d9e5a92d

Теоретическая неизученность

Пожалуй, к числу организационно-управленческих факторов, детерминирующих политическую преступность, в том числе и политическую коррупцию в современном российском обществе, следует отнести и ее теоретическую неизученность юридическими, политическими, социологическими и другими науками гуманитарного цикла. Этот фактор имеет особое значение.

Поскольку, на наш взгляд, невозможно осуществлять эффективное предупреждение и пресечение того негативного социально-правового явления, о котором имеется лишь некоторое общее представление, а не раскрыта его сущность, тенденции и закономерности развития, причины и условия существования и воспроизводства, реальных масштабов. Эта задача значительно осложняется в условиях, когда отсутствуют научно обоснованные и апробированные на практике критерии оценки эффективности мер, применяемых государством, его органами и должностными лицами.
Не менее важной организационно-управленческой причиной политической коррупции в обществе является слабость институтов гражданского общества, формирующихся в России, в том числе и неразвитость партийной системы, которые снижают уровень реальной политической конкуренции, служащей эффективным средством противодействия и ограничения политической коррупции в условиях избирательных процессов. Кроме того, эти факторы влияют на повышение уровня политической нестабильности в современном российском обществе, что также сказывается на изменении, а точнее - увеличении качественных и количественных показателей коррупционного поведения в политической сфере жизнедеятельности.
Отечественными и зарубежными специалистами в области противодействия коррупции отмечается, что важнейшей группой факторов в детерминации политической коррупции в современном российском обществе являются идеологические факторы. К числу идеологических факторов, детерминирующих политическую коррупцию, можно отнести некоторые достаточно широко известные в современном российском обществе политические явления и процессы.
На наш взгляд, идеологическими факторами, закономерно порождающими политическую коррупцию в современном российском обществе, выступают неподготовленные надлежащим образом, а порой и просто бессистемные (хаотичные), скоротечные кампании или крестовые походы по борьбе с коррупцией во всех ее формах, видах, сферах и проявлениях. Подобного рода кампании скорее приносят вред этой борьбе, чем положительный эффект.

Поскольку эти широко разрекламированные в средствах массовой информации антикоррупционные кампании преследуют чаще всего политические цели и являются одним из безнравственных способов их достижения. Такие кампании в борьбе с преступностью, в том числе и коррупцией в различных сферах социального управления, справедливо рассматриваются в современной отечественной криминологической литературе, как политические спекуляции проблемой преступности или политической демагогией на криминологическую тему.
Как показывает современная политическая действительность, высшие должностные лица органов государственной власти или претенденты на эти должности, в период предвыборных кампаний громогласно провозглашающие в подконтрольных им средствах массовой информации бескомпромиссную непримиримую борьбу с коррупцией (операции чистые руки или крестовые походы до победного конца), не всегда выполняют взятые на себя обязательства после того, как добьются поставленных перед собой политических целей, связанных с занятием или сохранением за собой или своими политическими сторонниками соответствующих государственных должностей. Как правило, после избрания или переизбрания на соответствующие государственные должности (добившись желаемой победы на выборах) они (непримиримые борцы с коррупцией) забывают о своих обещаниях избирателям по поводу повышения эффективности государственного и общественного противодействия этому негативному правовому и социально-политическому явлению, как, впрочем, и о большинстве других обещаний.

Тем более что за неисполнение предвыборных обещаний в современном российском обществе, как, впрочем, и некоторых других постсоветских государствах, отсутствует какая-либо юридическая или политическая ответственность. По мнению В.В.

Лунеева, здесь с достаточной долей достоверности можно констатировать, что в подобных политических ситуациях борьба с коррупцией подменяется политической борьбой за власть, которая является продолжением коррупции под знаменем борьбы с этой самой коррупцией.
К числу таких политиков, активно эксплуатировавших тему борьбы с коррупцией в своих избирательных кампаниях (непримиримых борцов с коррупцией), некоторые отечественные журналисты вполне справедливо относят белорусского главу государства Президента Белоруссии - Александра Лукашенко и Президента одного из субъектов Российской Федерации Башкортостана - Муртазу Рахимова, поскольку после их избрания населением этих республик на указанные высшие государственные должности серьезных и последовательных изменений в антикоррупционной сфере деятельности на территории данных республик не наблюдается, а коррупция в органах государственной власти и местного самоуправления по-прежнему остается одной из наиболее острых социальных проблем. При этом внешне борьба с рассматриваемым нами социальным злом ведется во всех направлениях: постоянно совершенствуется правовая база, создаются новые структурные подразделения, которые обеспечиваются необходимыми средствами противодействия (пресечения, изобличения и расследования) коррупции, однако при этом функционирование коррумпированных органов и их должностных лиц (чиновников) не нарушается.
В таких государствах и регионах, по мнению Кристиана де Бри, создается иллюзия (видимость) постоянной и все усиливающейся борьбы с коррупцией на правительственном, правоохранительном и судебном уровнях, как на национальном, так и на скоординированном международном уровне. Для создания подобной иллюзии достаточно широко используются средства массовой коммуникации и отдельные проекты международных организаций по противодействию или предупреждению коррупции в различных сферах социального управления с привлечением государственных и муниципальных финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов, а ее инициаторы и активные исполнители, по мнению нашего современника политолога Р.Г.

