В связи с этим возникают затруднения в определении общей суммы лизинговых платежей, в состав которых должны входить суммы амортизационных отчислений. А ведь именно амортизационные отчисления являются основным источником погашения привлеченных лизингодателем средств, график возврата которых жестко оговаривается.
В целом можно отметить, что стоимость импортных автотранспортных средств при их ввозе в Россию значительно увеличивается из-за высоких таможенных платежей и налога на приобретение автотранспортных средств. Это делает затруднительным их приобретение российскими предприятиями, которые обычно испытывают недостаток в оборотных средствах.
В этой ситуации именно лизинговая схема, позволяющая погашать стоимость объекта лизинга в течение нескольких лет, может помочь отечественным предприятиям.
На государственном уровне лизинг автотранспортных средств регулируется, преимущественно, локальными нормативными актами по отношению к конкретной сфере производственной деятельности (строительству, агропромышленному комплексу, производственной деятельности и т.д.).
Например, в целях улучшения обеспечения предприятий г. Москвы современными средствами механизации, повышения уровня использования строительной техники, создания условий по проведению единой технической политики и в соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1994 года 1929 "О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности" Правительство г. Москвы 4 июля 1995 года приняло постановление 582, в котором принимается предложение Департамента строительства, Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Москомимущества, ряда строительных предприятий, Мосстройэкономбанка об учреждении открытого акционерного общества "Лизинговая компания "Ликострой". Уставный капитал компании составляет 1,5 млрд. рублей, доля города в уставном капитале 50%.
К основным видам деятельности ОАО "Лизинговая компания "Ликострой" относятся: оценка хозяйственной деятельности лизингополучателя, в том числе его платежеспособности; анализ заявок на получение машин и оборудования в лизинг на их соответствие приоритетным задачам строительного комплекса по выполнению городского заказа; финансовый и оперативный лизинг строительных и дорожных машин, механизмов, опалубки, оснастки, средств малой механизации, транспорта, а также оборудования и механизмов для предприятий промышленности строительных материалов; сервисные услуги, связанные с эксплуатацией предмета лизинга; информационные и консультационные услуги по подбору и использованию предмета лизинга.
В качестве средства государственной поддержки ОАО "Лизинговой компании "Ликострой" в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 года 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" рекомендовано применять механизм ускоренной амортизации основных фондов, сдаваемых в лизинг. Департаменту строительства предписывается ежеквартально не менее 25% средств, аккумулируемых во внебюджетном фонде развития производственной базы строительной индустрии, направлять ОАО "Лизинговая компания "Ликострой" на приобретение машин и механизмов для нужд строительного комплекса города на условиях льготного инвестиционного кредита г. Москвы (до 25% от учетной ставки Центрального Банка Российской Федерации) на срок не менее трех лет.
Во исполнение постановления Правительства г. Москвы от 13 февраля 1996 года 143 "О предложениях по структурным преобразованиям промышленности города в целях стабилизации товарного производства", предусматривающего участие государства "в формировании рыночной инфраструктуры промышленного комплекса, составной частью которой являются организация и распространение лизинговых операций как одной из форм товарного обращения, а также с целью ускорения обновления парка оборудования, создания условий по проведению единой технической политики в промышленности города" Правительство г. Москвы в своем постановлении 404 от 7 июля 1996 года объявило об учреждении еще одной лизинговой компании ОАО "Московская лизинговая промышленная компания", 50% уставного капитала которой принадлежит городу в лице Москомимущества.
Учитывая важное социально-экономическое значение для города вывода АМО "ЗИЛ" из кризисного состояния, Правительство г. Москвы приняло 8 октября 1996 года постановление 845 "О мерах по выводу в 1996 1997 годах АМО "Завод им. И.А.
