d9e5a92d

Друкенмиллер С. - Благотворительность инвестиции в доброе имя

В прошлом благотворительность и меценатство являлись уделом лишь очень богатых людей. Демократизация общества, развитие финансовых технологий и технический прогресс позволили участвовать в этом процессе широкому кругу лиц, одновременно потребовав усложнения соответствующего законодательства. В развитых странах поддержка благотворительности со стороны государства выразилась в формировании благоприятного налогового режима для частных лиц, корпораций и организаций, осуществляющих пожертвования. В то же время, принятие налоговых льгот создало лазейки для уклонения от уплаты налогов и возможности для злоупотреблений под прикрытием филантропических программ.

Расширение системы благотворительности сопровождалось развитием теоретических концепций и формированием принципов управления благотворительными организациями, правил стратегического планирования благотворительных программ и методов оценки их реализации. Параллельно была сформирована система посредников-консультантов, обеспечивающих due diligence, и разработан механизм целенаправленного распределения грантов и контроля над финансовыми средствами.
Не затрагивая нравственных и концептуальных проблем, поскольку они являются темой отдельного большого исследования, посмотрим, как на практике работает система благотворительности в США, и какова ее связь с государством и экономикой. В начале обратим внимание на цифры. Позитивные сдвиги в американской экономике выразились в повышении активности благотворительных организаций во второй половине 2003 г. Согласно годовому отчету Giving USA, данные которого были опубликованы в июне 2004 г. (полный отчет выходит в июле), общая сумма пожертвований, осуществленных частными лицами, фондами и корпорациями на благотворительные программы, в 2003 г. увеличилась на 2,8% по сравнению с предыдущим годом и составила $240,72 млрд. С учетом инфляции объем пожертвований в 2003 г. вырос на 0,5% - чуть меньше, чем в 2002 г., когда рост был зафиксирован на уровне 0,6%.

Как отмечает Диана Эвив (Diana Aviv), президент и главный исполнительный директор ассоциации некоммерческих организаций Independent Sector, объем пожертвований достигает максимума спустя два года после завершения рецессии в экономике, однако на этот раз ситуация может измениться быстрее.
С 1998 г. объем пожертвований на благотворительность в США превышает 2% ВВП, тогда как на протяжении предыдущих двух десятилетий находился ниже этой отметки. Рекордное значение было зафиксировано в 2000 г. на уровне 2,3% ВВП, а в 2003 г., по предварительным оценкам, доля благотворительных взносов в ВВП составила 2,2%.

По утверждению Генри Голдстайна (Henry Goldstein), председателя Giving USA Foundation, высокие результаты 2003 г. были обусловлены повышением доходов американцев, укреплением фондового рынка и восстановлением корпоративных прибылей.
Заметим, что основным источником информации о масштабах благотворительности в США являются данные Службы внутренних доходов, IRS, получаемые на основе статистической обработки налоговых деклараций и формальных уведомлений. Проблема в том, что IRS публикует данные спустя два года после отчетного периода. В целях предоставления более оперативной информации ежегодные отчеты Giving USA, выполняемые Center on Philanthropy университета штата Индианы, основываются на непосредственном исследовании благотворительных организаций, а также изучении эконометрических данных с налоговыми выкладками, официальных статистических отчетов и работ других исследовательских институтов и благотворительных ассоциаций. После публикации отчетов IRS, данные Giving USA корректируются.

Так, опубликованный весной 2004 г. пересмотренный показатель объема благотворительных пожертвований за 2002 г. оказался на $6,83 млрд., или 2,9%, ниже первоначального. Тем не менее, отчеты Giving USA позволяют получить адекватное представление о текущей ситуации и тенденциях в сфере благотворительности.
Показательно, что из всех благотворительных организаций, представивших Giving USA данные за 2003 г., 55% сообщили об увеличении объема пожертвований по сравнению с предыдущим годом, 8% не отметили существенных изменений и 37% сообщили о снижении этого показателя. Годом ранее приблизительно половина организаций уведомила о росте пожертвований, тогда как другая половина зафиксировала снижение. Таким образом, в 2003 г. общая тенденция оказалась позитивной.