Отинашвилли, получают определенные политические дивиденды.
О возможности использования проблемы борьбы с коррупцией в политических целях российское общество предупреждал еще в начале 90-х годов прошлого (ХХ) века авторитетный российский криминолог, профессор И.И. Карпец, при анализе закономерностей борьбы с корыстной должностной (а по нынешней терминологии Ї коррупционной примечание наше П.К.) преступностью.

В частности, он уже в то время, оценивая социально-политическую обстановку в обновляемом российском обществе, отмечал, что на гребне борьбы с коррупцией всплыло немало недобросовестных борцов, использующих ее для собственного возвышения....
Кроме того, крупномасштабные кампании по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления довольно часто используются находящимися у власти политическими группировками (кланами) в качестве эффективного и безотказного средства расправы с политическими противниками, в том числе и с применением уголовно-правовых норм при наличии к тому законных оснований. Хотя в качестве средства расправы с политическим оппонентом под видом активной, последовательной, наступательной, бескомпромиссной, зримой и прозрачной для общества борьбы с коррупцией возможно применение не только уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и иных репрессивных мер, но и распространение через средства массовой коммуникации недостоверных сведений, порочащих или дискредитирующих политического соперника, либо сведений, составляющих личную тайну этого лица.
Обвинения в коррупции оппонентов отмечает Б.В. Волженкин, - стали распространенным средством политической борьбы, способом приобретения соответствующего имиджа неподкупного чиновника и непримиримого борца с коррупцией.

Однако внимательное изучение криминальной ситуации, законодательства и других принимаемых мер позволяет утверждать об отсутствии должной политической воли, продуманности и последовательности в решении вопросов борьбы с коррупцией. Действительно, борьба с коррупцией должна продолжаться по времени значительно дольше, чем период длительности активной политической жизни того или иного борца, и подведение ее итогов не должно отождествляться с деятельностью именно этого политического деятеля.
Другим идеологическим фактором существования политической коррупции в современном российском обществе может выступать несформированность политической и правовой культуры, демократических политических традиций большинства россиян, что отражается в первую очередь на процессе выборов в представительные и законодательные органы государственной власти и местного самоуправления, когда избиратели отдают свои голоса (голосуют на выборах) за лиц, предложивших небольшие денежные суммы или материальные ценности, получая незначительную имущественную выгоду, либо веря в авантюрные обещания скорого, в течение 3-5 лет (а иногда и немедленного, в случае избрания определенного соискателя на соответствующую высшую государственную должность), радикального изменения социальной жизни в стране или регионе в лучшую сторону без каких-либо дополнительных трудовых усилий самих избирателей. Избиратели, в результате своего безразличия, легкомыслия, беспечности или равнодушия к своему будущему и будущему своих детей позволяют манипулировать своим поведением для достижения политических целей определенным категориям лиц, забывая при этом о том, что они неизбежно ответят за свой выбор в будущем.

Ведь избранные нами представители на высшие государственные должности в органы власти и местного самоуправления наделяются правами от имени народа распределять огромные основные финансовые, материальные, природные, информационные и иные ресурсы государства и общества. Порой даже честному и добросовестному чиновнику трудно удержаться от искушения использовать власть в личных целях. А как же будет пользоваться властью тот, кто пришел в нее путем обмана или злоупотребления доверием со стороны избирателей для решения личных проблем?



