации депозитарной деятельности, уменьшающий уровень ошибок персонала, вероятность сбоев в работе на исполнительском уровне сохраняется. Для потребителей депозитарных услуг важно, чтобы выбранный им депозитарий осуществлял достаточные инвестиции для поддержания качества обслуживания на уровне приемлемых рыночных стандартов по следующим направлениям: развитие информационных технологий; набор, подготовка и переподготовка персонала; совершенствование представляемых услуг и разработка новых продуктов; обеспечения выполнения принятых обязательств, гарантий и ответственности; постоянное совершенствование систем управления рисками и внутреннего контроля.
Неразвитость и отставание законодательной базы, слабость системы контроля и обеспечения исполнения действующих законов является серьезным фактором, сдерживающим развитие банковской системы России. Сбербанк России действует в едином правовом поле с другими коммерческими банками и вынужден учитывать высокий правовой риск в текущей работе.
Предусмотренная Гражданским Кодексом Российской Федерации (ГКРФ) обязанность банка вернуть средства вкладчику по первому требованию независимо от срока и условий вклада фактически приравнивает любой банковский вклад к онкольному и существенно ограничивает инвестиционные возможности Банка. Концептуальные основы и механизм реализации государственной гарантии по вкладам населения не разработаны. До настоящего времени не введены в действие глава 17 ГК РФ "Право собственности и другие вещные права на землю", часть третья ГК РФ, регулирующая правоотношения в сферах интеллектуальной собственности и наследования.

Отсутствует единая федеральная система регистрации юридических лиц, нет и закона о регистрации юридических лиц. Не нашел отражения в законодательной базе ряд традиционных банковских операций (деривативы, сделки репо). Нормативная база по трастовым операциям фактически блокирует возможности их проведения. Складывающаяся судебная практика по ряду операций (срочный рынок) фактически исключает возможность использования этих инструментов.

Крайне противоречива законодательная база по ипотечному кредитованию, что является значительным ограничением для развития банковской деятельности в этом направлении. Окончательно не сформирована единая государственная система регистрации залогов.

Не всегда эффективна действующая система судопроизводства и исполнения судебных решений, законодательство об исполнительном производстве имеет много неоднозначных толкований. Серьезно сдерживает развитие банковской системы отставание налогового законодательства и правовой вакуум по ряду вопросов налоговой практики.

В результате Банк вынужден платить налоги с убыточных операций, нести дополнительные налоговые издержки по инвестициям в реальный сектор экономики. Широко распространена практика местного законотворчества, противоречащая федеральным законам. В целом ряде регионов ставки арендной платы для банков в несколько раз выше, чем для предприятий других отраслей народного хозяйства и приравнены к ставкам арендной платы для казино.

Для снижения величины издержек и стоимости предоставляемых услуг Сбербанк России вынужден отказываться от аренды и увеличивать долю собственных помещений.
Несовершенство ведомственной нормативной базы сдерживает развитие банковских продуктов, не затрагивает операций с рядом обращающихся на рынке финансовых инструментов. Процесс нормотворчества отстает от действующей практики и не стимулирует освоение Банком новых операций.

Нормативы регулирования деятельности кредитных организаций не в полной мере учитывают качество системы управления, инвестиционной политики и реалий работы коммерческих банков. Установленные критерии оценки риска кредитов не всегда объективны и в ряде случаев сдерживают инвестиционную деятельность банка.



Содержание раздела