d9e5a92d

Специальное предупреждение политической коррупции

Согласившись в целом с мнением А.А. Эксановой, мы лишь хотим добавить, что необходимо предусмотреть уголовную ответственность и за продажность журналистов, которая достаточно распространена, по мнению самих же журналистов.
На наш взгляд, заслуживают внимания и поддержки разумные предложения С.Н. Бабурина, Ю.В. Голика, В.И. Карасева, направленные на совершенствование уголовной ответственности за коррупцию, проявляющуюся в политической и иных сферах жизнедеятельности.

Ими, в частности, предлагается дополнить нормы УК РФ об ответственности за: коррупционный лоббизм; коррупционный протекционизм; коррупционый фаворитизм; тайные взносы на политические цели; взносы на выборы с последующей расплатой государственными должностями и другие виды коррупции.
По мнению сотрудников Межрегионального научно-исследовательского института Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия, в национальное уголовное законодательство некоторых государств необходимо внести изменения, касающиеся установления уголовной ответственности за коррупционные преступления юридических лиц. Такое предложение авторитетного международного научного учреждения заслуживает внимания и обсуждения. На наш взгляд, в отечественное уголовное законодательство можно было бы внести соответствующие изменения для привлечения к уголовной ответственности за коррупционные деяния, связанные с массовым подкупом избирателей со стороны политических партий, избирательных блоков и движений, в качестве одного из средств противодействия электоральной коррупции.

Кроме того, уголовная ответственность юридических лиц крайне важна в случаях незаконного финансирования избирательной кампании определенных субъектов политики со стороны этих лиц.
В качестве эффективной правовой меры, сдерживающей политическую коррупцию на социально терпимом уровне в современном российском обществе, может выступать приведенная в соответствии со здравым смыслом система иммунитетов от уголовного преследования представителей органов государственной власти, в том числе депутатов различных уровней и претендентов (кандидатов) на эти престижные выборные государственные должности. Поскольку такое положение нередко приводит к тому, что среди этой категории должностных лиц органов государственной власти, в том числе и среди законодателей, работают лица, осужденные российскими судами за тяжкие или особо тяжкие общеуголовные и экономические преступления.

Имеются случаи, когда депутаты законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации осуждаются федеральными судами за тяжкие и особо тяжкие преступления к лишению свободы, но не лишенные в установленном законом порядке депутатского (парламентского) иммунитета, они, вместо отбывания наказания в местах лишения свободы, по-прежнему занимаются законотворческой деятельностью.
Так, по данным российского журналиста Р. Неугодова, депутат Тульской областной Думы Н. Новиков в 1998 году был осужден судом за совершение тяжких общеуголовных и корыстных экономических преступлений по нескольким статьям действующего Уголовного кодекса России к пяти годам лишения свободы. Однако его коллеги по депутатской деятельности проявили корпоративную солидарность Ї не лишили его депутатского иммунитета, и он, до настоящего времени, не только находится на свободе, а не в местах лишения свободы, но и работает в качестве члена областного законодательного собрания.
Надеемся, что в ближайшее время ситуация с парламентской неприкосновенностью лиц, совершивших тяжкие или особо тяжкие политические, экономические и коррупционные преступления, будет существенно изменена. Поскольку по данному вопросу уже вынесено и вступило в законную силу Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, в котором предлагается Федеральному Собранию Российской Федерации изменить ряд положений Федерального закона Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в части ограничения депутатской неприкосновенности, которая, по мнению отечественного специалиста в области права В. Максимова, стала (дорогостоящим примечание наше П.К.) товаром на рынке коррупционных услуг.

