d9e5a92d

Тема 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ


Формы объединений предприятий

1.

На основе
горизонтального
комбинирования


Фирма объединяет предприятия, находящиеся на одной стадии производственного процесса, например сеть магазинов в сфере розничной
Торговли









2.

На основе вертикального
комбинирования




Фирма объединяет предприятия, находящиеся на различных стадиях производственного про­цесса, например, крупные сталелитейные фир­мы объединяют предприятия по добыче и пере­работке железной руды и выплавке стали. Образуются комбинаты











3.

На основе
диверсификации
производства






Фирма объединяет предприятия многих отрас­лей экономики. Создаются конгломераты. Например, американский конгломерат "ГГТ"
Помимо производства телефонного и телеграф­ного оборудования объединяет предприятия по производству хлебобулочных изделий,
Учебных материалов, эксплуатации отелей, предоставлению страховых услуг

















Предприятия можно классифицировать по различным количественным и качественным параметрам. Основными количественными параметрами выступают численность работников и годовой оборот капитала. В соответствии с критерием численности занятых выделяют:
малые предприятия, или малый бизнес (не более 99 человек);
средние предприятия, или средний бизнес (не более 499 человек);
крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек). Следует отметить, что именно МАЛЫЙ БИЗНЕС играет довольно значительную роль в экономике практически всех развитых стран, в нем занято до половины работающего населения. Термин "малое предприятие" характеризует лишь размеры фирмы, но не дает представления об организационно-правовой форме предприятия (малым может быть и частное, и государственное, и другое предприятие).

В чем преимущества малого бизнеса: прежде всего гибкость, высокая адаптивная способность к изменениям рыночной конъюнктуры. Многочисленный характер мелких фирм создает возможности для широкого развития конкуренции.
Значительный процент банкротств среди предприятий малого бизнеса позволяет держаться на плаву только тем, кто функционирует наиболее эффективно. Роль малого бизнеса в современной экономике весьма многообразна. Он как бы связывает экономику в единое целое и образует своего рода фундамент, на котором вырастают более сложные и высокие ее этажи.
Среди качественных параметров классификации предприятий можно назвать следующие:
тип собственности (частные или государственные);
характер и содержание деятельности;
объем и ассортимент выпускаемой продукции;
способы и методы ведения конкурентной борьбы;
способ вхождения в различные союзы и объединения;
организационно-правовые формы предпринимательской деятельности.
Если сравнить эти формы, то окажется, что в США, например, в 80-е гг. на частнопредпринимательские фирмы приходилось свыше 70% общего числа фирм и только 6-7% совокупного выпуска частных фирм, на партнерства - 9-10% общего числа и 4-5% выпуска, на корпорации соответственно - 18-20% и 88-90%.
Каждое предприятие в условиях рынка, как указывалось ранее, стремится производить те товары и услуги, которые дают наибольшую прибыль. В то же время в условиях рынка нет гарантии, что предприятие ее получит. Все это зависит от многих обстоятельств: правильного определения неудовлетворенных желаний покупателей и ориентации предприятия на их производство, уровня издержек производства, которые должны быть меньше, чем доходы, полученные от продажи своей продукции. Последнее зависит от производительности системы, НТП, уровня организации производства и труда, степени конкуренции и т.д.

Это требует от каждого предприятия поиска своего пути развития, системы организации, маркетинга, форм хозяйствования.





Содержание раздела