d9e5a92d

Проблемы и перспективы вексельного обращения в России.

Если его своевременно не наладить при отмене централизованного кредитования, это служит одной из основных причин т.н. кризиса неплатежей, и, следовательно, необходимости глобальных взаимозачетов (и чем хуже положение дел, тем чаще приходится к ним прибегать) и (или) повышенной кредитной эмиссии для поддержания уровня производства. Последнее же слишком дорого обходится, и потому неприемлемо.
Напомним, что последний взаимозачет летом 1992 года, несмотря на значительную кредитную эмиссию, привел к существенному замедлению темпов инфляции. Форма расчетов путем зачета взаимных требований, обеспечивающая экономию оборотных средств, присуща рыночной экономике с незапамятных времен - начиная с процедуры сконтрации на торговых ярмарках средневековой Европы и вексельных ярмарок Лиона и Безансона и кончая жиробанками и клиринговыми центрами [41,45,47]. Как отмечает К.Маркс, взаимозачетам также способствуют, стихийно обращаясь, векселя: ... векселя до истечения их срока и до наступления дня платежа... обращаются как платежное средство... Поскольку они, в конце концов, взаимно погашаются при сальдировании счетов по требованиям и долгам, они функционируют абсолютно как деньги, так как в таком случае не происходит заключительного их превращения в деньги [10].

В плановой экономике также дело взаимозачетов было поставлено на высокий организационный уровень. Результаты программы исследований Комиссии европейских сообществ ТАСИС, проводимых, кстати, по заказу российских властей, говорят о том, что существенная часть взаимной задолженности предприятий образовалась исключительно по причине неудовлетворительной работы систем платежей и зачетов.
Однако у нас немало специалистов полагают, что вексель наносит вред денежному обращению. Как правило, это приверженцы денежной парадигмы денежно-кредитной системы [37].

Более того, полагают, что вексель чуть ли не основной способ ухода от налогов. Последнее лишь вызывает недоумение у профессионального финансиста - ведь дело прежде всего в неучтенном обороте, в котором с таким же успехом используется и бартер, и наличные деньги, прежде всего доллары.
Вспомним кое-что малоизвестное о дружбе и взаимовыручке вексельного обращения и денежного обращения. В качестве отправной точки возьмем расчеты в советской экономике через БВР (бюро взаимных расчетов) в строительстве и более распространенную децентрализованную систему зачетов [21].

Отраслевые и межотраслевые БВР стали создаваться с 1931 года, а в 1954 году с были заменены глобальной децентрализованной системой зачетов. В связи с расширением платежного кредита, предоставлявшегося предприятиям на льготных условиях даже при наличии просроченной задолженности банку, в 1974 децентрализованная система зачета была отменена.

Однако последовавшее необоснованное расширение объемов кредитования вызвало необходимость экономии кредитных ресурсов, и зачеты вновь возродились через отделы взаимных расчетов (ОВР).
Откуда же возник этот своеобразный институт - БВР и затем децентрализованная система зачетов? Обратим внимание на совпадение дат. В 1930 году в СССР была проведена кредитная реформа, заключавшаяся, в частности, в переходе к централизованному денежному кредиту и упразднению частного коммерческого кредита, предоставлявшегося предприятиями друг другу посредством векселя. Следствия были те же, что и при отмене системе зачетов в 1974 году, только проявились они гораздо быстрее и острее.

И с той же остротой они вновь возникли в 1992 году.
Причина тривиальна. Потребности хозоборота в кредите не в состоянии удовлетворить только денежный кредит - возьмите любую экономику и сравните за год объемы оказываемого денежного и коммерческого кредита. Наиболее ликвидная и надежная форма последнего - вексель, хотя на нем, конечно, свет клином не сошелся.

Предъявляемый к учету и переучету товарный вексель есть показатель потребностей хозяйственного оборота в высшей ликвидности -деньгах [12,27,37].
Создание в 1931 году системы зачетов было шагом, направленным на преодоление очевидных негативных последствий отмены вексельного обращения. Естественно, похожие проблемы возникли после отмены системы зачетов в 1974 году.