Тем самым на территории России создался (и длительное время сохранялся примечание наше П.К.) правовой тупик Ї с одной стороны, безусловная значимость парламентского иммунитета для добросовестных депутатов, а с другой, Ї спекуляция и злоупотребления этим важным демократическим институтом, в корыстных либо иных личных или групповых целях.
В качестве эффективной правовой меры сдерживания политической коррупции в современном российском обществе, как и иных ее видов и форм проявления, по мнению большинства российских ученых, должно выступать принятие и введение в действие универсального комплексного Федерального закона О борьбе с коррупцией. Проект этого закона уже подготовлен с учетом национальных особенностей и исторического опыта противодействия коррупции, в соответствии с требованиями норм международного права, в частности, с Конвенцией Совета Европы Об уголовной ответственности за коррупцию, подписанной Россией 27 января 1999 года, но еще до настоящего времени не ратифицированной палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
По мнению некоторых российских ученых, параллельно с принятием универсального федерального закона о борьбе (предупреждении) коррупции, компетентными на то органами и учреждениями должна быть разработана комплексная межведомственная целевая федеральная программа по реализации данного закона. Принятие данной программы позволит правоохранительным и контролирующим органам последовательно, системно и более эффективно противодействовать данному негативному социально-правовому явлению в органах государственной власти и местного самоуправления. На это же антикоррупционное обстоятельство в своем очередном докладе по итогам работы за 2002 год обращает свое внимание и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации О.О.

Миронов.
Безусловно, будет способствовать противодействию коррупции во всех сферах социальной жизни принятие группы нормативно-правовых актов, направленных на правовое регулирование порядка и механизма проведения, криминологических антикоррупционных экспертиз проектов законов и иных правовых актов, а также экспертизы уже действующих правовых норм.
В качестве организационно-управленческих мер предупреждения политической преступности, в том числе и политической коррупции, необходимо предусмотреть создание государственного научного учреждения по ее изучению, анализу причин и условий (факторов, детерминант), личности политического коррупционера, и разработке мер по предупреждению данного социально-правового и политического явления. Безусловно, данному научному учреждению целесообразно вменить в обязанность обобщение правоприменительной практики по делам о коррупционных преступлениях и правонарушениях.

Возможно и криминологический анализ коррупционного поведения в политической сфере жизни общества. В качестве основной задачи этого учреждения подготовка и последующая корректировка долгосрочной государственной антикоррупционной программы в сфере политики, а также проведение криминологических экспертиз проектов федеральных законов и иных нормативно-правовых актов, в целях исключения из них положений, способных воспроизводить коррупцию, в том числе и коррупцию политическую.
В качестве эффективной антикоррупционной организационно-управленческой меры в современном российском обществе может выступать проведение конкурсов на замещение вакантных высших государственных должностей. Тем более что правовая основа проведения таких форм замещения вакантных должностей имеется. Однако пока в российской управленческой практике проведение таких конкурсов, на наш взгляд, происходит недостаточно часто, хотя объявления о них в средствах массовой информации и глобальной информационной сети Интернет уже имеются на протяжении ряда лет.

Но, как отмечает А.В. Куракин, к сожалению, необходимо отметить, что по конкурсу в нашей стране замещается незначительная часть государственных должностей государственной федеральной службы.

По его мнению, широкое использование именно данной формы замещения государственных должностей государственной службы способствовало бы предупреждению и пресечению протекционизма и иных форм коррупции в системе государственной службы Российской Федерации.
На наш взгляд, следует отметить еще одно обстоятельство, которое способствовало бы снижению коррупции и повышению ответственности чиновников это обнародование результатов, проведенных государственными и муниципальными органами кадровых конкурсов. На наш взгляд, это следовало бы делать кадровым службам органов государственной власти и местного самоуправления в тех же средствах массовой коммуникации, в которых был объявлен соответствующий конкурс.
Эффективными организационно-управленческими мерами предупредительного воздействия на коррупцию в политической сфере жизни современного российского общества является поддержка и совершенствование социального контроля за политическими процессами и явлениями. Здесь эффективной мерой социального контроля выступает активная и принципиальная деятельность общественных наблюдателей (представителей как отечественных, так и международных общественных организаций) во время проведения общероссийских или региональных (местных) избирательных кампаний. Именно они, в большинстве случаев, дают своевременные объективные оценки избирательных и иных политических процессов в современном российском государстве и его регионах, по результатам научного анализа которых можно совершенствовать политическую систему современного российского общества с учетом исторических традиций и международного опыта.