Взносы частных лиц, составляющие 74,5% от общего объема пожертвований, выросли на 2,5% до $179,4 млрд. В наибольшей степени увеличились объемы пожертвований, осуществленных в форме завещания собственности, - на 12,8% до $21,6 млрд.


Из девяти категорий благотворительных организаций по классификации Giving USA наибольшая сумма пожертвований пришлась на религиозные организации - приблизительно $86,4 млрд., или 35,9% от общего показателя. По утверждению Джона Дж. Глиэра (John J. Glier), председателя American Association of Fundraising Counsel, для религиозных организаций благотворительные пожертвования являются основным и практически единственным источником финансирования. Ряд других благотворительных организаций формируют за счет пожертвований приблизительную пятую часть своих активов.

Фонды и организации, поддерживающие образовательные программы, оказались единственной категорией, где в 2003 г. было зафиксировано снижение объема пожертвований по сравнению с предыдущим годом.

Распределение пожертвований по категориям доноров в 2003 г. ($млрд., %)




Источник: Giving USA Foundation

Распределение пожертвований по категориям благополучателей в 2003 г. ($млрд., %)




Источник: Giving USA Foundation
В США благотворительные программы могут осуществляться от имени частных лиц, организаций и корпораций. Распространенной формой реализации частной благотворительности являются специализированные фонды, или так называемые Donor Advised Fund, т.е. фонды, информирующие донора о распределении средств на благотворительность. Эти фонды позволяют переводить на благотворительные цели относительно небольшие суммы: для открытия благотворительного счета (Charitable Gift Account), как правило, достаточно $10000 (в некоторых фондах требования к минимальной величине первоначального взноса могут достигать $25000).

В год открытия счета донор получает скидку по подоходному налогу на сумму внесенных средств. Если взнос осуществлен не наличными, а ценными бумагами, предоставляется скидка по налогу на прирост капитала.
Средства могут находиться на счете до тех пор, пока донор не отдаст приказ списать некоторую сумму в пользу благотворительных или государственных организаций (напр., колледжей или университетов), удовлетворяющих определенным требованиям. Как правило, списания осуществляются в размерах, кратных $250. Средства, находящиеся на счете инвестируются, так что их номинальная сумма с течением времени может возрастать (в случае успешного инвестирования) или уменьшаться (при неудачном инвестировании), а прирост капитала не облагается налогом.

После открытия счета донор теряет контроль над инвестициями или может контролировать их опосредованно. Обычно влияние донора на принятие инвестиционных решений ограничено рекомендациями в отношении классов активов или уровня риска взаимных фондов.

Изъять средства из благотворительных фондов невозможно.
Аналогично другим финансовым услугам, за открытие и ведение благотворительных счетов взимаются комиссионные. Большинство фондов взимает комиссионные за управление активами в размере от 0,50% до 2% от суммы вложений и за административную работу в размере от 0,50% до 1%, и в среднем суммарные издержки донора составляют около 2%.

Комиссионные выше, чем при непосредственном переводе средств с банковского счета, однако существенно ниже, чем при создании собственного благотворительного фонда.
Первый Donor Advised Fund был создан Fidelity в 1992 г. В настоящее время в США подобные фонды предлагают практически все ведущие инвестиционные компании, в том числе Vanguard, Charles Schwab (SCH) и T. Rowe Price (TROW), а также банки и некоммерческие организации. Последние (напр., университеты) обычно указывают в качестве обязательного условия перечисление определенного процента от пожертвований в пользу этой организации или, по крайней мере, на благотворительные программы, поддерживаемые этой организацией. На настоящий момент активы фондов исчисляются несколькими миллиардами долларов и имеют тенденцию к росту.