Но они проявились менее остро, ибо к тому времени налажен был план, а план и был свойственной советской экономике формой коммерческого кредита.
Итак, откровением не является - денежный кредит не в состоянии покрыть потребности хозоборота в кредите. Надо ли говорить теперь, что означали для нашей экономики отмена плана вместе с отпуском цен при полном пренебрежении организацией коммерческого кредита. Кстати, последнее - задача министерства финансов, не менее важная, чем латание дыр в бюджете.



Нелишне сказать, вексельный устав 1902 года готовился по поручению и под контролем министра финансов С.Ю.Витте.
Следует помнить и о том, какие потери нес Федеральный бюджет на протяжении ряда лет, начиная с 1993 года, когда был Российским национальным коммерческим банком (РНКБ) был выдан первый вексельный кредит в форме выдачи простых векселей. Затем знамя было подхвачено Тверьуниверсалбанком и прочими.

Из-за отсутствия реакции Минфина РФ и ГНС РФ и разъяснений, в какой момент списывать накопленные на счете 19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям суммы на расчеты с бюджетом при расчете векселями, были потеряны огромные средства. В самом деле, при объемах вексельных кредитов на многие десятки триллионов, при произведении вычета НДС при расчете такими векселями, мгновенно выставлялся счет бюджету на круглую сумму.

Это яркое свидетельство степени подготовленности и компетентности руководителей нашей экономической реформы тех лет.
Помимо упомянутых фундаментальных, еще одной из причин вексельного бума является неразвитость финансового инструментария у наших предприятий. В результате векселю пытаются присвоить несвойственные ему функции - например, складского свидетельства или срочного контракта. Очищению вексельного рынка, несомненно, будет способствовать внедрение этих инструментов в практику.

Ведь у нас до сих пор немало вексельных суррогатов, их иногда некорректно называют "товарными векселями", имея в виду, что они отовариваются, а не оплачиваются. Складские свидетельства могут вытеснить значительную часть этих "векселей", как и товарные срочные контракты.

Проблемы и перспективы вексельного обращения в России.


Каково же сейчас положение векселя в денежно-кредитной системе России? Грубые оценки крупнейшего (вексельного) сегмента неденежных расчетов таковы. По данным Банка России, остаток на счетах на 01 ноября 2000г. векселей, выданных банками с целью привлечения денежных средств, составлял ~105 млрд.руб. в группе рублевых, ~43 млрд.руб. в группе валютных векселей. Оценка валюты всех выданных банковских векселей за 2000г. составляет не менее ~ 361 и ~ 150 млрд. руб. соответственно.

Средний срок платежа по векселям в обеих группах - ~ 3,5 месяца, средний за год остаток по счетам 77,0 и 40,3 млрд.руб соответственно.
Итого за 2000г. банками выдано векселей на сумму не менее 511 млрд.руб., средний за год остаток по счетам составил не менее 117,3 млрд. руб.
На ту же дату, рублевых векселей банками было учтено (кроме банковских же) на сумму ~93 млрд.руб., валютных ~11 млрд.руб. В среднем за год сумма учтенных векселей предприятий составляла ~81 млрд.руб. (~70 и ~11 млрд.руб.), из них доля векселей предприятий-резидентов составляла ~ 99% и ~ 0.7% в обеих группах соответственно. Всего векселей предприятий в обороте находится в несколько раз больше.