Однако, другое дело, что они не всегда остаются услышанными теми, кому поручается реформирование институтов государственной власти или всей политической системы.
Важное место в системе общесоциальных предупредительных мер политической коррупции занимает обеспечение беспристрастного судебного контроля за действиями и решениями, как самих органов государственной власти и местного самоуправления, так и их должностных лиц. Особенно часто в современном российском обществе происходят обращения в судебные инстанции различного уровня со стороны субъектов политики во время предвыборных кампаний на действия и решения избирательных комиссий, их руководителей и иных должностных лиц.


По мнению первого Президента России Б.Н. Ельцина, бюрократизация государственных органов власти (и органов местного самоуправления примечание наше П.К.) в современных условиях требует изменения в методах государственного регулирования социально-политической сферы, что также может позитивно повлиять на изменение качественных и количественных характеристик (состояния) политической коррупции в современном российском обществе.
Для нейтрализации идеологических факторов, детерминирующих политическую коррупцию в постсоветской России в процессе реализации комплексной программы по ее предупреждению государственным органам власти и местного самоуправления, их должностным лицам (государственным и муниципальным служащим) необходимо отказаться от кампанейщины, крестовых походов и лишней шумихи в средствах массовой информации вокруг этой сложной социально-политической проблемы. Этим государственным (федеральным, региональным и местным) органам власти через своих добросовестных чиновников нужно спокойно, взвешенно, своевременно и качественно реализовывать те положения антикоррупционной программы, которые могут дать в перспективе, а не скорый, запрограммированный, ожидаемый и внешне видимый, положительный результат в сфере предупреждения политической коррупции в современном российском обществе.
Формирование политической культуры в современном российском обществе как наиболее эффективной антикоррупционной меры представляет собой длительный по времени и многоаспектный социальный процесс, тесно связанный с формированием правовой культуры российского общества, скорых результатов от которого ожидать невозможно, да и не нужно. Для этого необходимо развернуть широкую систему правового и политического просвещения населения России, включающего в себя обучение антикоррупционному поведению в политической сфере жизни общества всех субъектов политики. Такое направленное воздействие на общественное сознание создает условия для повышения эффективности противодействия коррупционному поведению.

Вместе с тем следует отметить, что просвещение может дать положительный эффект при достаточном количестве научных и методических разработок, которых в современном российском обществе не много, но они все-таки имеются. Примером подобного рода научно-методической работы, направленной на обучение антикоррупционному поведению в сфере предпринимательства, на наш взгляд, является работа известного российского специалиста в области уголовного права профессора П.Н.

Панченко Да не дрогнет рука... . В этой работе в доступной для читателя форме излагаются практические советы предпринимателям как бесконфликтно и правомерно выйти из тех ситуаций, когда в качестве одного из условий решения возникшей проблемы или для положительного решения вопроса, в котором заинтересовано обращающееся лицо, компетентные на то должностные лица требуют от его передачи взятки. Однако наличие одной или нескольких работ по обучению антикоррупционному поведению населения не обеспечат в полной мере потребностей современного российского общества.

На наш взгляд, понадобится целая серия книг, информационных программ на радио и телевидении отечественных и зарубежных специалистов различных отраслей знаний, посвященная проблемам обучения антикоррупционному поведению в обществе всех субъектов политической сферы деятельности.
§3. Специальное предупреждение политической коррупциив современном российском обществе
К числу необходимых мер, сдерживающих развитие негативных тенденции политической коррупции в обществе, в большинстве современных государств относятся специальные или специально-криминологические меры предупреждения. Эти меры осуществляются специальными субъектами предупреждения, и которые направлены в первую очередь непосредственно на нейтрализацию (устранение, ликвидацию, локализацию, ограничение сферы распространения и т.д.) причин и условий, детерминирующих это социально-правовое и политическое явление.