Фонды называются информирующими донора, поскольку технически и законодательно решение о направлении средств на благотворительность принимается управляющими фондами, однако на практике управляющие обычно выполняют пожелания донора, если только они не противоречат закону.
Рассмотрим для примера Schwab Fund for Charitable Giving. Минимальная сумма для открытия счета составляет $10000. Средства могут быть инвестированы в 5 взаимных фондов, придерживающихся различных инвестиционных стратегий и предлагающих разный уровень риска и доходности: 1) стоимостной фонд акций Excelsior Mid Cap Value Fund (UMVEX), 2) смешанный фонд акций роста и стоимости Schwab MarketTrack Growth Portfolio (SWHGX), 3) сбалансированный фонд Schwab MarketTrack Conservative Portfolio (SWCGX), 4) среднесрочный стоимостной фонд Excelsior Intermediate-Term Managed Income Fund (UIMIX), 5) консервативный фонд, обеспечивающий сохранность вкладов, Schwab YieldPlus Fund, Select Shares (SWYSX). Владельцы крупных счетов, средства на которых превышают $500000, имеют возможность рекомендовать независимого инвестиционного консультанта для управления активами и инвестировать эти активы в различные ценные бумаги, включая акции, облигации и взаимные фонды.

Помимо благотворительных счетов, клиенты Schwab Fund for Charitable Giving имеют возможность вложить любую сумму в The Philanthropy Fund непосредственно или путем списания с благотворительного счета. Средства этого фонда распределяются в соответствии с целями, указанными в проспекте (часть из них идет на спонсирование образовательных программ), причем доноры не могут оказывать никакого влияния на политику фонда.
Благотворительные счета в Donor Advised Fund нередко открывают лица, оказавшиеся в группе налогоплательщиков, облагаемой по максимальной налоговой ставке, например, в результате получения непредвиденных доходов. Открытие благотворительного счета позволяет получить налоговую скидку на сумму пожертвования.

Однако, несмотря на определенные налоговые преимущества, важным условием открытия счетов является моральная готовность донора к благотворительности.
По утверждению экспертов, в настоящее время в США становятся все более популярными завещания недвижимости в благотворительных целях. Подобные пожертвования позволяют существенно снизить сумму налога на недвижимость, уплачиваемого наследниками при получении другого завещанного имущества, или вообще его избежать. Величина налоговой скидки рассчитывается с учетом рыночной стоимости имущества, независимо от того, по какой цене оно было приобретено. Так, завещав благотворительной организации дом, стоивший некогда $25000, а теперь подорожавший до $100000, донор получает налоговую скидку в размере $100000.

Что касается финансовой стороны, то в ряде случаев более выгодно жертвовать недвижимость, в других случаях продавать. Как правило, в расчет принимаются налоги на недвижимость, расходы на содержание, налоги на наследство, налоги на прирост капитала, а также комиссионные, взимаемые брокерами при операциях с недвижимостью.
Нередко пожертвования недвижимости осуществляются в пользу университетов, научных организаций или культурных центров. Завещание недвижимости может осуществляться таким образом, чтобы донор сохранял возможность проживать в пожертвованном доме до своей смерти. Тем не менее, и в этом случае донор получает налоговую скидку, а в отдельных ситуациях может приобрести пожизненный аннуитет.

В ряде случаев крупные пожертвования недвижимости получают имя донора. Так, напр., пожертвованные штату в 1983 г. вдовой дипломата Джэфферсона Паттерсона (Jefferson Patterson) фамильные земли в Мэриленде используются как парк и археологический исследовательский центр и известны как Jefferson Patterson Park Museum.
Составной частью системы благотворительности в США являются общественные и корпоративные организации. Корпоративная Америка принимает активное участие в благотворительности, осуществляя пожертвования как в денежной форме, так и в форме производимой продукции: от лекарств и продуктов питания до компьютерного оборудования и программного обеспечения.