Скорее всего, все так же, Ї обманывая население, злоупотребляя его доверием и, с использованием авторитета государственной или муниципальной власти и возможностей служебного положения, принимая управленческие решения и нормативно-правовые акты, основываясь в первую очередь на личных или корпоративных интересах.
По мнению профессора А. Волкова, отечественные избиратели еще не научились строгости отношения к своему (политическому примечание наше П.К.) выбору, они не умеют отличать болтунов-популистов от серьезных людей. Слишком часто бросаются на новые имена именно потому, что они новые, и выбирают себе руководителей, о которых еще вчера ничего не знали, да и сегодня не знают.
На наш взгляд, можно с большой долей вероятности констатировать, что, используя данный идеологический фактор, в современном российском обществе довольно часто ответственные должности в органах государственной власти и местного самоуправления занимают богатые (материально обеспеченные) авантюристы или их представители. Эти лица, как правило, при отстаивании своих (личных и групповых) политических, экономических и иных интересов не ограничивают себя соблюдением правовых и нравственных норм и предписаний.
Несомненно, к значимым идеологическим факторам существования, воспроизводства и стремительного распространения политической коррупции в современном российском обществе следует отнести неразвитость партийной системы. Поскольку политические партии не в состоянии брать на себя ответственность за подготовку и легитимное продвижение своих кадров во властных структурах государства.
В качестве идеологического фактора политической коррупции в современном российском обществе может выступать также фиктивная политическая жизнь, то есть отсутствие возможностей у политической оппозиции влиять на ситуацию в основных сферах жизнедеятельности. Это обстоятельство подталкивает некоторых оппозиционных политиков обменивать или растрачивать имеющийся у них политический капитал на его экономический эквивалент для последующего коррупционного взаимообмена денег на власть, превращая тем самым политическую борьбу в продолжение рыночных отношений, но только не в сфере экономики, а в сфере политики.
Рассматривая социально-психологические факторы коррупционного поведения, следует отметить, что морально-психологическая атмосфера в политической сфере жизни общества серьезно влияет на качественные и количественные характеристики (состояние, уровень и структуру) политической коррупции. Тем более что причины и условия (факторы, детерминанты) существования, воспроизводства и распространения политической преступности и коррупции, в том числе и политической коррупции, всегда имеют социально-политическую природу. Поскольку они происходят в политической сфере жизни общества, тогда как причины конкретного политического коррупционного преступления или правонарушения социально-психологическую природу.

По мнению проф. Н.Ф.

Кузнецовой, любое преступное поведение (в том числе и коррупционное примечание наше П.К.) обусловлено в первую очередь традициями, привычками, потребностями, интересами и мотивацией преступного поведения личности и происходят под непосредственным влиянием социальной психологии общества, общностей и индивидуумов.
К числу социально-психологических факторов, детерминирующих политическую коррупцию в современном российском обществе, на наш взгляд, следует отнести в первую очередь сложившуюся и существующую социально-психологическую среду в органах государственной власти и местного самоуправления, в которых почти каждый служащий продажен, где лица, уклоняющиеся от дачи либо получении взяток, считаются белыми воронами и к ним относятся как к чужакам или чудакам, в некоторых случаях различными доступными способами и средствами преследуя их за такое позитивное поведение, широко используя при этом регулярные попытки исполнительной власти сократить государственный аппарат. Цель такого преследования очевидна Ї создание однородной криминогенной (а точнее - коррупциогенной) социальной среды и обеспечения круговой поруки как средства защиты от внешнего социального контроля. В этой социальной среде господствует мнение, что все продается и все покупается (разница лишь в цене). Здесь не стыдно быть привлеченным к уголовной ответственности или осужденным за экономические или коррупционные преступления.

В результате создания коррупциогенной социальной среды в органах государственной власти и местного самоуправления формируется бюрократическая психология стяжательства, чуждая интересам большинства членов общества. И, как следствие, происходит интенсивное массовое разложение органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц, в результате этого утрачивается доверие к ним со стороны общества и происходит отчуждение общества от основных институтов государства.
Не менее значимым социально-психологическим фактором политической коррупции в современном российском обществе выступают складывающиеся тенденции внутри политических партий, общественных объединений, движений (блоков, фракций и т.п.), где цель - достижение, сохранение или распределение власти допустима любыми средствами (здесь работает принцип Ї цель оправдывает средства), в том числе с постоянным использованием в политической борьбе за власть так называемых грязных (безнравственных, противоправных или откровенно преступных) коррупционных избирательных технологий. Такое положение приводит к разочарованию большинства членов общества формирующимися внутри его демократическими институтами гражданского общества, и, как следствие, приводит их к самоизоляции.
Другим социально-психологическим фактором существования политической коррупции в современном российском обществе является восприятие обществом, его политическими институтами, институтами гражданского общества и государственными (правоохранительными и контролирующими) органами приобретения голосов избирателей путем предоставления недорогих подарков, обещаний скорого материального обогащения либо светлого будущего со стороны кандидатов на избираемые высшие государственные должности в органы власти и местного самоуправления как нормального социально-политического явления, а не аморальной, противоправной или преступной деятельности этих субъектов политики либо их представителей.
Не менее важным социально-психологическим фактором сохранения, воспроизводства и распространения политической коррупции в России, по мнению первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, являются существующие в современном российском обществе стереотипы двойной морали: население охотно поддерживает публичные обвинения в коррупции, меры государственного воздействия на нее, но для решения собственных проблем соглашается принимать правила игры, предложенные или навязанные коррупционерами.
Действительно, как показывают современные научные исследования в области психологии, двойной моральный стандарт является важной особенностью социально-психологического климата в обществе. С одной стороны, коррупция, особенно в высших эшелонах власти, считается общественно-неприемлемой.