В предположении примерно такого же (как и для банковских векселей) среднего срока платежа, экспертная оценка всех выданных предприятиями за 2000г. векселей составит ~1 трлн, руб., средний остаток - несколько сот млрд. руб.
При этом настоящие оценки относятся к товарным и финансовым векселям предприятий, т.е. к векселям, выдача которых обусловлена реальными хозяйственными потребностями. Однако автору известны и случаи выдачи векселей валютой в миллиарды (!) долларов.
Итак, по нашей оценке ежегодно совершается сделок с выдачей векселей на сумму 1,5 трлн, руб., сделок с передачей векселей в предположении их среднего числа ~2-3 на сумму в 3-4,5 трлн, рублей. Итак, наша оценка общего объема сделок с векселями в 2000г. составляет ~ 5 трлн, руб., средний остаток по счетам сравним с агрегатом МО. Порядок величины не вызывает сомнений, провести точный статистический анализ на основе имеющихся в открытом доступе данных затруднительно. Причем автор полагает, что приведенная оценка скорее скромная, нежели завышенная.

Следует также заметить, что в этих оценках не учитывался оборот на биржевых и внебиржевых организованных рынках, как не имеющий отношения к оценке роли векселей в расчетах.
Говоря о хозяйствующих субъектах, наиболее заметных на вексельном рынке, если не делать разницы в масштабе, но опираясь на качественные показатели, с нашей точки зрения можно отметить следующих.
Среди банков это: Авангард, Автобанк, АК БАРС, Акрополь, Акционерный инвестиционно-коммерческий банк Новая Москва, АльфаБанк, БАЛТОНЭКСИМ, Банк Внешней Торговли, Банк на Красных Воротах, БИЛ, Внешэкономбанк, Газпромбанк, ГЛОБЭКС, Гранд Инвест Банк, ГУТА-БАНК, Доверительный и Инвестиционный Банк, Еврофинанс, Европейский трастовый банк, Инвестиционная Банковская корпорация, Инкасбанк, Интерпромбанк, Инфобанк, КОНВЕРСБАНК, Ланта-Банк, Международный Московский Банк, Международная Финансовая Компания, Межрегиональный инвестиционный банк, МЕНАТЕП СПб, Металлинвестбанк, Московский Индустриальный банк, Московский кредитный банк, Московский муниципальный банк - Банк Москвы, Национальный резервный банк, Новый Русский Банк, ОРГБАНК, Петровский, Петрокоммерц, Промышленно-строительный банк, Промышленно-торговый банк, Псковбанк, РОСБАНК, РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ, Росэксимбанк, Сбербанк России, Северо-Восточный
Инвестиционный банк, Содружество, Содействие общественным инициативам, Солидарность, Форштадат,Челиндбанк, ЮгБанк, ЮНИКОР.
Профессиональные участники РЦБ и предприятия: ИК Регион, Интерспрэд-Инвест, ИФК Метрополь, Межрегиональный вексельный центр Северсталь, Московская межбанковская валютная биржа, Финансово-инвестиционная компания ЛИДИНГ, Инвестиционнобанковская группа НИКойл, Регион-Инвест, Санкт-Петербургская Валютная Биржа, Центральный Московский Депозитарий, Центр-Инвест, Альфа-ЭкоМ, Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение, Газпром, Интерурал, Корпорация Синтез, Северсталь, ТЕХСНАБЭКСПОРТ, Торговый Дом ЭЛЛИТ, Тюменская нефтяная компания.
Народнохозяйственное значение вексельного рынка следует из приведенных оценок - при посредстве векселей ежегодно выдается банковских и коммерческих кредитов на многие триллионы рублей. Учитывая тот факт, что коммерческие банки неудовлетворительно исполняют свою функцию кредитования промышленности (избыточная ликвидность банковской системы приближается к 100 млрд, руб.),, положительную роль вексельного оборота трудно переоценить, несмотря на все его проблемы и проблемы, которые он создает.
Вексельный оборот был организован как ответ рынка на бессмысленный слом денежно-кредитной системы в начале 90х годов. Единственный регулирующий орган, уделяющий свое внимание вексельному рынку и положительно воздействующий на него, это Банк России.

Правительство, включая подведомственные ему регулирующие органы, ничего не сделало для его поддержки тогда, ничего не делает и сейчас. Разве что проявляет свой фискальный интерес.

Здесь имеется в виду подготовленный Министерством финансов РФ и внесенный депутатами ГД В.М. Резником, В.И.