Преимущества от участия в благотворительности для корпораций заключаются в получении налоговых скидок и поддержании имиджа.
Характерной чертой корпоративной благотворительности является своевременная ответная реакция на события, происходящие в политике и обществе. В качестве одного из наиболее ярких примеров за последние годы можно привести организацию благотворительной помощи пострадавшим от терактов 11 сентября 2001 г. и выделение средств на восстановление инфраструктуры Нью-Йорка. Значительный объем средств поступил в период, когда население и город остро нуждались в финансовой поддержке и находились в ожидании государственной помощи, на предоставление которой требуется определенное время. Благотворительная поддержка со стороны корпоративных и общественных организаций поступала как в виде наличных денег, так и в форме товаров и услуг.

Важным направлением благотворительности стала организация через Американский Красный Крест психологической помощи родственникам жертв и пострадавшим. Значимость этого вида благотворительности была осознана после трагедии в Оклахома-Сити, когда стало очевидно, что психологическая травма может беспокоить человека на протяжении нескольких месяцев и даже лет, но не каждый пострадавший способен обратиться за профессиональной помощью.

В общей сложности, в первые месяцы после трагедии общественные организации выделили $323 млн., а корпорации - $714 млн. на преодоление последствий терактов.

Крупнейшие корпоративные пожертвования на благотворительные программы по преодолению последствий терактов 11 сентября 2001 г.


Компания /Корпоративный фонд Сумма пожертвований ($)
ExxonMobil Foundation 16250000
Citigroup Foundation 15191000
Deutsche Bank Americas Foundation 13597823
GE Foundation 13250000
J. P. Morgan Chase/J. P. Morgan Chase Foundation 13045278
Verizon Foundation 12625000
Coca-Cola Company 12184150
ChevronTexaco Corporation 10839313
Fannie Mae/Fannie Mae Foundation 10156770
Philip Morris USA 10042000
Morgan Stanley 10010000
AXA Foundation 10000000
Bear, Stearns Co. 10000000
DaimlerChrysler Corporation 10000000
Freddie Mac 10000000
Goldman, Sachs Foundation 10000000
Johnson Johnson Family of Companies 10000000
Lehman Brothers Holdings 10000000
Marsh McLennan Companies 10000000
Merrill Lynch Co. 10000000
Pfizer/Pfizer Foundation 9263500
Anheuser-Busch Family of Wholsesalers/Anheuser-Busch Foundation 8400000
Vivendi Universal Foundation 8000000
SoundView Technology Group 7067850
Credit Suisse First Boston 6648345

Источник: The Foundation Center, Giving in the Aftermath of 9/11, December 2003
Горячая тема 2003 года война в Ираке была отмечена серией программ по благотворительной поддержке гражданских лиц и вооруженных сил. К примеру, телекоммуникационная компания ATT в качестве пожертвования выделила 195000 предоплаченных телефонных карт, общей стоимостью $3,5 млн.

Другая проблема, обострившаяся в 2003 г., - угрожающее по масштабам распространение вируса СПИДа - отразилась на структуре пожертвований на благотворительные программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией. Если ранее в этих программах участвовали преимущественно фармацевтические компании, то теперь к ним присоединились компании других отраслей, в том числе автомобилестроители, металлургические и нефтяные компании.
В первом ежегодном рейтинге американских компаний с самыми крупными благотворительными программами, представленном деловым изданием Business Week в декабрьском номере за 2003 г, компания Wal-Mart Stores (WMT) заняла первое место по объему пожертвований в долларовом выражении. Freeport-McMoran Copper Gold (FCX) возглавила рейтинг, составленный по объему пожертвований в денежной форме в процентах от общих доходов компании, а Eli Lilly (LLY) стала первой по такому показателю, как доля в общих доходах пожертвований в натуральной форме.
В рейтинге журнала Forbes, опубликованном в октябре 2003 г., Wal-Mart Stores также была отмечена как компания, осуществившая крупнейшие денежные пожертвования на благотворительные программы в 2002 г., тогда как первое место в категории компаний с наибольшими благотворительными отчислениями в процентах от операционного дохода предыдущего года, заняла компания Target (TGT).
Кстати, оба издания, публикуя свои рейтинга, подчеркнули, что оценка масштабов корпоративной благотворительности является очень сложной задачей, а полученные результаты являются весьма приблизительными.
Американские компании, выделившие в 2002 г. на благотворительные программы наибольший процент от полученных доходов (рейтинг Forbes)

