d9e5a92d

Основные типы агентских конфликтов


Как видно из рисунка, участниками корпоративных отношений в рамках данной модели являются собственники, менеджеры, внутренние и внешние посредники. Для характеристики механизма корпоративного управления необходимо, по нашему мнению, рассмотреть следующие отношения: внутри группы собственников, внутри группы менеджеров, отношения между менеджерами и собственниками, отношения между собственниками и финансовым рынком, отношения между представителями собственников и рынком труда, отношения между менеджерами и товарными рынками. Рассмотрим эти корпоративные отношения подробнее. Говоря об отношениях внутри группы собственников, необходимо определить, кто ими является. Собственников корпорации признано подразделять на индивидуальных и институциональных.

К индивидуальным инвесторам относятся физические лица, организации и другие корпорации. К институциональным пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, банки.
Как было указано в п.1., единственной обязанностью участника акционерного общества является имущественный взнос, но не включает участие в управлении. Из этого следует, что отношения возникают не между собственниками корпорации, а между корпорацией и собственниками (п.2), то есть отношения внутри группы собственников отсутствуют либо сведены к минимуму. При этом мы полагаем, что отношения собственников в рамках Совета директоров являются отношениями собственников с корпорацией, а не друг с другом.

К внутригрупповым отношениям собственников можно отнести получение доверенностей на голосование одними собственниками по акциям других и осуществление тендерного предложения на покупку акций, хотя и эти операции обычно осуществляются через посредников. Эти отношения будут рассмотрены ниже.
Управление столь сложной организационной системой как корпорация невозможно осуществить в одном лице, и поэтому корпорация управляется группой менеджеров, образующих орган управления корпорацией, наделенный определенными полномочиями. В экономической литературе, посвященной проблеме корпоративного управления, не рассматриваются вопросы отношений внутри группы менеджеров корпорации. Хотя достаточно описаны взаимодействия менеджеров в составе Совета директоров, о чем будет сказано при описание его функционирования.

Надо отметить, что это отдельное направление исследований, изучаемое такими научными дисциплинами, как теория организации, организационное поведение, психология менеджмента и др., где подробно описаны процессы взаимодействия внутри группы менеджеров и их эффективная организация, поэтому мы не будем их здесь рассматривать.
Отношения между собственниками и финансовым рынком, отношения между представителями собственников и рынком труда, отношения между менеджерами и товарными рынками выходят за рамки отношений внутри корпорации и будут рассмотрены ниже в объеме участия этих институтов в роли посредников корпоративных отношений.
Таким образом, остается группа отношений между собственниками и управляющими, которые, по нашему мнению, являются объектом исследования при изучении корпоративного управления, раскрывающего механизм его осуществления. Эти взаимоотношения заключаются, как было определено в п.2, в защите собственников от неэффективной работы управляющих.
Отличительной чертой эффективности управления корпорацией является не только профессионализм наемных менеджеров корпорации, но и совпадение мотиваций менеджеров с интересами собственников.
Классические теории фирмы предполагают, что менеджеры действуют в наилучших интересах собственников. Однако, когда дело доходит до практики, то перед нами предстает совершенно иная картина. Дело в том, что менеджеры тоже люди, и именно представления и личные интересы менеджеров, а не интересы собственников зачастую играют более значительную роль при принятии управленческих решений.
Это относится к вопросам имиджа менеджеров корпорации (административные здания, представительские расходы), к вопросу об отношении к риску (менеджеры принимают и воплощают в жизнь решения, по которым однако не несут ответственности), так и к вопросам инвестиционной, производственной и стратегической политики (поглощение корпорации-цели для увеличения собственного влияния, а не получения экономического эффекта).