Головлевым, С.И. Штогриным проект Федерального Закона "О внесении дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Глава 26.

Государственная пошлина). В статье 16 п.45 предусмотрена пошлина за регистрацию переводных и простых векселей - 0,8 (!) процента от номинальной суммы векселя.
Вышеупомянутые планы будут иметь следствием подрыв прежде всего краткосрочного кредита. И приведут не к пополнению доходной части бюджета, а к уменьшению экономического роста с вытекающими последствиями.
Ряд экономистов, не отдающих себе отчет в пределах применимости монетарной политики, как ключевую ставят задачу сокращения объема неденежных расчетов (повышения коэффициента монетизации) и механизмам ее решения. С нашей точки зрения, представляемые
аргументы в пользу устранения неденежных (в т.ч. вексельных) форм расчетов в нашей нынешней экономике неубедительны. Убедительные аргументы такого рода, конечно, есть, они основываются на убежденности в эффективности механизма монетарной политики.

Проблема в том, что эффективная монетарная политика может проводится в обществе, которое, в частности, удовлетворяет требованиям стабильности и конкуренции. Готовых рецептов перехода к этому обществу не написано, они появляются в процессе грамотно поставленного взаимодействия
экономических исследований и компетентной практики. Надо сказать, создатели количественной теории денег хорошо представляли пределы применимости монетарной политики на ее основе, в отличие от наших неофитов.

Поэтому наш путь, к сожалению - это в большей степени путь сугубого эмпиризма на уровне хозяйствующих субъектов.
Задача состоит сейчас не в понижении или повышении коэффициента монетизации, прежде надо создать управляемый, эффективный денежно-кредитный механизм. И на этом пути надо, наконец, обратить внимание на имеющий колоссальные объемы в нашей экономике коммерческий кредит (кредит поставщика), и порождаемый им вексельный оборот.

Именно в этом, вместе с неэффективным исполнением банками кредитной функции, усугубленным тяжелым налоговым бременем, влекущим неучтенный оборот, следует искать причину большого объема неденежных расчетов.
Позиция государства в отношении вексельного оборота основывается на давно разработанном фундаменте:
Для прочности кредита и для сохранения порядка в денежном обращении не представляют опасности лишь векселя, в основе которых лежит торговая сделка или которые выданы с торгово-промышленными целями; только при этих условиях векселя соответствуют действительно существующим товарам или способствуют производству новых ценностей, а потому они и не могут неограниченно возрастать в общей их сумме, находя себе естественный регулятор в количестве и ценности совершаемых сделок да в наличных потребностях торгового оборота.
Таким векселям следует противопоставить векселя, выданные в целях непроизводительного потребления. Последнего рода векселя представляют бумажную ценность, лишенную прочного реального основания, и, в таком качестве, они являются весьма ненадежным элементом вексельного оборота; помимо вредного влияния на общественный кредит и на народное хозяйство, увеличение количества такого рода векселей, легко возможное при устранении всяких законодательных ограничений, способно привести к серьезным затруднениям и в области денежного обращения.

Современный опыт указывает нам причислить к полезной части вексельного рынка и коммерческие бумаги - краткосрочные финансовые векселя, используемые как инструмент корпоративного долга.
Однако до сих пор на вексельном рынке России в числе прочих проблем:
1. Отсутствует вексельная дисциплина, т.е. "строгое выполнение всех требований, как формальных, так и материальных, предъявляемых к вексельным обязательствам... когда каждый уверен, что находящийся у него вексель действительно предоставляет ему все права, вытекающие из факта обладания вексельным документом и что обязанные по векселю лица точно выполнят, а в случае надобности, будут государственной властью принуждены выполнить взятые ими на себя обязанности" .
2. Далеко не вполне обеспечен процессуально строгий и скорый порядок взыскания по протестованным векселям.
3. Недоступна информация по протестованным векселям.
4. Не решена проблема безопасности - имеет место мошенничество в немалых размерах. Сегодняшний яркий пример - векселя Территориальноотраслевого Финансового Энергетического Союза (ТО ФЭС). Автору приходится сталкиваться с ними, консультируя правоохранительные органы. В январе 2001 года в ЦБ РФ автора знакомили с копией векселя ФЭС на 10 млрд.

