d9e5a92d

Услуги — неотъемлемый элемент национального общественного продукта.


Субъекты рынка
Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:
государство;
предприятия;
домашние хозяйства.
В табл. 1.1 приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи субъектами рынка.
Таблица 1.1

Субъект рынка
Предмет продажи
Предмет покупки
Государство
Услуги государствен
Товары общественного,


ных организаций и
государственного поль


учреждений.
зования, предназначен


Земля, природные
ные для национальной


ресурсы, жилье,
обороны, государствен


лицензии
ного управления, охра




ны общественного по




рядка, функционирова




ния экономики, сохра




нения культурного на




следия (рабочая сила,




здания, оборудование,




вооружение, сети комму




никаций, фундаменталь




ные научные исследова




ния, художественные




произведения и т.п.)
Предприятия
Товары, услуги, принад
Рабочая сила, земля,


лежащие им имущест
природные ресурсы,


венные ценности, ин
сырье, полуфабрикаты,


теллектуальная собст
товары, деньги, ценные


венность
бумаги
Домашние
Труд, имущественные
Потребительские това
хозяйства
ценности, товары,
ры, услуги, имуществен


услуги
ные ценности


Инфраструктура рынка
Под инфраструктурой понимается обслуживающая часть любой функциональной структуры. Рыночная инфраструктура представляет собой совокупность организационно-правовых форм (кредитная, эмиссионная, налоговая, таможенная системы, системы коммуникации, система страхования предпринимательства и др.) и субъектов рынка (предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки и аукционы, различного рода биржи, банки, налоговые инспекции, подразделения таможенной службы, предприятия связи, рекламные фирмы и др.), обеспечивающих функционирование рынка.
Товар
Под товаром в широком смысле понимается материальная или нематериальная собственность, реализуемая на рынке. Товаром могут быть продукт как физического, так и умственного труда, результат услуги, сама способность к труду, земля и ее недра — все, что имеет потребительную стоимость и стоимость и может быть обменено на другой товар (деньги) собственником этой потребительной стоимости.
В узком смысле под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена.
Торговая деятельность
Услуги — неотъемлемый элемент национального общественного продукта. Этот вид деятельности создает полезный результат, не имеющий вещественной формы, но удовлетворяющий определенную потребность человека.
Система национального счетоводства, отражая это обстоятельство, включает в себя валовой выпуск как продукции, так и услуг:
валовой выпуск продуктов;
выпуск рыночных услуг;
выпуск нерыночных услуг.
Рыночн е услуги являются объектом купли-продажи, издержки по ним покрываются целиком или в значительной мере за счет выручки от их реализации. Наибольшее значение имеют услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые, здравоохранения, народного образования и др.
Расходы по производству нерыночных услуг целиком или в значительной мере покрываются за счет государственного бюджета и (или) добровольных взносов (например, услуги органов государственного управления, социального обеспечения, обороны).
Экономическое содержание торговой услуги как основного элемента рыночных услуг заключается в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи.
Применяя к торговым услугам классификацию услуг по характеру удовлетворяемых потребностей и по участию в создании стоимости товара, можно сказать, что торговая услуга наряду с услугами массового питания, бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства является в своей основе услугой по обслуживанию потребления готовых материальных благ. Это выражается, например, в обслуживании смены форм стоимости (товарной на денежную), маркетинговых исследованиях потребительских рынков, заключении сделок с поставщиками, ведении учета движения товаров, помощи покупателям в подборе необходимого товара. В соответствии с экономической теорией услуги подобного рода не создают новой потребительной стоимости и не увеличивают стоимость товара, но возмещаются за счет чистого продукта, созданного в других отраслях национальной экономики.


Вместе с тем ряд торговых услуг связан с продолжением процесса производства в сфере обращения, например услуги по транспортировке товаров, их хранению, расфасовке, упаковке. Эти услуги также не создают новой потребительной стоимости, но участвуют в создании стоимости товара.
Торговля
Торговля — это форма товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег.
Торговля — особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность специфических технологических и хозяйственных операций, направленных на обслуживание процесса обмена.
Обособление торговли в отдельную отрасль экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Различают следующие виды торговли:
оптовая— реализация товаров, как правило, крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают;
розничная — реализация товаров конечному потребителю, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения.
Функции торговли
Функции торговли во многом определены ее сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли являются:
• реализация произведенной потребительной стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с потреблением;
• доведение предметов потребления до потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например, транспортировку, хранение);
• поддержание баланса между предложением и спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и ассортимента выпускаемой продукции;
• сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем совершенствования технологии продаж, информационных услуг и пр.;
• функции, обусловленные концепцией маркетинга: разработка товара, рыночные исследования, организация распределения, определение цены, создание служб сервиса и др.
Торговое предприятие
Диалектический метод познания предполагает выделение в объекте исследования — сфере обращения — первичного элемента. Его изучение позволяет, применяя метод научной абстракции, осмыслить логику развития всего объекта как составной части экономической системы. Таким первичным элементом можно считать торговое предприятие.
Торговое предприятие — основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.
С позиций общесистемного подхода* принципиальной особенностью предприятия торговли как открытой системы является присутствие человека в качестве активного элемента системы. Это обстоятельство обусловило наличие у рассматриваемой системы особых свойств:
• нестационарность отдельных параметров и стохастичность (вероятностный характер) ее поведения;
• уникальность и неопределенность поведения системы в конкретных условиях при одновременном наличии у нее предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами и структурными связями;
• способность к самоорганизации, что выражается через:
способность изменять свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;
способность противостоять энтропийным (разрушающим систему) тенденциям и генерировать неэнтропийные тенденции (развития);
способность адаптироваZься к изменяющимся условиям;**
способность и стремление к формированию целей внутри системы, к целеобразованию.

* См., например: Валуев С.А., Волкова В.И. Системный анализ в экономике и организации производства. —Л., 1991; Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. — М.,1989.
** Адаптивность может проявляться не только по отношению к внешним и внутренним воздействиям, нарушающим нормальное функционирование системы, но и к управляющим воздействиям, что затрудняет управление системой.

Названные свойства находят выражение в процессе хозяйственной деятельности торгового предприятия (рис. 1.1).


С одной стороны, торговую деятельность предприятия обусловливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое.



Содержание раздела