Этого можно добиться самовнушением - с помощью различных приемов, психологических методик, чтения биографий успешных людей ит. д.
Мы должны использовать время как инструмент, а не как диван.
Джон Кеннеди
И богатство, и бедность являются следствием, во-первых, образа мыслей, а во-вторых, привычек. Все богатые люди имеют привычку экономно расходовать свои деньги.
Еще более характерной для миллионеров привычкой является бережное отношение к своему времени. А Карл Маркс вообще утверждал, что всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
Если вы теряете деньги, то их можно вернуть. Если вы теряете время, то теряете его навсегда - эти слова Бодо Шефера как нельзя лучше иллюстрируют представление о ценности (а правильнее сказать, бесценности) времени у преуспевающих людей.
Представление, определяющее привычки в поведении.
Наилучший наставник во всем - привычка, - сказал давным-давно Плиний Старший. А он, помимо своей легендарной учености, был знаменит также своей способностью эффективно использовать свое время. Не было такого места, которое бы Плиний считал неудобным для ученых занятий; не было такого времени, которым бы он не воспользовался для того, чтобы читать и делать заметки. Он читал, или ему читали в дороге, за обедом и даже в бане, так как он считал потерянным всякий час, не посвященный умственным занятиям.
Он был великим мастером в том, что сейчас называют тайм-менеджмент.
Всемирно известным специалистом по тайм-менеджменту является Алан
Лакейн. Его бестселлер Искусство успевать разошелся тиражом более одного миллиона экземпляров, а созданная им система эффективного использования времени была успешно внедрена в таких корпорациях, как IBM, Bank of American, ATT и других. Вот что он пишет в разделе Как я экономлю время:
?Я стараюсь получить удовлетворение от каждой минуты жизни, имеющейся в моем распоряжении.
?Я стараюсь получить удовлетворение от всего, что я делаю.
?Я - неисправимый оптимист.
?Я стараюсь идти от победы к победе.
?Я не трачу время на переживания по поводу своих неудач.
?Я не трачу время, испытывая чувство вины в связи с тем, что я не сделал.
?Я постоянно напоминаю себе: Всегда можно найти достаточно времени для того, чтобы сделать важные вещи. Если это - важные вещи, я всегда найду время для того, чтобы их сделать.
?Я каждый день стараюсь найти новый способ для того, чтобы воспользоваться им для выигрыша во времени.
?Я встаю в 5 утра в будние дни (и рано ложусь спать).
?Я съедаю облегченный обед, чтобы не чувствовать сонливость во второй половине дня.
?Я не читаю газет или журналов (за редким исключением). Я лишь проглядываю газетные заголовки, когда прохожу мимо продавцов газет, для того чтобы знать о происходящем в мире.
?Я бегло проглядываю книги в поисках интересных мыслей.
?У меня нет телевизора. (Когда произошла высадка человека на Луну, мы с женой поехали в мотель, чтобы там посмотреть трансляцию этого события. Кроме того, мы брали напрокат телевизор во время съездов политических партий и кампаний по выборам президента страны.)
?Моя работа расположена близко от дома, и я хожу на работу пешком. Лишь когда я ленюсь или спешу, я еду туда на машине.
? Я анализирую свои привычки для того, чтобы избавиться от устаревших, или для их улучшения(выделено мной. - А.Г.).
?Я раз и навсегда покончил с ожиданиями. Если мне приходится ждать, то я рассматриваю такую ситуацию как подаренное время для того, чтобы расслабиться, попланировать или сделать что-нибудь такое, что я бы иначе не сделал.
?Я ставлю свои часы на три минуты вперед для того, чтобы начать день раньше.
?В моем кармане я ношу пустые карточки, размером с визитные, или библиотечные формуляры, чтобы записывать на них наблюдения или мысли, возникающие в голове.
?Раз в месяц я пересматриваю свои жизненные цели.
?Каждый день я просматриваю список моих жизненных целей и определяю, с помощью каких действий я смогу добиться их осуществления.
?Я напоминаю себе о своих жизненных целях с помощью надписей, которые я сделал на отдельных листках бумаги, помещенных на стенах моего кабинета и на письменном столе.
?Даже когда я выполняю ничтожные задания, я не забываю про свои долгосрочные цели.
?Первое, что я делаю утром, - это планирую свою деятельность на целый день и распределяю дела по степени их значимости.
?Я составляю список конкретных дел, которые следует сделать в течение дня, и распределяю их в порядке значимости, а затем стараюсь сделать самые важные дела как можно раньше.
?Я заранее составляю расписание своей деятельности на три месяца вперед таким образом, чтобы обеспечить равномерное распределение нагрузки и разнообразие в занятиях на каждый месяц, а также зарезервировать дополнительное время для осуществления горящих проектов.