USD, а в марте у него на экспертизе уже находились присланные из МВД материалы уголовного дела, открытого в отношении руководства Финансового энергетического союза, учрежденного, кстати, Минтопэнерго и рядом субъектов Российской Федерации. Несущих, между прочим, субсидиарную ответственность по обязательствам ФЭС.

К сожалению, в пределах членских взносов.
Ясно, что необходимо обезопасить торгово-промышленный оборот от ненадежных векселей. Поэтому необходимы меры, не затрудняющие вексельного обращения, но поддерживающие должную вексельную дисциплину и безопасность.

То же относится к другим т.н. неэмиссионным ценным бумагам.
Вексельный оборот ныне есть важнейшая часть денежно-кредитной системы. И в этом качестве нуждается в упорядочении и защите.
Решать эту задачу возможно, только обращаясь с вексельным рынком исходя из принципа "не навреди!". Регулирование вексельного оборота усложняется в силу приоритета норм международного женевского вексельного закона.
Тем не менее, вполне возможно опосредованно, путем организации широкого использования надежных товарных и финансовых векселей (коммерческих бумаг) и вытеснения мошеннических и необеспеченных векселей как вредного и ненадежного элемента вексельного оборота:
1. Поставить кредитование производства на более высокий по объемам, срокам и надежности уровень.
2. Обеспечить экономическую безопасность хозяйствующих субъектов и населения, снабдить потенциальных векселеприобретателей надежными сведениями о кредитоспособности предприятий и банков, выдающих векселя.
3. Предоставить рынку услуги, в которых нуждаются его участники.
Необходима постоянная и планомерная работа, которую может веститолько постоянно действующая структура, наделенная государством соответствующими задаче возможностями.
Таковой может стать Федеральный центр учета векселей, независимый от Правительства, объективно озабоченного проблемами бюджета и в большей степени занятого фискальными задачами. Как и Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг в свое время, он мог бы быть подконтролен Президенту Российской Федерации и действовать в тесном взаимодействии с государственными институтами, однако в качестве организационно-правовой формы целесообразно избрать федеральное государственное унитарное предприятие.
Тем самым будет создан ныне отсутствующий механизм влияния на вексельный оборот и получения достоверной информации. Без него затруднительно проводить эффективную денежно-кредитную политику, учитывая, что по сути в экономике ныне действует второй эмиссионный центр (распределенный по отраслям и территориям), выпускающий денежные суррогаты, деятельность которого должна быть постепенно ограничена и поставлена под контроль.
Работа Федерального центра должна строиться на основе самоокупаемости, за счет оплаты его услуг и взносов заинтересованных участников вексельного оборота, а также поступлений платы за регистрацию выдаваемых и передаваемых векселей. За счет последнего источника рынку должны быть предоставлены услуги, в которых нуждаются его участники.

Недопустим приоритет голого фискального интереса - реакция рынка будет враждебна, неминуем и политический ущерб. Величина платы за регистрацию, приемлемая для рынка - 0.05% при выдаче, 0.1% при передаче от валюты векселя.

При этом должна быть отменена госпошлина за протест векселя.
Размер платы важно не завысить. Здесь я повторю свою, пусть кажущуюся ортодоксальной, точку зрения на место такого, казалось бы, архаичного инструмента, как вексель в эффективной денежно-кредитной политике. Вспомним то, что настолько просто и фундаментально, что прочно забыто многими вместе с Марксовым анализом - основные функции денег. Деньги похожи на весы - на одной чаше лежит функция меры стоимости, на другой - функция средства обращения товаров и услуг.

Когда весы в равновесии, деньги служат и средством сбережения. Но легко видеть диалектическое противоречие между грузами на весах - эти функции противоречивы!

