d9e5a92d

ПРОЦЕНТНЫЙ РИСК

Процентный риск - это риск для прибыли возникающий из-за неблагоприятных колебаний процентной ставки, которые приводят к повышению затрат на выплату процентов или снижению дохода от вложений и поступлений от предоставленных кредитов. Фирма, идущая на поглощение другой фирмы, через некоторое время окажется в зоне процентного риска, если это приобретение финансируется за счет заемных средств, а не путем выпуска акций.
Банки и другие финансовые учреждения, которые обладают значительными средствами, приносящими процентный доход, обычно в большей мере подвержены процентному риску. Если фирма взяла значительные кредиты, то неэффективное управление процентными рисками может привести фирму на грань банкротства.
Изменения процентных ставок влекут за собой несколько разновидностей риска.
1. Риск увеличения расходов по уплате процентов или снижения дохода от инвестиций до уровня ниже ожидаемого из-за колебаний общего уровня процентных ставок.
2. Риск, связанный с таким изменением процентных ставок после принятия решения о взятии кредита, которое не обеспечивает наиболее низких расходов по уплате процентов.
3. Риск принятия такого решения о предоставлении кредита или осуществлении вложений, которое в результате не приведет к получению наибольшего дохода из-за изменений процентных ставок, произошедших после принятия решения.
4. Риск того, что сумма расходов по уплате процентов по кредиту, взятому под фиксированный процент, окажется более высокой, чем в случае кредита под плавающий процент, или наоборот.
Чем больше подвижность ставки (регулярность ее изменений, их характер и размеры), тем больше процентный риск.
Риск для заемщика имеет двойственную природу. ПVлучая займ по фиксированной ставке, он подвергается риску из-за падения ставок, а в случае займа по свободно колеблющейся ставке он подвергается риску из-за их увеличения.

Риск можно снизить, если предугадать, в каком направлении станут изменяться процентные ставки в течение срока займа, но это сделать достаточно сложно.
Риск для кредитора - это зеркальное отображение риска для заемщика. Чтобы получить максимальную прибыль, банк должен предоставлять кредиты по фиксированной ставке, когда ожидается падение процентных ставок, и по плавающей ставке, когда ожидается их повышение.
Инвестор может помещать средства на краткосрочные
депозиты или депозиты с колеблющейся процентной ставкой и получать процентный доход. Инвестор должен предпочесть фиксированную процентную ставку, когда предполагается падение процентных ставок, и колеблющуюся, когда ожидается их рост.
Изменение процентных ставок в зависимости от срока займа можно выразить с помощью кривой процентного дохода. Нормальной кривой процентного дохода считается восходящая кривая.

Она означает, что процентные ставки для долгосрочных займов обычно выше, чем для краткосрочных, и тем самым компенсируют кредиторам связанность их средств на более длительный срок и более высокий кредитный риск в случае долгосрочных займов.
Точка зрения банка на процентный риск отличается от точки зрения его корпоративных клиентов. Процентный риск для финансовых учреждений бывает базовым и риском временного разрыва.
Базовый риск связан с изменениями в структуре процентных ставок. Базовый риск возникает, когда средства берутся по одной процентной ставке, а ссужаются или инвестируются по другой.
Риск временного разрыва возникает, когда займы получают или предоставляют по одной и той же базовой ставке, но с некоторым временным разрывом в датах их пересмотра по взятым и предоставленным кредитам. Риск возникает в связи с выбором времени пересмотра процентных ставок, поскольку они могут измениться в промежутке между моментами пересмотра.

ХЕДЖИРОВАНИЕ

Хеджирование означает действие по уменьшению или компенсации подверженности риску. Основная задача хеджирования - защита от неблагоприятных изменений процентных ставок. Более узкой задачей является получение прибыли вследствие благоприятных изменений процентных ставок.

