Большое развитие могут получить в свободных экономических зонах разнообразные кооперативы по оказанию услуг, которые могут действовать по контрактам с муниципалитетами, представляющими им необходимые помещения и льготные кредиты: кооперативные центры по уходу за престарелыми и инвалидами, школьные столовые, прачечные, холодильники, гаражи, складские кооперативы, детские сады и др. Весьма перспективны для СЭЗ также специализированные кооперативы по консультационной деятельности в области менеджмента, организации коммерческой деятельности, бухгалтерского учета и т.д.
Малый бизнес в экономической структуре СЭЗ
Мировой опыт развития рыночной экономики позволяет прогнозировать, что в СЭЗ важную роль будет играть малый бизнес вследствие неразвитости инфраструктуры этих регионов, огромных потенциальных возможностей данных форм организации производства и обслуживания. Малый бизнес позволяет гибко и маневренно заполнять ниши в зарождающемся рыночном пространстве, которые в настоящее время либо не развиты совсем, либо представлены в недостаточном количестве.
Совершенно очевидно, что в связи с приватизацией, разгосударствлением крупных производств возникнут проблемы с трудоустройством избыточной рабочей силы — малый бизнес дает возможность решить и эти проблемы.
9егодня даже в индустриально развитых странах прослеживается тенденция к росту доли малого бизнеса, что позволяет специалистам говорить о "взрыве" предпринимательской активности в рыночном хозяйстве. Например, в 80-е гг. в США доля мелких фирм в валовом национальном продукте (ВНП) составила 40%, в продукте частного сектора — 50%. Наиболее сильны позиции частного сектора в сфере обслуживания и торговли (соответственно 81 и 86%), строительстве (80%), финансовой сфере (60%).
Поскольку целевая функция мелкого бизнеса — развитие, весьма велика его роль в инновационных процессах, структурном перераспределении капиталов, поддержании конкурентных начал в экономике.
Мелкая фирма ставит перед собой две цели — выживание и прибыльность, выбирая себе конкретную конкурентную стратегию, которая поощряется практически всеми государствами. Существуют четыре основных типа мелких фирм: венчурные фирмы, "традиционалисты", "мини-монополисты" и "сателлиты".
Венчурные (рисковые) фирмы осуществляют технологическое развитие, которое часто приводит либо к модернизации старых, либо возникновению новых отраслей экономики. Главная их цель — получить продукт, который принесет большие прибыли. Выживание этих компаний зависит непосредственно от удачной разработки новшества.
В 80-е гг. рисковый бизнес, будучи чисто американским явлением, занял видное место в экономике США. Его характерные особенности — наличие развитой финансовой базы со сложившимися принципами ведения дела и высокая степень экономического риска. Масштабная цель и крайне трудное ее достижение, сопряженное с высоким риском, характерны для деятельности инновационных (стартовых, рисковых и внедренческих) фирм.
Об эффективности венчурных фирм в сфере научных исследований и инновационных работ свидетельствует, например, тот факт, что в США фирмы с числом занятых до 100 человек осуществляли в 4 раза больше нововведений, чем фирмы с занятостью в 1000—10 000 человек, и в 24 раза больше, чем компании, где занято свыше 10 000 человек. Небольшие венчурные фирмы выходят со своей продукцией на рынки гораздо быстрее — в среднем через 2,22 года, тогда как крупные фирмы — через 3,05 года.*
* См.: Разумнова И. И. Мелкий бизнес и эффективность американской экономики. — М.: Наука, 1990. — С. 42.
Для организации "венчура" необходимо наличие предпринимателя, одержимого перспективной идеей, и капитала, специализирующегося на финансировании мелких фирм ("венчурного капитала"). Надо сказать, что впоследствии лишь около 20% мелких фирм превращаются в корпорации, пополняя ряды большого бизнеса.
Около 40% финансируемых стартовых фирм также не превращаются в корпорации и обычно скупаются крупными компаниями, которые стремятся таким образом, не выполняя собственных НИОКР, использовать результаты инновационной деятельности поглощенных фирм и тем самым внедриться в новейшие отрасли с наиболее высокой прибыльностью.