Мы хотим экономического роста и падения уровня безработицы (дешевые деньги) - мы жертвуем мерой стоимости (инфляция), и наоборот (дорогие деньги).
Но почему, скажем, в начале столетия при мощном подъеме экономики Русский рубль подвергался дефляции? Что разрешало это диалектическое противоречие?

Коммерческий кредит, частично обращенный в ликвидную форму - вексель. Видимо, история в чем-то повторяется и ныне.

В известной степени благодаря этому механизму экономика спасла себя в период т.н. реформ. В вопросе денежно-крединого регулирования мы придерживаемся кредитной парадигмы [37], с той существенной разницей, что уделяем первостепенное внимание коммерческому кредиту.
Что касается переучета векселей в Центральном банке, то, несмотря на то, что этот механизм не был запущен по причине противодействия МВФ, работа в этом направлении продолжается. Имеется в виду Положение о порядке предоставления Банком России кредитов банкам, обеспеченных залогом и поручительством от 3 октября 2000 г. N 122-П, в котором предусмотрена возможность залога векселей.
Весьма перспективным инструментом, способным упростить процедуру предоставления банковских кредитов предприятиям, являются складские свидетельства. К сожалению, регулирующие органы, опять запаздывая (как и с векселями в свое время), не отдают себе полный отчет в возможностях этого механизма, предоставляя его строительство рынку.
Итак, именно экономически обоснованная и планомерная работа по созданию полноценной денежно-кредитной системы в контексте осознанной экономической политики роста приведет к уменьшению объема неденежных расчетов и прежде всего вексельных, причем естественным образом.
Эти соображения уместно заключить словами М.Фридмена:
"Лучше иметь фиксированный темп прироста денежной массы, вызывающий умеренную инфляцию или дефляцию, при условии, что они будут постоянными, чем страдать от непредсказуемых и крупномасштабных кризисов и подъемов".
Денежно-кредитная система России должна стать на обе ноги -должным образом поставленные денежный и коммерческий кредит, взаимодействующие внутри себя и друг с другом посредством отлаженной системы платежей и расчетов. Это необходимое условие решения главной для страны задачи - обеспечения устойчивого экономического роста.

Очерк вексельного права

Приступая к изложению этого раздела, заключим с читателем следующее соглашение об употребляемых терминах. В силу безраздельного, как и в старь, господства в нашем хозяйственном обороте простого векселя, подразумеваем, что: вексель - есть простой вексель; тратта - есть переводный вексель векселедатель - есть векселедатель простого векселя; трассант - есть векселедатель переводного векселя.
Другие термины будут определены далее в тексте. То, что написано о векселе, относится и к тратте, если не оговорено иное.
Представляя собой очерк, данный раздел не претендует на сколь-нибудь полное изложение предмета, речь идет лишь о попытке провести
утраченные за многие десятилетия связи вексельного права с современными реалиями применения векселя в хозяйственном обороте. Труды классиков вексельного права - П.П.Цитовича, А.Ф.Федорова и других - несмотря на давность остаются непревзойденными образцами и основными источниками для фундаментального изучения вопроса. Из современных авторов мы бы рекомендовали публикации Е.А.Крашенинникова, Д. Л.Иванова, Ф.А.Гудкова, В.А.Белова,
А.А.Вишневского, Л.А.Новоселовой, Л.Г.Ефимовой
[13,14,20,22,23,26,38,].

Источники вексельного права и юридическая природа векселя


Пожалуй, больше всего разноголосицы и противоречивых мнений вызывают вопросы, находящиеся на стыке вексельного и иных отраслей права, прежде всего гражданского. Особое внимание этой области уделяется как из-за ее обширности и сложности, а также в связи с теми масштабами, которые получает у нас вексельное обращение.
Система источников вексельного права имеет строго иерархический вид. Ее фундамент составляет международный Единообразный закон о переводном и простом векселе (ЕВЗ), регулирующий отношения между сторонами вексельного обязательства.



Содержание раздела