Решение о хеджировании риска принимается на уровне правления компанией.
Мы знаем, что риск имеет две стороны: благоприятную и неблагоприятную. В связи с этим необходимость в хеджировании возникает в двух случаях:
- когда риск неблагоприятных изменений больше риска благоприятных изменений;
- когда неблагоприятные изменения окажут сильное воздействие на доходы компании.
Вместо хеджирования своих рисков компания может "играть" на будущих изменениях процентных ставок. С помощью спекулятивных займов и вложений она может получить более высокую прибыль в связи с изменением процентных ставок.


Существует два основных метода хеджированияпроцентного риска. Это структурное хеджирование и казначейские рыночные инструменты.
Структурное хеджирование представляет собой снижение или устранение процентных рисков с помощью приведения в соответствие процентных доходов активов компании с расходами по выплате процентов. Многие компании в одно и то же время делают вложения и берут займы на большие суммы. Такая политика чужда структурному хеджированию.

Структурное хеджирование является самым простым и дешевым средством страхования процентных рисков путем благоразумных займов и кредитов на денежных рынках. Методы структурного хеджирования могут помочь компаниям с крупными займами снизить, но не устранить процентные риски.
Методы хеджирования с помощью казначейских рыночных инструментов включают продукты денежного рынка (займы, фьючерсы, опционы и др.).

КРЕДИТНЫЙ РИСК

Более подробно остановимся на кредитном риске. Кредитный риск - это возможность возникновения убытков вследствие неоплаты или просроченной оплаты клиентом своих финансовых обязательств.

Кредитному риску подвергается как кредитор (банк), так и кредитозаемщик (предприятие).

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ


Кредитный риск для банков складывается из сумм задолженности заемщиков по банковским ссудам, а также из задолженности клиентов по другим сделкам.
Компании также могут подвергаться определенному кредитному риску в своих операциях с банком. Если компания имеет много свободных средств, которые она помещает на банковский депозит, то при возникновении риска ликвидации банка компания потеряет большинство своих вкладов.

Также существует процентный риск при размещении слишком большого депозита в одном банке, ибо этот банк, осознавая, что компания является регулярным вкладчиком, может не предложить такую же высокую ставку процента по новому вкладу, которую компания могла бы получить в другом банке.
Подверженность кредитному риску существует в течение всего периода кредитования. При предоставлении коммерческого кредита риск возникает с момента продажи и остается до момента получения платежа по сделке. При банковской ссуде период подверженности кредитному риску приходится на все время до наступления срока возвращения ссуды. Величина кредитного риска - сумма, которая может быть потеряна при неуплате или просрочке выплаты задолженности.

Максимальный потенциальный убыток - это полная сумма задолженности в случае ее невыплаты клиентом, Просроченные платежи не приводят к прямым убыткам, а возникают косвенные убытки, которые представляют собой издержки по процентам (из-за необходимости финансировать дебиторов в течение более длительного времени, чем необходимо) или потерю процентов, которые можно было бы получить, если бы деньги были возвращены раньше и помещены на депозит. Несмотря на то что кредитный риск велик для кредитов компаниям, находящимся в сложном положении, банки все же вынуждены предоставлять эти кредиты, дабы не терять возможные прибыли.
Когда экономика находится в самой низкой точке спада, то кредитный риск при принятии решения о кредитовании значительно меньше чем в случае экономического бума. Это связано с тем, что если компания получает прибыли в период рецессии, то, по всей видимости, в перспективе, когда экономические условия улучшатся, она выживет и будетпроцветать.
Компании, превышающие нормальный объем продаж, имеют высокую степень риска. Чрезмерный объем продаж (овертрейдинг) возникает в случае, когда кампания очень высока оценивает свои ресурсы и пытается поддержать слишком большой объем деловой активности при недостаточных источниках финансирования.