Антикоррупционные меры преследуют цели снижения вредоносности причиняемых политической коррупцией негативных социальных последствий, восстановление законных прав и интересов субъектов политической деятельности, ставших жертвами политической коррупции.
Хотя специально-криминологические меры предупреждения политической коррупции в современном российском обществе значительно менее эффективны, чем общесоциальные, но и от них отказываться не нужно. Как показывает зарубежный и отечественный исторический опыт противодействия коррупции, именно при максимальной эффективности пресечения политических коррупционных преступлений и правонарушений со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, при обязательном соблюдении других антикоррупционных мер, выработанных специалистами, вероятность их совершения в обществе становится значительно ниже. Эффективная деятельность правоохранительных органов государства в сфере противодействия политической коррупции в современном российском обществе увеличивает степень риска наступления негативных социальных последствий для лица, вступающего в коррупционные отношения для достижения политических либо иных личных целей.

Такая деятельность государства и общества может служить дополнительным социально-психологическим барьером на пути распространения политической коррупции в обществе.
Специальные (специально-криминологические) меры противодействия или предупреждения политической коррупции в современном российском обществе, на наш взгляд, должны включать в себя несколько этапов. Во-первых, необходимо проведение комплексных научных политико-криминологических исследований по данной проблеме, предполагающих долгосрочный прогноз развития политической коррупции в российском обществе.

Во-вторых, необходима подготовка комплексных федеральных и региональных антикоррупционных программ и проектов нормативных актов по ее предупреждению, а также иные меры, формирующие единую антикоррупционную политику государства. В-третьих, необходимо принятие и последующее повсеместное исполнение уже принятых нормативно-правовых актов в сфере борьбы с политической коррупцией. В-четвертых, необходимо совершенствовать деятельность судов и повышение эффективности деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию актов политической коррупции и справедливому наказанию виновных в их совершении.

В-пятых, необходимо эффективное взаимодействие между различными спецслужбами, как внутри государства, так и между различными государствами. Ведь противодействие политической коррупции внутри одного государства не будет эффективным, если на территории соседних государств для коррупционеров имеется реальная возможность укрыться или избежать уголовной ответственности и наказания.

Пользуясь такой возможностью, большинство высокопоставленных российских политических коррупционеров как из числа должностных лиц органов государственной власти, так и выращенных ими олигархов, изобличенных или привлеченных к уголовной ответственности, скрываются от уголовного преследования за границей, обеспечивая собственную безопасность и безопасность своих высокопоставленных соучастников. При этом обязательно с их стороны такое правомерное и обоснованное уголовное преследование выдается за модное сегодня преследование или притеснение за политические взгляды, высказанные публично в средствах массовой коммуникации в отношении находящихся у власти политических оппонентов.
На наш взгляд, такие научно обоснованные и последовательные специально-криминологические меры противодействия политической коррупции в полной мере соответствуют требованиям, направленным на снижение криминализации политической сферы жизни современного российского общества. Здесь следует иметь в виду, что противодействие политической коррупции в обществе и в целом политической преступности (или преступности в политической сфере жизни общества) не может рассчитываться на ее скорое, а тем более полное искоренение или ликвидацию, о чем заявляют некоторые высокопоставленные сотрудники правоохранительных органов.

Отечественный и зарубежный исторический опыт показывает, что такое искоренение немыслимо и невозможно. Поэтому разумные сторонники законности и правопорядка из числа высокопоставленных правоохранителей в борьбе с коррупцией в современном российском обществе должны, не увлекаясь иллюзиями и предвыборными амбициями, довольствоваться лишь снижением влияния в политической сфере жизни общества коррупционных процессов.