Лихачева" из кризисного состояния". Данным постановлением был утвержден антикризисный бизнес-план, предусматривающий увеличение выпуска современной конкурентоспособной продукции, отвечающей потребностям городского хозяйства, снижение издержек, реструктуризацию производственных мощностей, привлечение дополнительных денежных средств от продажи и сдачи в аренду высвобождаемых объектов недвижимости и земельных участков и позволяющий АМО "ЗИЛ" в середине 1997 года выйти на безубыточную работу. Приложением 1 к вышеуказанному постановлению утверждена Программа поставок в 1996 1997 годах автомобильной техники АМО "ЗИЛ" для нужд городского хозяйства г. Москвы, в которой предписывается поставить ОАО "Лизинговая компания "Ликострой" автомобили ЗИЛ 5301 в количестве 100 штук.
Было принято решение внести предложение в Московскую городскую Думу о включении в перечень категорий плательщиков, освобождаемых от уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, юридические лица, расположенные на территории г. Москвы и приобретающие автомобильную технику, выпускаемую АМО "ЗИЛ".
Примеру столичных властей последовали Администрация Нижнего Новгорода и Фонд поддержки малого предпринимательства Нижегородской области. Под их руководством был проведен первый лизинговый аукцион по продаже автомобилей АО "ГАЗ".
В ходе торгов было продано 15 лотов. Срок предоставления автомобилей в лизинг составил один или два года.
Все лоты были проданы по цене, превышающей стартовую в среднем в два раза. Планируется проводить лизинговые аукционы с периодичностью примерно один раз в три недели.
До конца года на конкурс предполагается выставить 200 300 машин.1
Проблема таксомоторного обслуживания пассажиров в Москве ввиду острого дефицита надежных и комфортабельных отечественных и высокой стоимости зарубежных автомобилей вызвала необходимость привлечения промышленного потенциала города к ее решению. В распоряжение Премьера Правительства
г. Москвы от 25 ноября 1996 года 1127-РП предлагалось организовать изготовление в Москве специальных автомобилей такси по технологии фирмы "Metrokab (UK) Ltd" "с последующей передачей их в лизинг московским таксомоторным паркам, а также других модификаций автомобилей для медицинской помощи, ритуальных услуг и т.д.". Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом внешних связей, Московской лизинговой компанией предписывалось проработать вопрос с российскими и иностранными банками о привлечении кредитных ресурсов для обеспечения производства и передачи в лизинг выпускаемых автомобилей таксомоторным паркам и другим лизинополучателям Москвы.
Во исполнение вышеуказанного распоряжения Премьера Правительства Москвы было принято постановление Правительства г. Москвы от 13 мая 1997 года 342 "О создании Открытого акционерного общества "Москэб", учредителями которого являлись: АООТ "Тушинский машиностроительный завод" (30 млн. рублей 30%); Правительство Москвы (19 млн. рублей 19%); Московская лизинговая компания (11 млн. рублей 11%); Metrokab LH Ld (40 млн. рублей 40%).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1992 года 1513 "О мерах по возрождению торгового флота России" Правительство Российской Федерации в своем распоряжении от 21 марта 1992 года 534-р приняло предложение Комитета рыбного хозяйства при Министерстве сельского хозяйства России о развитии лизинговых операций с целью приобретения рыболовецких судов, построенных за рубежом. В данном распоряжении была установлена льгота для лизингополучателей рыболовецких судов: они освобождались в 1992 году от обязательной продажи в Республиканский валютный резерв Российской Федерации валютной выручки от реализации на экспорт производимой ими рыбной продукции при условии, что валютная выручка будет использоваться на расчеты по лизингу и приобретение материально-технического обеспечения рыболовецких судов.
Министерству экономики России и Министерству сельского хозяйства России при установлении и распределении общереспубликанской квоты экспорта на рыбную продукцию было рекомендовано учитывать, начиная с 1993 года, необходимость внесения лизингополучателями арендной платы за лизинг рыболовецких судов.