Предприятие, которое все больше зависит от краткосрочных кредитов, оттягивая сроки платежей поставщикам по налоговым счетам, в конце концов может испытать кризис притока денежных средств.
Постоянные затраты предприятий - это ежемесячные или ежегодные расходы, сумма которых остается одинаковой, несмотря на подъем или снижение деловой активности в течение данного периода времени. Переменные затраты представляют собой расходы, которые увеличиваются при повышении объема продаж и становятся меньше при его уменьшении. Компании, затраты которых в основном постоянны, способны извлечь выгоду из значительного увеличения прибыли при повышении объема продаж, но они уязвимы при любом спаде темпов продаж.

В этом случае поступлений будет меньше, а затраты останутся на прежнем уровне. В результате прибыль и поступления денежных средств снизятся.

Можно сказать, что компании, которые имеют высокие постоянные затраты и действуют на рынке с переменным объемом продаж, обладают высокой степенью кредитного риска. Компании с чрезмерными обязательствами по инвестированию обладают высоким кредитным риском.

АНАЛИЗ КРЕДИТНОГО РИСКА


Под кредитным риском понимают возможность того, что компания не сумеет погасить свои долги вовремя и полностью. Отметим три основных источника погашения долгов:
- денежные средства, полученные в результате деятельности компании;
- денежные средства, полученные компанией в результате продажи фиксированных активов, запасов или ценных бумаг;
- дополнительные новые средства, например, полученная компанией новая ссуда или выпуск собственных акций.
Кредитный риск измеряется с помощью коэффициента зависимости. Гиринг - это коэффициент, суть которого состоит в определении соотношения размера заемного капитала, по которому начисляются проценты, и акционерного капитала.

Для определения гиринга нужно определить акционерный и заемный капиталы.
Акционерный капитал - капитал, сформированный за счет простых акций, находящихся в обращении, плюс балансовая стоимость резервов.
Заемный капитал - капитал, состоящий из банковских займов, коммерческих ссуд и долговых обязательств.


Считается, что гиринг компании высок, если коэффициент превышает 100%. Это происходит в том случае, если заемный капитал является главным источником финансовых средств, необходимых для бизнеса.
Высокий гиринг говорит о высоком кредитном риске. Однако не существует определенного уровня гиринга, превышение которого означает, что кредитование компании становится непременно рискованным.

Изменения гиринга увязывают с изменением экономической ситуации и ситуации на рынке.
Одним из самых важных коэффициентов при анализе кредитного риска является процентное покрытие. Его суть заключается в сопоставлении процентных выплат компании с суммами ее прибыли, из которых делаются эти выплаты.

Этот коэффициент отражает способности компании выполнять свои обязательства по выплате процентов за кредит, Именно в возможности того, что компания не сможет выплатить процент, и заключается опасность при высоком гиринге. Коэффициент процентного покрытия определяется следующим образом:


Двойное и меньше процентное покрытие считается очень низким. Тройное покрытие является предельным; лишь после того, как оно будет превышено, затраты на выплату процентов будут считаться приемлемыми.

Однако, низкое процентное покрытие в одном году может быть лишь временным явлением, которое исчезнет, если возрастет прибыль или ил упадут затраты на проценты. Низкое и ухудшающееся из года в год процентное покрытие вызывает большую тревогу у компании. При анализе кредитоспособности можно пользоваться еще одним показателем - коэффициентом задолженности (к.з.). Он фиксирует ту часть общей стоимости активов компании, которая финансируется за счет кредита.


Более высокий коэффициент говорит о более высоком кредитном риске. Значение коэффициента, превышающее 50%, указывает на высоких уровень общей задолженности. Существует четыре потенциальных источника денежных средств для уплаты долгов - коммерческие операции, продажа фиксированных активов, изыскание новых средств и гарантии третьей стороны. Анализ движения денежных средств - это оценка способности компании генерировать средства для погашения своих долгов.

