d9e5a92d

Лизинговые услуги


Эти тенденции необходимо учитывать при проектировании СЭЗ, особенно различных типов научно-технических зон. Западные специалисты считают, что рынок консалтинга будет развиваться еще более динамично. По их прогнозам, в 90-х гг. объемы традиционных услуг в области управления персоналом, маркетинга и производства возрастут примерно на 10%, информационной технологии — на 20%, стратегии и развития фирм, создания на предприятиях "желаемой социальной атмосферы" — в 2 раза.

Главным продавцом этой продукции станет частный сектор услуг.
При создании консалтинговых фирм в СЭЗ может быть учтен опыт промышленно развитых стран, особенно опыт США. Именно здесь в 20-е гг. возник классический консультационный бизнес в его нынешнем виде. Это практически полностью монополизированная сфера торговли, поставленная на индустриальную основу.

Ее возглавляет крупнейшая консалтинговая фирма "Маккинси", имеющая филиалы практически во всех промышленно развитых странах мира (сейчас в мире функционируют 35 бюро "Маккинси"). В настоящее время в США с консультантами этой фирмы сотрудничают примерно 80% всех крупных фирм страны.
Определенным своеобразием отличается рынок консультационных услуг в Японии. До 70-х гг. он развивался очень медленно, и лишь затем его развитие ускорилось. Самым динамичным периодом для него оказались 1983—1987 гг., когда объем консалтинговых услуг увеличился в 3,2 раза.
В отличие от американского консалтингового рынка японский рынок децентрализован. На нем действуют консультационные фирмы трех видов: филиалы, бюро крупных международных консультационных фирм, а также "мозговые тресты".
Филиалы и бюро специализируются на оказании помощи в разработке стратегии для предпринимательской верхушки. Например, бюро "Маккинси" в Токио и его отделение в Осаке оказывают примерно 75% консалтинговых услуг крупным компаниям Японии в электронной, автомобилестроительной, химической, сталелитейной отраслях промышленности, а также банкам и другим финансовым учреждениям. Работа в этой фирме считается высокопрестижной.

Японские консультационные фирмы занимаются прежде всего персоналом и производством.
"Мозговые тресты" создавались первоначально для НИОКР, а затем расширили свою деятельность за счет консультирования в области технологии развития фирм. Специалисты считают, что "мозговым трестам" принадлежит будущее.
В СЭЗ с высокой долей ВПК наиболее целесообразно создание консалтинговых фирм по типу "мозговых трестов" для более рационального использования интеллектуального потенциала внутри зоны и увеличения объема валютных поступлений. Одновременно "мозговые центры" могут создавать у заказчика научно-исследовательские лаборатории и осуществлять там своими силами исследования по заказам клиентов. Такие фирмы реализуют связь на[ки с производством, образуют наукоемкий сектор сферы услуг и наряду с промышленным сектором высокой технологии входят в состав научно-технического ядра хозяйства зоны, определяющего его научный и технических потенциал.
В Западной Европе американская "индустриальная" модель сочетается с консультациями отдельных специалистов (ученых и практиков), способных высказывать основательные суждения по своим проблемам. Однако начиная с 60-х гг., с проникновением на западноевропейский рынок американских консультационных фирм, индивидуальное консультирование все более утрачивает свои позиции.*

* См.: Консультационный бизнес в Западной Европе // МЭиМО, 1989, № 3, с. 92.

Лизинговые услуги
Лизинговые операции — это сдача в долгосрочную аренду машин и оборудования. К началу 80-х гг. продажа лизинговых услуг на мировом рынке получила очень широкое распространение. В 56 странах мира уже действовало свыше 700 международных лизинговых компаний, оперирующих большим числом товаров, начиная от мелкого конторского оборудования и кончая целыми заводами.
Современный рынок лизинговых услуг характеризуется разнообразием форм лизинга и юридических норм, регулирующих арендные операции, высокой динамикой его показателей, быстро расширяющейся географией заключаемых сделок.