Компания Денежные пожертвования (в % от доходов за 2001 г.) Объем пожертвований ($ млн.) Операционный доход за 2001 г. ($ млн.)
Albertson's (ABS) 2,86 65 2271
Target (TGT) 2,56 96 3759
MetLife (MET) 2,51 30 1177
Best Buy (BBY) 2,05 16 772
Ford Motor (F) 1,76 113 6432
Cisco Systems (CSCO) 1,60 36 2257
American Express (AXP) 1,39 32 2266
Du Pont (DD) 1,33 32 2408
Altria Group (MO) 1,29 113 8765
J.P. Morgan Chase (JPM) 1,21 93 7740

Источники: Forbes, The Chronicle of Philanthropy
Американские компании, выделившие в 2002 г. на благотворительные программы наибольшую сумму в денежном выражении (рейтинг Forbes)

Компания Денежные пожертвования ($ млн.) Операционный доход за 2001 г. ($ млн.) Денежные пожертвования (в % от доходов за 2001 г.)
Wal-Mart Stores (WMT) 136 13354 1,02
Altria Group (MO) 113 8765 1,29
Ford Motor (F) 113 6432 1,76
Exxon Mobil (XOM) 97 29602 0,33
Target (TGT) 96 3759 2,56
J.P. Morgan Chase (JPM) 93 7740 1,21
Johnson Johnson (JNJ) 84 8698 0,97
Wells Fargo (WFC) 82 11969 0,69
Bank of America (BAC) 81 15644 0,52
Citigroup (C) 78 20519 0,38

Источники: Forbes, The Chronicle of Philanthropy
Одной из тенденций, наблюдаемых в последние годы в сфере корпоративной благотворительности, является некоторое снижение роли корпоративных фондов и повышение объемов прямых корпоративных пожертвований. По данным Foundation Center, в последние годы число корпоративных фондов изменилось незначительно, тогда как общее число всех благотворительных фондов существенно выросло (приблизительно на 28% за пять лет). В результате доля корпоративных фондов в общем количестве всех благотворительных фондов снизилась с 4,6% в 1997 г. до 3,5% в 2003 г.
В некоторой степени на формирование этой тенденции могло повлиять стремление корпораций к проведению более гибкой политики в области благотворительности. Считается, что прямые корпоративные пожертвования отвечают этой задаче в большей степени, нежели корпоративные фонды, поскольку для осуществления деятельности последних требуется создание отдельных органов управления и ведение сложной финансовой отчетности. Однако это мнение подвергается критике на том основании, что административные издержки и бухгалтерские проблемы не остановили роста других категорий благотворительных фондов.

Еще одно объяснение данной тенденции связано с предположением о том, что корпоративные пожертвования, осуществляемые напрямую, более эффективны, так как характеризуются точной направленностью средств. Согласно AAFRC Trust for Philanthropy, общая стоимость корпоративных благотворительных программ в последнее время в среднем превышает $12 млрд. в год, при этом около трети пожертвований осуществляется в натуральной форме напрямую, тогда как через корпоративные фонды проходит около 40% денежных грантов.
Интересную концепцию развития корпоративной благотворительности продвигает Марк Бениофф (Marc Benioff), председатель и главный исполнительный директор софтверной компании Salesforce.com. Поддерживая формирование новой модели благотворительности, он предлагает отказаться от термина корпоративная филантропия и заменить его понятием интегрированной корпорации.

