d9e5a92d

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ


Еще дальше пошли ярославские и кременчугские машиностроители. В 1963 г. они разработали и внедрили систему НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса двигателя). В ней учитывался опыт саратовцев и горьковчан.

Но был введен и новый важный элемент управление связями между потребителями и проектировщиками двигателя.
Следующий этап в становлении комплексной системы управления качеством продукции (КСУКП) это создание и применение системы бездефектного труда (СБТ) на предприятиях г. Львова в 1964 г. Ее суть заключалась в том, что критерием оценки труда работников является коэффициент качества труда не только производственников, но и работников всех служб предприятия, не только отдельных исполнителей, но и коллектива.
В 19721973 гг. сложилась уже комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) совокупность технических, организационных, экономических, социальных мероприятий, регламентированных стандартами предприятия и действующих во времени непрерывно. Система давала возможность планомерно воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические и эстетические свойства продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Организационно-технической базой КСУКП стали стандарты предприятия (СТП). СТП являются стержнем, содержанием КСУКП. Комплекс стандартов предприятия подразделялся на основной стандарт, который определял общие положения системы, и на совокупность специальных вспомогательных стандартов, обеспечивающих реализацию функций системы управления качеством продукции на предприятии.
Были разработаны и общие принципы построения и функционирования КСУКП как одной из основных частей общего управления предприятием:
непрерывность управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла этой продукции;
единство и взаимосвязь общих и специальных функций управления. Государство уделяло хоть какое-то внимание проблеме качества, и это заставляло предприятия как-то работать в этой области. Не стояла на месте и теория.

Проводились НИР, издавались книги, монографии, т.е. шел процесс накапливания знаний как в теории, так и на практике. В этом заключается положительный момент пройденного пути. Весь этот опыт мог бы пригодиться при переходе России на рыночные отношения, но этого не случилось.

В этот период проблеме качества не уделялось должного внимания ни со стороны государства, ни на самих предприятиях. Попав в тяжелое финансовое положение, руководители этих предприятий думали прежде всего о том, как выжить и не обанкротиться, не подозревая, что для них возможен единственный способ выхода из создавшегося положения это улучшение качества продукции.
Сейчас наблюдается классическое противоречие: психологическое отношение руководителя к качеству (некоторые называют это «синдром первого руководителя») остается прошлым, а социально-экономическая ситуация меняется.
Настоящие менеджеры уже давно поняли, что в условиях рынка финансовое положение предприятия зависит в первую очередь от качества выпускаемой продукции. Например, директор Саратовского завода резервуарных конструкций А. С. Саратовский, сделав основную ставку на качество продукции и систему качества, добился значительных успехов. Не случайно завод стал одним из немногих предприятий в России, имеющих сертификат Л. Лойда.

Это оказало существенное содействие продвижению продукции завода на внешний рынок и увеличению ее цены в несколько раз.
Другой пример. АО «Орлэкс» (бывшее Орловское ПО «Промприбор») сертифицировало свою систему качества и получило сертификат Л. Лойда, а вместе с ним и существенные экономические выгоды.
Необходимость создания, внедрения и сертификации современных систем управления качеством продукции стали осознавать многие руководители отечественных предприятий.
В настоящее время все системы качества и все подходы в этой области можно разделить на два класса: системы по стандартам ИСО серии 9000 и «общефирменные системы качества».
В соответствии со стандартами ИСО серии 9000 главная целевая установка системы качества обеспечить качество, требуемое потребителем.


Концепция общефирменной системы качества предусматривает постоянное улучшение качества. Общефирменная система качества продукции получила широкое распространение, в частности, на японских предприятиях. Основные правила работы по этой системе:
1) ноль дефектов;
2) предупреждение дефектов, а не их устранение;
3) все производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом предприятия рассматриваются и строятся как отношения потребителя и поставщика;
4) постоянное обучение персонала управлению качеством.
Для российских предприятий ближе система управления качеством по стандартам ИСО серии 9000, поэтому она и получает все большее распространение.
Внедрение системы управления качеством позволяет решить на предприятии следующие задачи:
обеспечить стабильный выпуск высококачественной продукции;
увеличить объем производства и найти рынки для ее реализации;
повысить возможные продажи продукции по более высоким ценам;
решить проблему конкурентоспособности продукции и устойчивого финансового положения.
Данные системы позволяют вносить необходимые корректировки в процесс управления предприятием на стадии как «жизненного цикла» продукции, так и товара.
Различают следующие этапы «жизненного цикла» продукции:
первый этап исследование и проектирование;
второй этап изготовление продукции;
третий этап обращение и реализация;
четвертый этап эксплуатация продукции.
На всех этих стадиях требуется свой подход, чтобы обеспечить необходимый уровень качества выпускаемой продукции. Но этого мало. На предприятии необходимо систематически отслеживать, на какой стадии «жизненного цикла» находится тот или иной товар, так как от этого зависят конкретные действия предприятия.
На 7.1 показан «жизненный цикл» товара.
Обычно выделяются четыре стадии «жизненного цикла» товара: внедрение, рост, зрелость, спад. Некоторые специалисты вводят еще одну стадию насыщение рынка (перед спадом).
Внедрение это период появления нового товара на рынке и постепенного увеличения объема его продаж. Прибыли от сбыта товара в это время практически нет либо она очень мала вследствие больших издержек производства (которое тоже еще не стало массовым), а также расходов на рекламу и продвижение товара, маркетинговые мероприятия.

7.1. «Жизненный цикл» товара
Рост это период признания товара рынком (потребителем), когда объем продаж (и производство) заметно увеличивается, товар начинает приносить прибыль.
Зрелость период, когда рост объема продаж замедляется или стабилизируется, а прибыль достигает максимального значения. Однако удается далеко не всегда поддержать высокий уровень прибыли, так как начинают возрастать затраты на поддержание конкурентоспособности данного товара и создание (продвижение на рынок) тех, которые придут ему на смену.
Спад это период резкого снижения объема продаж и размера прибыли. Производитель принимает решение об уходе с рынка либо остается на нем на какое-то время, если это еще выгодно.
Для типичного товара самой короткой является стадия внедрения, а наиболее длительной во времени стадия спада. Концепция «жизненного цикла» товара имеет большое значение для определения поведения фирмы на рынке, а для этого фирма должна отслеживать и знать, на какой стадии находится тот или иной ее товар. Если товар находится на последней стадии, то в этом случае необходимо принимать срочные меры по модернизации данного товара или по выпуску нового.
7.6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, МЕТОДИКА ЕЕ РАСЧЕТА Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.
Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.
Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:
1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у ее потребителя;
3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от: увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.
В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле

где П общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;
Пv дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;



Содержание раздела