Основным источником средств являются обычно денежные поступления от проводимых компанией коммерческих операций.
Некоторые ученые разработали модели (основанные на анализе коэффициентов), которые позволяют определить, находится ли компания в "рискованном" положении (т.е. существует ли опасность разорения или поглощения ее другой компанией и есть ли настоятельная необходимость перестройки или улучшения ее работы). Некоторые исследователи разрабатывали модели прогнозирования банкротства на основе минимального количества коэффициентов, объединенных в определенную систему (Z-модель).
Эта концепция разработана американским профессором Эдвардом Альтманом и (независимо) профессором Ричардом Таффлером, исследователем из Великобритании. Z-модели разработаны на основе статистического анализа большого количества финансовых коэффициентов как "благополучных", так и обанкротившихся компаний. Статистический анализ использовался для:
- определения минимального числа коэффициентов, с помощью которых можно отличить стабильную компанию от потенциального банкрота;
- расчета степени влияния каждого коэффициетна на построение модели и прогнозирование банкротства.
Z-модель выглядит следующим образом: Z=C1R1+C2R2+C3R3+...+CnRn R1,R2,R3,...,Rn - отобранные ключевые коэффициенты, число которых достигает n;
C1,C2,C3,...,Cn - показатели, характеризующие значимость R1,R2,...,Rn. Высокое значение Z говорит о стабильном состоянии, низкое - о потенциальном банкротстве. В 1968г. профессор Альтман проанализировал 22 бухгалтерские и не бухгалтерские "переменные" и выбрал пять ключевых коэффициентов для определения стабильного или критического состояния фирм. Эти пять показателей были затем использованы для определения значения Z. Компании, у которых величина Z превышала определенный уровень, могли быть отнесены к категории финансово благополучных, а компании, у которых значение Z не достигало этого уровня, могли быть определены как потенциальные банкроты. Альтман выделил также "серую зону" между "процветанием" и "банкротством".

Для компаний, находящихся в этой зоне, нельзя уверенно прогнозировать то или иное развитие событий.
Z-модель Альтмана выглядит следующим образом: Z=0.012X1+0.014X2+0.033X3+0.006X4+0.0099X5 X1=оборотные активы/общая сумма активов; X2=нераспределенная прибыль/общая сумма активов;
X3=прибыль до процентных налогов и выплат/общая сумма активов;
X4=рыночная стоимость собственного капитала/балансовая стоимость заемных средств;
X5=объем реализации/общая сумма активов. В этой модели уровень Z, превышающий 2.99, указывает на стабильность, а величина ниже 1.81 - на потенциальное банкротство. Выборка Альтмана рассчитана на американские фирмы.

В других странах могут быть использованы модели прогнозирования, основанные на том же принципе, но с иными финансовыми коэффициентами и значениями C1,C2,...,Cn. На сегодня эффективность Z-модели для прогноза вероятного банкротства компании (или неприемлемого кредитного риска) все еще нуждается в подтверждении. Проблемы Z-модели вытекают из того, что ее коэффициенты рассчитываются по данным официальной отчетности компании. Однако компании, которые попадают в затруднительное положение, могут "улучшать" свои отчеты о прибылях и убытках. В таком случае адекватная оценка финансовых трудностей компании представляется невозможной.