Концепция Бениоффа основывается на том, что корпоративная благотворительность не может долго существовать в качестве независимого компонента корпоративного сектора, соответственно, она должна стать составной частью бизнеса и создаваться одновременно с учреждением компании. Бениофф предлагает обязать фирмы венчурного финансирования отчислять один процент акций, инвестируемых в создание новых компаний, в благотворительные организации. По мере роста компании стоимость акций и, следовательно, благотворительных взносов, будет увеличиваться.

Подтверждением конструктивности теории Бениоффа является благотворительный фонд Salesforce.com Foundation, сформированный одновременно с учреждением компании Salesforce.com. Результатом деятельности этого фонда стало создание 17 научно-технических центров в Сан-Франциско и 20 центров за рубежом.
Крупнейшей составляющей частью системы благотворительности в США являются частные фонды. Как правило, фонды создаются руководителями крупнейших компаний или главами богатейших семей Америки, а управляются профессиональными менеджерами. Фонды должны иметь совет директоров, или попечительский совет, членами которого обычно становятся создатели фонда.

В качестве примера можно привести фонд Билла и Мелинды Гейтс (Bill and Melinda Foundation), который был образован в 2000 г. основателем и руководителем компании Microsoft (MSFT). Фонд был сформирован путем перевода акций, принадлежащих Гейтсу, на сумму $23 млрд. В течение 2001 г. фонд продал значительную часть акций по весьма выгодной цене, и к концу года в его активах не осталось ни одной бумаги Microsoft. Две трети активов фонда были размещены в государственных и корпоративных облигациях, а также в некоторых краткосрочных долговых обязательствах.

Фонд проводит операции на валютном рынке, участвует в операциях с опционами и фьючерсами и осуществляет короткие продажи ценных бумаг. Доля акций в портфеле фонда весьма небольшая (в 2001 г. $226 млн. было вложено в акции Cox Communications (COX), $59 млн. в акции Merck (MRK), $57 млн. в депозитарные расписки на SP 500, или SPDR Trust; объем инвестиций в другие акции не превысил $5 млн. по каждой компании), при этом акции технологических компаний отсутствуют в нем вовсе.

С учетом того, что доходность инвестированного капитала в 2001 г. составила 18%, перечисления на благотворительные программы в размере $1,1 млрд. были осуществлены из прибыли. Управляющие получили за свою работу $9 млн.

На сегодняшний день фонд входит в десятку крупнейших американских благотворительных фондов.
Еще одним интересным примером частного благотворительного фонда является Robin Hood Fund, учрежденный в 1988 г. крупным торговцем хлопком Полем Тюдором Джонсом (Paul Tudor Jones) в целях борьбы с бедностью в Нью-Йорке. В 2002 г. Robin Hood профинансировал разного рода благотворительные программы от создания ночлежек до проведения образовательных кампаний на сумму $42 млн.
Средства фонда формируются за счет взносов богатейших людей Америки, многие из которых входят в рейтинг Forbes 400, включая Джонса, Стэнли Друкенмиллера (Stanley Druckenmiller), Дирка Зиффа (Dirk Ziff) и Кеннета Лангона (Kenneth Langone). Кроме того, в финансировании фонда участвуют управляющие крупных хеджевых фондов Стив Коэн (Steve Cohen) и Кен Гриффин (Ken Griffin), а в попечительский совет входят влиятельные представители медиа-сектора, в том числе актриса Гвинет Пэлтроу (Gwyneth Paltrow); глава кинокомпании Miramax, подразделения The Walt Disney Co. (DIS), Харви Вайнстейн (Harvey Weinstein); председатель Infinity Broadcasting, подразделения Viacom (VIA.B), Джон Сайкс (John Sykes) и Лэклен Мердок (Lachlan Murdoch), сын главы News Corp. (NWS) Руперта Мердока (Rupert Murdoch).



Содержание раздела