За счет того, что продукция их всегда пользуется спросом, ибо удовлетворяет регулярные долговременные потребности, им почти всегда гарантирован доход, а значит, и выживание. Банкротства среди этой категории фирм встречаются нечасто. Свое существование они прекращают преимущественно добровольно в связи с низкой рентабельностью производства.
Этот вид фирм наиболее распространен в сфере услуг: на транспорте, в розничной и оптовой торговле, гостиничном и туристическом бизнесе, индустрии развлечений, сфере деловых и личных услуг, а также на сельскохозяйственных фермах. Их позиции устойчивы в мебельной, обувной, швейной, пищевой, полиграфической индустриях.
Роль этих фирм в рыночной инфраструктуре СЭЗ может быть велика особенно в период становления: во-первых, они эффективнее других решают проблему занятости, ибо для их организации не нужны большие ресурсы; во-вторых, удовлетворение массовых потребностей создает реальные предпосылки для постоянного развития и наращивания объемов производства продукции (услуг), что делает их практически "непотопляемыми".
"Хамелеоны" — очень активная группа мелких фирм, зорко наблюдающих за конъюнктурой рынка с целью наиболее прибыльного вложения своих ликвидных ресурсов. Эти фирмы выходят на рынок с двумя типами ресурсов: свободным денежным капиталом и высокой предпринимательской активностью. Иногда "хамелеоны" обладают простейшими средствами производства и небольшими помещениями. Обычно невозможно точно указать их численность, поскольку многие из них вообще не регистрируются и не платят налогов, участвуя в так называемой теневой экономике.
Эти фирмы представлены обычно одним участником, гораздо реже их численность составляет 2—10 человек. Они отличаются необычайной гибкостью, чувствительностью и приспособляемостью к конъюнктуре, мобильностью. Главная их цель — получение высокой прибыли в короткие сроки.
Выбрав стратегию своевременного удовлетворения наиболее острых потребностей, "хамелеоны" постоянно перераспределяют капиталы в экономике, вкладывая деньги в те области, где их не хватает и высока прибыльность.
"Генерика " — это мелкие фирмы, занимающиеся копированием по лицензиям крупных фирм новой, пользующейся высоким спросом продукции (в фармацевтике, электронике, биотехнологии).
Фирмы "генерика" довольно многочисленны на своих рынках и ожесточенно конкурируют между собой и с крупными компаниями. Они полностью зависят от рыночной конъюнктуры, и это позволяет отнести их к категории "традиционалистов". Однако их главная цель — рост — придает им сходство с венчурными фирмами и даже с крупными компаниями.
Эти фирмы имеют помещения, легко переналаживаемое оборудование, квалифицированные кадры и денежный капитал. Дождавшись, когда истечет срок патента на какое-нибудь эффективное изобретение, "генерика" закупает у фирмы — обладателя патента (часто это бывшая венчурная фирма) лицензию на производство этого нового продукта и приступает к его изготовлению в максимально возможных масштабах, пока существует неудовлетворенный спрос на данную новинку.
Фирмы "генерика" могут выполнять две очень важные функции в экономической системе зоны: структурная перестройка экономики и перераспределение капиталов с учетом достижений научно-технического прогресса в новейшие отрасли, что способствует их интенсивному развитию и доступности для большинства населения. Кроме того, фирмы "генерика" стимулируют крупные компании делать новые разработки в области высокой технологии, поскольку посредством своей жестокой ценовой конкуренции заставляют монополии отказываться от практики соглашений и ограничения рынков новой продукции.
Итак, используя стратегию лицензионного производства новейшей продукции, фирмы "генерика" достигают своей главной цели — роста продаж до определенной границы, при этом осуществляя прогрессивное перераспределение капиталов в экономике и стимулируя крупные компании к проведению новых НИОКР.
В малом бизнесе различают "парапредпринимательство" и "добровольные цепные системы".
"Парапредпринимательство "{в переводе с греч. — "около") — это экономическая деятельность лиц, занятых собственным бизнесом не полный рабочий день, а в добавление к основной работе, где они являются наемными рабочими и служащими.
"Парапредприниматели" имеют, как правило, специальные знания и ставят своей целью накопление опыта предпринимательской деятельности, начального капитала и деловых связей, чтобы впоследствии полностью посвятить себя собственному бизнесу.