Впрочем, он всего лишь другими словами высказал мудрость, известную с древних-предревних времен: У корабля, который никуда не плывет, не бывает попутного ветра.
Основные тезисы главы
?Время является бесценным. Утраченное время вернуть невозможно.
?Нашу жизнь определяют наши привычки. Экономия времени - это привычка богатых людей.
Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
?Существует множество приемов эффективного использования времени, в совокупности образующее особый вид искусства - тайм-менеджмент.
?Какие именно приемы тайм-менеджмента использовать, можете решить только вы сами - в соответствии со своими личными целями. Тайм-менеджмент - это, по сути, целевой менеджмент.
Инвестиции в знания всегда приносят наибольшую прибылъ.
Бенджамин Франклин
В первой главе прозвучала мысль о том, что самым ценным в мире являются идеи. Да и что может быть более ценного, если весь прогресс базируется на новых идеях! А когда-то какому-то нашему пращуру пришла в голову идея спрыгнуть с ветки и побродить по земле.
Лично я ему за это весьма признателен!
Кстати, вы не обращали внимания, что, бывает, некоторые кошки залезут на дерево и орут оттуда, не зная, как слезть? Они пытаются спускаться так же, как и поднимались - мордой по ходу движения, - но спуститься так невозможно.
Спускаются задом. Если котенок рос рядом с мамой, которая умела лазить по деревьям, то он, наблюдая за ней, тоже учился этому. Если же он рос один - ему не у кого было подсмотреть.
Разве что самому додуматься...
Рождать идеи, да еще великие - под силу немногим людям, а вот пользоваться плодами известных идей к своей вящей пользе могут все. Ведь у нас в отличие от кошек и прочих животных имеются потрясающие возможности для свободного обмена информацией о выживании (что было актуально когда-то) и процветании (к чему стремятся во все времена).
Американский психолог и писатель Джад Биасиотто рассказал интересную историю о своем детстве.
Когда я был в школе, меня признали умственно отсталым. Я серьезно... я был, точнее, не умственно отсталым, а, вернее, страдал „интеллектуальным
запором". Я был т-о-о-о-рмозом. На любой контрольной я набирал не более 30-40 баллов.
Черт, лишь в пятом классе до меня дошло, почему нельзя есть желтый снег. ...
Я помню, как сдавал одну контрольную и безбожно пользовался шпаргалками и все равно набрал всего 15 баллов. Поверьте мне, я был таким глупым, что даже другие дети стали замечать это. Дошло до того, что в школу специально пригласили психолога, чтобы он измерил мой IQ. Спустя неделю после теста психолог вызвал меня к себе в кабинет, посадил в кресло и сказал мне, чтобы я шел домой и передал своей матери, что мой IQ равен 81 баллу.
Когда я вышел из кабинета, я был на седьмом небе от счастья: 81 балл! Никогда я еще не набирал столько много ни в одном тесте! ...
К сожалению, моя эйфория продолжалась недолго. Когда я сказал своей матери, что у меня IQ 81 балл, я разбил ей сердце.
До сих пор не могу забыть то выражение на ее лице. ...
Заявляю с гордостью, что я повернул все наоборот - я имею в виду, что развернул ситуацию на 180 градусов. При поступлении в колледж меня называли головой, гением - можете себе представить! В тесте SAT я набрал практически максимальное количество очков. И знаете что?
На первом курсе в колледже мой IQ снова проверили. В этот раз я набрал 167.140 уже считается гением. Большинство психологов скажут вам, что значительно увеличить свой IQ невозможно.
Я не просто увеличил его, я удвоил его! ...
Нет, не поймите меня неправильно. Я не считаю себя гением. Гений, с моей точки зрения, это тот, кто расщепляет атом или изобретает одну из тех ракет для звездных войн, которые могут останавливаться на красный свет и заворачивать за углы.
Вот это - гений. Я не могу делать такие вещи, хотя я бы не отказался попробовать.
Я - обычный парень, такой же, как вы.
Секрет поразительного превращения тупицы в умного и преуспевающего человека кроется лишь в регулярном повышении своего образования. Кстати, достаточно иметь запутанные представления о значении этого слова -образование, - чтобы навсегда остаться бедным.
А многие люди, например, под получением образования подразумевают на самом деле некий процесс выцыганивания корочек.
Все станет на свои места, если понять, что слово образование происходит от образовывается - личность. Если вы хотите стать богатым и независимым человеком, то должны кропотливо лепить из себя соответствующую личность.
А инструментом для этого могут служить исключительно знания.
В конце концов, рынок - это система обмена знаниями, как заметил когда-то нобелевский лауреат по экономике Фридрих фон Хайек.
Основные тезисы главы
?Образование означает образование личности. Кого вы захотите сделать из самого себя посредством образования - тем вы и будете.
Никем не захотите - будете никем.
?Рынок - это система обмена знаниями.