d9e5a92d

Схема взаимосвязи понятий издержки, затраты, расходы, себестоимость


При этом одни экономисты считают необходимым выделять отличительные признаки, другие не придают им значения. Существование различных точек зрения обусловлено особенностями подхода к пониманию содержания производственной деятельности предприятия. С одной стороны, она рассматривается как взаимодействие в процессе производства трех основных факторов: средств труда, предметов труда и рабочей силы. С другой стороны, как определение перспектив развития предприятия, когда важно учитывать возможности более эффективного использования ресурсов.

На основе анализа мнений ученых и экономистов-практиков установлены отличительные признаки и взаимосвязь рассмотренных понятий (рис.1).












Рис. 1. Схема взаимосвязи понятий издержки, затраты, расходы, себестоимость

Под издержками следует понимать полные затраты предприятия на его функционирование и развитие. Они должны учитывать явные (очевидные, предсказуемые) затраты, которые необходимы для эффективного управления предприятием и неявные (скрытые) затраты, которые учитывают затраты упущенных возможностей. Явные затраты предприятия можно охарактеризовать термином затраты. Они связаны непосредственно с организацией производственно-хозяйственной деятельности, т.е. обеспечением материальными и трудовыми ресурсами, средствами производства. Под расходами следует понимать ту часть затрат, которая востребована, использована в течение определенного периода и может быть представлена в стоимостном и натуральном выражении.

Себестоимость необходимо рассматривать как расходы предприятия, которые согласно нормативным документам могут быть включены в стоимость произведенной продукции (работ, услуг).
Приведенная схема позволяет наглядно представить место каждого из рассмотренных понятий в общей иерархии и отличительные признаки. Основополагающим, базовым показателем является себестоимость продукции (работ, услуг). В обобщенном виде этот показатель отражает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, все его достижения и недостатки, в частности эффективность использования ресурсов, объем и качество производимой продукции (работ, услуг), совершенствование организации труда, производства и управления, внедрение прогрессивных технологий. Снижение себестоимости приводит к увеличению прибыли и повышению уровня рентабельности, является основой для определения цен.

Отсюда следует, что управление себестоимостью – необходимое условие для выявления и эффективного использования производственных резервов.

2. Механизм реализации системного подхода к управлению затратами на предприятиях автомобильного транспорта.

Управление затратами сложный, неоднозначный процесс и рассматривать его необходимо с точки зрения системного подхода. Каждая система управления традиционно рассматривается как управляющая и управляемая. Под управляющей системой понимается совокупность органов, средств, инструментов и методов управления; под управляемой системой чаще всего понимают производственный процесс.

Управляющая и управляемая системы взаимосвязаны и представляют собой замкнутый контур управления.
Систему управления также важно одновременно рассматривать в двух аспектах: с точки зрения ее функций – того, что и как она делает и с точки зрения средств и методов реализации функций. Соответственно система управления делится на два вида подсистем: функциональную и обеспечивающую (рис.2). Основой является функциональная подсистема, которая представляет собой модель управляемого объекта, построенную с учетом конкретных целей и задач.

Когда речь идет о совершенствовании системы управления то, прежде всего, рассматриваются функции, тогда как, качество принимаемых решений во многом определяется состоянием именно обеспечивающей подсистемы. Высокий уровень её развития позволит




ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ












Рис. 2. Подсистемы управления затратам
повысить научную обоснованность принимаемых управленческих решений, сократить период их подготовки.
Управление, представляя собой информационный процесс, предполагает определенную структуру операций. К ним относятся: получение, обработка, хранение информации, подготовка управленческого решения, передача управляющего воздействия на объект, контроль исполнения, анализ результатов воздействия принятого решения.


Характерный цикл процесса управления состоит из трех взаимосвязанных фаз: принятие решения как определение цели и программы действий; организация исполнения принятых управленческих решений; сбор и обработка информации для подготовки последующего управленческого решения. Первая и третья фазы самым непосредственным образом связаны с подготовкой и принятием управленческих решений, вторая фаза предполагает их реализацию. Следовательно, функции управления по этим фазам должны рассматриваться в совокупности.

Учитывая сказанное, предлагается различать общий и локальные циклы управления затратами (рис.3).


























Рис. 3. Цикл процесса управления затратами

В диссертационной работе даны рекомендации по совершенствованию локального цикла процесса управления затратами, включающего 1-ю и 3-ю фазы общего цикла.
Результаты процесса управления затратами во многом определяются используемой информацией. Для обоснования путей совершенствования информационного обеспечения, важно учитывать мнение специалистов автотранспортных предприятий. С целью определения значимости источников получения информации использован метод экспертных оценок, результаты которого приведены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты экспертного опроса руководителей грузовых
автотранспортных предприятий

Источник информации
Ранг
Отчетные данные предприятия
1
Средства массовой информации (газеты, журналы, телевидение)
4
Статистические сборники, данные областного комитета статистики
7
Интернет
6
Данные исследований, проводимых собственными силами
2
Информация, поступающая от руководителей вышестоящего уровня управления
3
Другие
5


Проведенный экспертный опрос позволил установить, что основным источником информации для управленческого персонала грузовых автотранспортных предприятий являются отчетные данные о работе своего предприятия за прошлые периоды. Это объясняется тем, что такая информация наиболее доступна для руководителя, позволяет видеть тендению, происходящих в процессе производственно-финансовой деятельности, изменений. Данное обстоятельство обуславливает необходимость первостепенного совершенствования учета первичной информации, применения нетрадиционных систем учета.