Это всячески поддерживается и обыденной моралью, и средствами массовой коммуникации, и политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику в личных или групповых (корпоративных) целях.
С другой стороны, коррупция, особенно низовая (а точнее бытовая Ї примечание наше П.К.), является приемлемой частью быта нашего общества и объясняется некоторыми отечественными специалистами культурными традициями или сложившимися социальными стереотипами поведения. В бытовой сфере жизнедеятельности такой подход к коррупционному поведению обществом и отдельными лицами оправдывается сложившимися традициями в органах и учреждениях, обслуживающих большинство населения. Выходцы из таких органов и учреждений, проникая в федеральные и региональные властные структуры, приносят с собой в политическую сферу жизни общества коррупционную психологию и культуру коллективов этих органов и учреждений, которую в последующем пытаются прививать (распространять или внедрять) и в органах государственной власти и местного самоуправления, и в подконтрольных (подотчетных) учреждениях, предприятиях, организациях, и в политических общественных организациях, превращая полученную власть в экономический капитал, а государственную или муниципальную должность в источник получения постоянного нелегального (противоправного) дохода. Учитывая, что демократическая организация государственной власти допускает конвертировать экономические возможности во властные (например, через механизм выборов должностных лиц в органы власти различного уровня), то и экономические коррупционеры принимают все возможные меры по приобретению для себя или своих представителей более высоких государственных должностей, воспринимая демократию как продолжение рынка коррупционных услуг в политической сфере жизни общества.

Полагая при этом, что коррупционное инвестирование политической сферы в последующем обернется увеличением экономического капитала за счет предоставления различного рода экономических или социальных льгот или освобождения от обязательных налоговых, таможенных или иных сборов и платежей. Тем самым происходит самодетерминация или самовоспроизводство коррупционного поведения в органах государственной власти, местного самоуправления и обществе.
Безусловно, не все социально-психологические факторы, детерминирующие коррупционное поведение в политической сфере жизни общества, в данной работе нами рассмотрены, поэтому их дальнейший поиск, описание и объяснение является плодотворной почвой для новых политико-криминологических исследований причинного объяснения феномена политической коррупции.
* * *
Перечисленные нами выше факторы, детерминирующие политическую коррупцию как свое закономерное следствие, лишь частично отражают весь спектр проблем, связанных с воспроизводством и распространением этого негативного социально-политического и правового явления на территории современной России, постоянно реформирующей политическую систему общества. Причиной тому служит неизученность этой проблемы отечественными гуманитарными, в том числе и юридическими науками, и в первую очередь такими, как: криминология, политология, социология, психология, а также частными направлениями этих наук (политическая криминология, политическая социология, политическая психология, политическая антропология и другими), которые по объективным причинам пока еще не в состоянии этого сделать, так как находятся в стадии становления.
На основе криминологического анализа изложенных в настоящей главе материалов автор пришел к следующим выводам:
а) в современном российском обществе существует множество различных по своему содержанию и природе факторов, детерминирующих политическую коррупцию как свое закономерное следствие, специального учета которых до настоящего времени не существует, что весьма затрудняет эффективное противодействие этому специфичному негативному всеразрушающему правовому и социально-политическому явлению, как со стороны государства, его органов и должностных лиц, так и со стороны общества;
б) основной целью изучения факторов, детерминирующих политическую коррупцию в современном российском обществе в существующих видах, формах и объемах, является разработка механизма государственного и общественного воздействия для их эффективной нейтрализации (устранения) в рамках последовательной долгосрочной федеральной государственной антикоррупционной программы в целях удержания ее на социально терпимом уровне.
Сделанные в настоящей главе выводы по проблеме детерминации политической коррупции в современном российском обществе с очевидностью вытекают из приведенного анализа материала. Возможно, для кого-то покажется, что они изложены слишком схематично и просто. Но проблема причинного объяснения рассматриваемого нами феномена является сложной и долговременной. В настоящее время набор факторов его существования, воспроизводства, трансформации весьма субъективен.

И это неизбежно, ибо политико-криминологический анализ детерминации политической коррупции в современном российском обществе только начинается, и неизвестно, найдутся ли в достаточном количестве сторонники и энтузиасты для последовательного и всестороннего исследования данной проблемы в будущем.



Содержание раздела