Они должны ставить перед собой реальные задачи, направленные на уменьшение объема политической коррупции, ограничение (локализацию) сферы ее обусловливания и распространения; изменение на менее опасный характер коррупционных проявлений; ограничение опасного взаимовлияния политической и иных видов коррупции.
Для повышения эффективности деятельности российских государственных правоохранительных органов по предупреждению, пресечению и расследованию актов политической коррупции, на наш взгляд, целесообразно создание в органах политической полиции специальных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность в политической сфере жизни общества, в том числе и в сфере избирательного процесса и электорального поведения. Во избежание злоупотребления властью со стороны должностных лиц органов политической полиции производство расследования уголовных дел данной категории оставить, как это и предусмотрено действующим российским уголовно-процессуальным законодательством, за следственными подразделениями и следователями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, а не ведомственными следователями ФСБ России.
Важное место в системе специальных мер по предупреждению политической коррупции в современном российском обществе должно занимать обеспечение эффективного финансового контроля за деятельностью субъектов политики, как должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, так и политических общественных организаций. При наличии достаточной правовой базы для такого вида мер социального контроля в отношении высших должностных лиц российского государства и претендентов на эти должности, каких-либо опубликованных официальных статистических сведений о полученных результатах и принимаемых мерах по их реализации в органах государственной власти и местного самоуправления не имеется.

Хотя общеизвестно, что от отсутствия гласности в противодействии политической коррупции снижается эффективность принимаемых мер по нейтрализации ее негативных последствий.
Рассмотренные нами в настоящем разделе работы общесоциальные и специально-криминологические меры по предупреждению политической коррупции в современном российском обществе это лишь их незначительная часть, которая нам стала известна. Разумеется, возможны и другие меры воздействия на нее, которые нами не были замечены, а поэтому не указаны и рассмотрены в настоящей работе.

Поэтому выработка эффективных мер противодействия коррупционного поведения в политической жизни современного российского общества еще длительное время будет оставаться актуальной и притягательной для исследователей различных отраслей гуманитарного знания и практически значимой для потребностей правоохранительной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбранная в качестве объекта нашего политико-криминологического анализа проблема существования политической коррупции в современном российском обществе имеет сложный и многоаспектный характер. Ее сложность заключается, в частности, в следующем.
Во-первых, феномен политической коррупции как специфичное негативное политико-криминологическое явление, свойственное политической жизни современного российского общества до настоящего времени остается как одной из острых и дискуссионных, так и малоисследованных проблем, как в отечественной и зарубежной криминологии, так и в других науках гуманитарного цикла.
Во-вторых, политическая коррупция в значительной мере сокрытый для анализа объект. И в этом особая трудность работы с ним.

Кроме того, сложность исследуемой проблемы характеризуется отсутствием официальных статистических данных, дающих общее представление о состоянии, динамике, тенденциях и закономерностях развития политической коррупции в современном российском обществе и за рубежом.
В-третьих, политическая коррупция обладает высокой степенью латентности, как и большинство противоправных деяний, совершаемых в политической сфере деятельности современного российского общества, обусловленных как высоким социальным статусом политического коррупционера, так и другими субъективными и объективными факторами.
В-четвертых, многогранностью и проникновением политической коррупции в различные политические процессы современного российского общества, традиционно являющиеся объектом изучения различных общественных наук, применяющих различный инструментарий в познании и использующих собственный понятийный аппарат.
Указанные выше обстоятельства привели нас к выводу о том, что в рамках одной криминологической работы невозможно полностью проанализировать все процессы и явления, связанные с существованием, трансформацией и развитием политической коррупции в жизни современного российского общества и дать им относительно полное научное объяснение. Здесь нами дано лишь общее описание исходных положений, которые могут стать базовыми для последующего научного политологического, социологического или криминологического анализа и объяснения рассматриваемого феномена.
Политико-криминологический анализ собранных нами в настоящей работе материалов позволил автору прийти к следующим не бесспорным выводам, положениям и предложениям.



Содержание раздела