3. Методические положения по адаптации функций анализа, планирования и учета затрат к сложившейся экономической ситуации;

При работе грузовых автотранспортных предприятий в конкурентной среде повышается значение такого метода анализа как межпроизводственный сопоставительный анализ. Для выбора стратегии функционирования и развития каждому субъекту хозяйствования важно знать свое положение среди предприятий осуществляющих аналогичные виды деятельности.
Для проведения межпроизводственного сопоставительного анализа выбраны 26 автотранспортных предприятий Омской области отнесенных к разряду крупных, осуществляющих грузовые перевозки, хранение, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Для сравнения выбраны показатели затратоемкости реализованной продукции (работ, услуг) по видам: материалоемкость (МЕ), зарплатоемкость (ЗПЕ), фондоемкость (ФЕ), косвенная затратоемкость (КЗЕ).
Достоинство показателя затратоемкости в его универсальности, выражающейся в следующем:
-возможен анализ как сравнимой, так и не сравнимой продукции, что позволяет отслеживать показатель в динамике за любой период;
-показатель можно рассчитывать для предприятия, что дает возможность осуществлять межпроизводственный анализ.
Показатели характеризуют эффективность использования соответственно: материальных и трудовых ресурсов, средств труда (фондов), косвенных затрат. Базой сравнения являются средние показатели затратоемкости продукции по группе выбранных предприятий. Расчеты можно представить в виде алгоритма (рис.4).






















Рис. 4. Алгоритм межпроизводственного сопоставительного
анализа себестоимости
Результатом межпроизводственного сопоставительного анализа являются установленные отклонения индексов затратоемкости производства продукции (работ, услуг) по видам от базового индекса (табл.2).

Таблица 2
Отклонения индексов затратоемкости производства продукции (работ,услуг) грузовых автотранспортных предприятий

№ п/п
Предприятие
IМЕ
IЗПЕ
IФЕ
IКЗЕ
1
ОАО АТП №1"Омскагропромстройтранс"
-0,17
0,15
0,93
0,56
2
ОАО "Автоколонна 1253"
-0,16
-0,81
-0,28
-1,13
3
ОАО "Транспортно-коммерческая компания"
0,13
0,05
0,64
0,19
4
ОАО "Омское ПО грузового АТ - 9"
0,12
-0,17
-0,08
-3,41
5
ОАО "Омское ПО грузового АТ №2"
-0,43
0,51
0,57
0,79
6
ПК "Автотранспортное хозяйство-5"
0,30
-0,46
0,72
0,53
7
ОАО "Грузовое АТП №6"
0,37
0,02
0,62
0,18
8
ОАО "Одесское АТП"
-1,01
0,33
0,40
0,53
9
Называевское ГУ АТП №22
-0,71
-0,40
0,45
0,32
10
Щербакульское АТП
-0,66
-0,09
0,69
0,49
11
ОАО "Колосовское АТП"
-0,94
-0,29
0,29
0,55
12
ОАО "Исилькульское АТП"
-1,03
-0,41
0,95
0,18
13
ОАО "Омскавтотранс"
0,21
0,02
0,55
-0,08
14
ОАО "Нижнеомская сельхозтехника"
-0,15
-0,24
-0,02
-0,95
15
ОАО "Автоперевозки, ремонт, сервис"
0,41
0,32
-0,07
-0,86
16
МУП "Агротехсервис"
-0,19
0,08
0,98
0,79
17
ООО"Управление транспорта и механизмов"
0,62
0,12
-1,62
0,02
18
ОАО Горьковское АТП "ГРАТ"
-1,09
0,02
-0,12
0,31
19
МП Большеуковская автоколонна
-1,12
0,28
0,97
0,02
20
МУП "Автомобилист" с. Азово
-0,79
-0,19
0,99
-0,31
21
МУ АТП "Оконешниковское"
-0,72
-0,38
0,90
0,46
22
ОАО Усть-ишимское АТП "Шестой автоотряд"
-2,47
-0,96
-0,81
0,12
23
МУП "Седельниковское"
-0,54
-0,28
0,83
-3,49
24
ООО "Автобаза "Омскспецмонтаж"
0,47
0,92
0,89
-0,74
25
ЗАО Саргатское АТП "МСР"
0,27
-0,20
0,98
-0,33
26
МУП "Усть-ишимский автоотряд"
-1,61
-0,61
0,26
-2,51


Содержание раздела