Подобные конфликты между менеджерами корпорации и ее собственниками получили название агентских конфликтов.
Наглядно различие между взглядами собственников и менеджеров корпорации на процесс управления демонстрирует таблица 1.3.146.
Возникает вопрос, каким образом собственник может защитить свои интересы?
Именно этот вопрос является риторическим в системе корпоративного управления. В нашей работе мы постараемся комплексно представить систему корпоративного управления, выявить взаимосвязи между отдельными элементами и оценить ее эффективность.
В настоящее время опыт функционирования корпорации позволяет говорить о внешних и внутренних механизмах решения агентских конфликтов в пользу собственников. Внутренние механизмы контроля построены на основе непосредственных взаимоотношений акционеров и менеджеров корпорации или же опосредованных через Совет директоров корпорации. А внешние механизмы контроля основываются на эффективном функционировании внешних посредников во взаимоотношениях собственников и управляющих корпорации.

В систему внешних посредников, по мнению многих экономистов, включаются государство, финансовые и товарные рынки.
Рассмотрим эти механизмы подробнее.
К внутренним механизмам относятся:

  • составление трудового контракта и построение системы оплаты труда менеджеров;
  • возложение контроля за деятельностью менеджеров корпорации на Совет Директоров.

Первым инструментом контроля, к которому прибегают акционеры при найме генеральных директоров корпорации, это составление трудового контракта. Теоретически, в трудовом контракте должны быть указаны нормы

Таблица 1.3.1.
Основные типы агентских конфликтов.

Проблема
Собственники
Менеджеры
Имидж менеджеров корпорации
Стремление к экономии
Стремление к роскоши


Выбора
Инвестиционного
горизонта
Долгосрочный
Краткосрочный


Отношение к
Риску
Собственники несут риск по решениям принятыми наемными управляющими
Менеджеры принимают и воплощают в жизнь решения, по которым, как правило, не несут ответственности.

Эффективного
Использования
прибылей
Получение в виде дивидендов либо капитализации, по ставке не ниже нормы прибыльности
Увеличение собственного влияния в корпорации и собственного благосостояния

Отношение к корпорации
Как к одному из источников доходов
Как к единственному источнику дохода
Стремление к установлению контроля над корпорацией
У обладателей крупного пакета сильное, у мелкого собственника низкое
Сильное
Стимулы к слиянию и поглощению, осуществляемых корпорацией
Получение прибыли не ниже нормы прибыльности
Как правило, увеличение собственного влияния и удовлетворение тщеславия
Отношение к продаже корпорации
При достаточной премии за продажу пакета акций положительное
Как правило, отрицательное
Стремление к осуществлению личных затрат за счет корпорации
Низкое, чем больше доля акционерного капитала, тем ниже
высокое


поведения генерального директора во всех возможных ситуациях при осуществлении управленческой деятельности. При расхождении поведения генерального директора с поведением, установленным в контракте, он автоматически увольняется; таким образом, появляется его заинтересованность в более качественной работе. Сложность заключается в том, что в условиях корпоративного управления возможно огромное множество вариантов хозяйственных ситуаций, и их прогнозирование либо невозможно, либо издержки по прогнозированию будут несравненно выше полученного эффекта. Поэтому на практике ключевым моментом разработки контракта является не попытка определить поведение генерального директора во всех возможных ситуациях, а структурирование системы оплаты труда менеджеров
Цель данной операции определить такое сочетание различных видов денежных вознаграждений топ менеджеров, чтобы «усадить менеджеров и акционеров в одну лодку»47, то есть добиться совпадения интересов акционеров и менеджеров корпорации.
В настоящее время существует система оплаты труда менеджеров, состоящая из двух элементов (1.3.248.).

  1. постоянный оклад.
  2. переменное вознаграждение.












1.3.2. Формирование денежного вознаграждения менеджеров

Разрешение агентских конфликтов с помощью построения системы оплаты труда предполагает ответы на такие вопросы:

  • Какими должны быть пропорции денежного вознаграждения высших менеджеров по отношению к другим работникам корпорации для создания эффективной системы стимулов для всех работников?
  • Какая часть денежного вознаграждения должна быть переменной, а какая постоянной?
  • Каким образом должны формироваться переменные вознаграждения менеджеров?

Относительно пропорций между вознаграждением высших менеджеров и остального персонала существует две противоположные гипотезы.
Согласно первой, шкала вознаграждений должна быть сильно прогрессивной, чтобы вознаграждение генерального директора служило «морковкой» для всех остальных сотрудников.



Содержание раздела