Что касается дальнейшего развития лизинговых отношений в области рыболовецкого хозяйства, то в приказе Роскомрыболовства от 18 июля 1994 года 114 "О внесении дополнений в Положение о порядке выдачи разрешений на строительство, приобретение, аренду и переоборудование рыбопромысловых, научно-исследовательских, поисковых и рыбоохранных судов" отмечалось, что практика применения Положения показала следующее: "в настоящее время одним из основных способов приобретения рыбопромысловых судов является долгосрочная аренда на условиях бербоут-чартера с последующим переходом права собственности и договор лизинга судов".
Стимулом для развития лизинговых отношений на морском транспорте послужило письмо Департамента морского транспорта Министерства транспорта России от 5 мая 1994 года ДМТ-35/790, утвердившее Инструкцию по составу затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной эксплутационной деятельности морского транспорта", в которой оплата услуг банков по осуществлению в соответствии с заключаемыми договорами лизинговых операций включалась в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий основной экономической деятельности морского транспорта. Это условие можно отнести к разряду налоговых льгот по операциям лизинга для предприятий морского транспорта, так как оплата услуг банков в соответствии с договором лизинга относится не на прибыль, а на себестоимость продукции предприятий морского транспорта, что, соответственно, снижает налогооблагаемую прибыль.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 18 сентября 1995 года 930 "Об утверждении федеральной программы развития рыбного хозяйства Российской Федерации до 2000 года "Рыба" лизинг назван одним из приоритетных направлений развития рыбного хозяйства, необходимых для сохранения и дальнейшего развития производственного потенциала рыбной отрасли, обеспечения стабилизации и дальнейшего роста производства рыбной продукции.
Необходимость развития лизинговых отношений в сфере морского транспорта отмечается и в Указе Президента Российской Федерации от 17 января 1997 года 11 "О федеральной программе "Мировой океан".
Причиной широкого распространения лизинга является ряд его преимуществ по сравнению с другими формами инвестирования. Основными из них являются:
При наличии у предприятия альтернативы взять кредит на покупку оборудования или приобрести это оборудование на определенное время по договору лизинга ее выбор необходимо осуществлять на основе результатов финансового анализа. Во всяком случае, лизинг становится практически безальтернативным вариантом, когда:
Вместе с тем лизингу присущ и ряд негативных сторон. В частности, на лизингодателя ложится риск морального старения оборудования (особенно, если договор лизинга заключается не на полный срок его амортизации), а для лизингополучателя стоимость лизинга выходит более высокой, чем цена покупки оборудования.
Еще одним недостатком финансового лизинга является то, что в случае выхода из строя оборудования, платежи производятся в установленные сроки независимо от состояния оборудования.
Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленного потенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителей, нужно создавать условия, при которых они стремились бы развивать лизинговые отношения. Для этого, в первую очередь, следует добиваться появления лизинговых сделок с достаточно длительными сроками действия (не менее трех лет), так как именно такие договоры будут нести реальные инвестиции в экономику. Необходимо если не освободить, то хотя бы снизить налог на прибыль, полученную лизингодателями от реализации договоров по лизингу со сроком действия три и более лет. Также следует стимулировать банки предоставлять кредиты лизинговым компаниям, которые заключают длительные договоры.
Кроме этого, необходимо рассмотреть возможность снижения таможенных пошлин и налогов по товарам, ввозимым на территорию РФ и являющимися объектами международного финансового лизинга.
Безусловно, вышеперечисленные меры должны способствовать развитию лизинговых компаний и операций, производимых ими.
Можно с полной уверенностью сказать, что лизинг в нашей стране постепенно будет все больше наращивать свои обороты и играть все более весомую роль в экономике России.
34. Постановление Правительства РФ "О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации" 752 от 27.06.96.
35. Постановление Правительства РФ О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204 783 от 02.07.96.
36. Постановление Правительства РФ О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности авиакомпаний России, 146 от 02.02.98.
52. Постановление Правительства г. Москвы "О предложениях по структурным преобразованиям промышленности города в целях стабилизации товарного производства" 143 от 13.02.96.