По этой причине Джон Аргенти разработал альтернативный подход к прогнозированию банкротства, основанный на учете субъективных суждений (А-модель).
Аргенти считает, что причиной банкротсва компании является плохое руководство, неэффективная система учета и неспособность компании приспосабливаться к новым условиям рынка. Вследствие слабого руководства будет допущена одна из следующих ошибок: - овертрейдинг;
- принятие крупного проекта, который окажется ошибочным;
- рост гиринга до опасного уровня.
В результате появятся определенные симптомы спада:
- ухудшение финансовых коэффициентов; - использование "творческого подхода" для улучшениядеятельности компании;
- состояние окончательного спада. Компания оценивается начислением баллов до максимально допустимого значения по каждому ключевому недостатку, и является А-системой. Если сумма превышает определенный уровень (25 баллов), это говорит о высоком уровне вероятности банкротства. Расчет А-модели
Недостатки баллы
1. Автократия в высшем руководстве 8
2. Председатель правления и исполнительный директор- одно и то же лицо 4
3. Пассивный совет директоров 2
4. Несбалансированный совет директоров 2
5. Некомпетентный финансовый директор 2
6. Неквалифицированное руководство 1
7. Слабый бюджетный контроль 3
8. Отсутствие отчетности по движению денежных средств 3
9. Отсутствие системы сокращения издержек 5
10. Медленная реакция на изменения рыночных условий 15
Всего 43
Проходной балл 10
Ошибки
11. Высокий уровень коэффициента зависимости 15
12. Овертрейдинг 15
13. Крупные проекты 15
Всего 45
Проходной балл 15
Симптомы
14. Финансовые признаки спада 4
15. "Творческий подход" в бухучете 4
16. Нефинансовые признаки спада 3
17. Окончательные признаки 1
Всего 12
Проходной балл 0
Максимально возможное количество баллов 100
Проходной балл 25

БАНК КАК ФАКТОР КРЕДИТНОГО РИСКА


Компания может захотеть оценить подверженность риску своих деловых отношений с отдельными банками. Причиной риска может быть финансовый крах банка и обусловленная этим потеря вкладов компании. Кредитный риск заемщика состоит в том, что банк может решить сократить сумму кредита, которую он собирается предоставить. Это может быть вызвано убытками и ухудшающимся состоянием баланса банка, ровно как и принятием более жесткого курса в управлении кредитным портфелем.

Еще один вид риска для компании заключается в том, что в период финансовых затруднений банки могут установить более высокий процент по кредиту или более высокую комиссию за заключение договора и, таким образом, вынудить компании платить за те трудности, которые они испытывают.
Активы банка состоят большей частью из ссуд и финансовых вложений. Оценка достаточности капитала с помощью минимального коэффициента рискованности активов основывается на положении, что некоторые активы банка более рискованны, чем другие, и что именно этот больший риск следует контролировать.

Структура банковского капитала должна быть достаточно безопасной для того, чтобы выдерживать риски потерь каких- либо активов банка. Эти риски таковы:
- кредитный риск, т.е. возможность того, что банку не будут
полностью и в срок возвращены долги; - инвестиционный риск, т.е. возможность того, что рыночная стоимость финансовых вложений или других
инструментов, которые банк держит в качестве активов,
упадет ниже первоначальной цены приобретения; - риск вынужденной продажи, т.е. возможность того, чтопри попытке банка продать активы рынок окажетсянастолько узким, что банк будет вынужден продать активыниже балансовой стоимости.
Активам банка дают оценку с учетом риска. Присвоенное определенному виду актива значение риска представляет собой оценку кредитного риска этого актива для банка.
Балансовые активы подразделяют на четыре основные группы:
Группа Доля риска
Требования по обязательствам правительства .......0%
Требования по краткосрочным обязательствам
других банков .......20%
Ссуды под закладную, выданные домовладельцам .....50%
Другие требования по обязательствам частного
сектора .....100% Анализ кредитоспособности банков влияет на решение компании относительно того, к какому банку или банкам обратиться за ссудами или для осуществления других операций, связанных с кредитованием. При крупных вкладах риск следует распределять. Если компания желает больше заработать на процентах, то она может разместить депозиты в нескольких маленьких, возможно "рискованных", банках.

В этом случае депозиты следует распределить между различными банками, но так, что если бы один из них разорился, то убытки не должны привести к кризису потока денежных средств компании. Банки, предлагающие более низкие ставки процента, часто как раз и являются теми банками, которые, по всей вероятности, "вытащат воз", если компания попадет в полосу трудностей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тони Райс, Брайн Койли. Финансовые инвестиции и риск. 2. С.Фишер. Экономика.
3. В.Д. Камаев, Б.И.Домненко.

Основы рыночной экономики.
4. Ю. Кацман. Частный кредит. - "Домовой" 1993 3.



Содержание раздела