Лизинг может быть разделен на две основные группы: финансовый и оперативный, хотя могут быть и смешанные варианты.
Финансовый лизинг — это сдача в аренду главным образом средств производства или крупных изделий машиностроения (транспорт, комплектное оборудование) на длительный срок. При этом заключается соглашение, предусматривающее выплату в течение аренды сумм (арендных отчислений), покрывающих полную или большую часть стоимости арендуемого оборудования, а также прибыль арендодателя.
По истечении срока действия аренды арендуемое оборудование может быть возвращено арендодателю или куплено у него по остаточной стоимости; может быть также заключено новое соглашение на аренду данного оборудования.
Характерная особенность финансового лизинга — невозможность расторжения договора в течение основного срока аренды.*

* Срок, необходимый для возмещения расходов арендодателя, который включает затраты на приобретение оборудования, выплату процентов и другие финансовые, накладные, страховые издержки арендодателя.

В финансовом лизинге всегда участвуют три стороны: арендатор, арендодатель и поставщик оборудования. Арендодатель исполняет чисто финансовые операции. Он заключает договор о лизинге с арендатором и контракт на закупку оборудования с поставщиком. В обязанности арендатора входят выбор поставщика, оборудования, его приемка и все формальности, с этим связанные, поэтому арендодатль не несет ответственности за работу оборудования и не предоставляет соответствующих гарантий.

Арендатор сам осуществляет техническое обслуживание и ремонт оборудования.
Арендаторами в финансовом лизинге чаще всего являются мелкие и средние предприятия, промышленные компании региона, транспортные и торговые фирмы. Большинство арендодателей в силу чисто финансового характера такой аренды — это дочерние фирмы банков и других кредитных учреждений. Успешно работают в сфере финансового лизинга независимые лизинговые компании — дочерние фирмы крупнейших торговых домов, располагающие большими кредитными ресурсами.
Для СЭЗ развитие этой области услуг интересно в двух аспектах: импорт лизинга и его экспорт. Преобладание того или иного направления зависит от типа зоны и уровня развития в ней производительных сил.
Наибольшее распространение такая форма услуг может получить в торгово-складских зонах, включая свободные порты, свободные таможенные и беспошлинные зоны, а также в рекреационных, туристских, страховых, банковских и других зонах.
Оперативный лизинг в отличие от финансового имеет более короткий срок аренды — обычно короче амортизационного периода изделия. Поэтому арендные ставки здесь выше. Дело в том, что арендодатель, не имея гарантий, за один срок аренды пытается полностью окупить затраты, учитывая возможные коммерческие риски, что ведет к повышению цен на лизинг. В соглашении на оперативный лизинг участвуют две стороны: арендатор и арендодатель. Арендодатель осуществляет техническое обслуживание и прочий уход за сданным в аренду оборудованием.

Ответственность за порчу или утерю имущества, сдаваемого в аренду, несет в основном арендодатель. Договор аренды может предусматривать и ответственность арендатора, но ее размер обычно значительно меньше первоначальной цены имущества. По окончании установленного срока аренды имущество обычно возвращается арендодателю, который затем либо продает его, либо повторно сдает в аренду другому клиенту.

Такой порядок позволяет арендатору избежать рисков, связанных с владением имуществом (быстрым моральным устареванием, снижением рентабельности вследствие изменения конъюнктуры рынка и др.), или прямых и косвенных непроизводительных затрат, чаще всего вызываемых ремонтом или простоем техники.
Арендаторы предпочитают оперативный лизинг в случаях, если:
предполагаемые доходы от использования арендуемого оборудования не окупают его первоначальной цены;
оборудование требуется на небольшой срок (например, сезонные работы или разовое целевое использование);
оборудование требует специального технического обслуживания;
арендуется новое непроверенное оборудование.
Сделки оперативного лизинга чаще всего заключаются в сельском хозяйстве, строительстве, горнодобывающей промышленности, транспорте.
Арендодатели обычно тесно связаны с производителем оборудования и имеют довольно узкую товарную специализацию. Для многих типов оборудования в мировой практике применяются специальные виды лизинга, в которых сочетаются в различных вариантах элементы финансового и оперативного лизинга.
Арендодатели проводят операции оперативного лизинга через дилеров, знающих специфику рынка и способных предоставить технические услуги. На рынках оперативного лизинга выступают не специализированные компании и производители промышленного оборудования. Специализированные лизинговые компании (материнские) обычно имеют за границей свои филиалы или дочерние компании, которые покупают у материнской компании оборудование, сдаваемое в аренду.
Международный лизинг может быть прямым и косвенным, а также экспортным или импортным.



Содержание раздела