d9e5a92d

Политическая коррупция в современном российском обществе

Проведенный автором анализ дефиниций политической коррупции позволяет ему прийти к выводу о том, что в современной научной, учебной и публицистической литературе к политической коррупции, как впрочем, и коррупции вообще, большинство отечественных и зарубежных ученых, как юристов, в том числе и криминологов, так и политологов и иных специалистов относятся как к специфичному отклоняющему (девиантному) поведению чиновников (государственных и муниципальных служащих), порицаемому нормами международного и национального права, нормами служебной (профессиональной) этики в сфере государственного и муниципального управления, свойственному современному состоянию российского общества.
Такой подход позволяет автору попытаться самому дать определение политической коррупции, выделить ее виды, формы и сферы проявления в современном российском обществе, опираясь на исследования и научные работы упомянутых выше авторов, которые, безусловно, являлись ориентиром в поиске нового.
§3. Понятие, сущность, виды, формы и сферы проявленияполитической коррупции в современном российском обществе
Прежде чем перейти к формированию дефиниции политической коррупции, описанию ее видов, форм и сфер проявления, следует оговориться, что автор этих строк придерживается понимания политической коррупции как одного из самостоятельных видов политической преступности, длительное время существующей и закономерно развивающейся (видоизменяющейся, трансформирующейся) в постоянно изменяющемся современном мире. С учетом наших научных интересов мы попытаемся рассмотреть (осмыслить) политическую коррупцию с позиции мотивационного подхода как специфичное негативное политико-правовое и криминологическое явление современного российского общества и один из наиболее распространенных видов политической преступности в современном обществе.

Для достижения этой цели мы обратимся к трем наиболее общим криминологическим признакам, характеризующим более общее негативное социальное явление, чем политическая коррупция Ї политическую преступность.
На наш взгляд, эти признаки заключаются в следующем:
♦уголовной наказуемости противоправных (коррупционных) политических деяний (или противоправной коррупционной политической деятельности);
♦в совершении этих коррупционных деяний (или осуществлении коррупционной преступной деятельности) субъектами политики или по их поручению другими лицами;
♦в преследовании субъектами коррупционных правонарушений достижения в первую очередь политических целей.
Основным криминологическим признаком, характеризующим сущность политической коррупции в современном российском обществе как один из видов политической преступности, на наш взгляд, является ее третий признак первоочередное преследование субъектами коррупционных правонарушений и преступлений (или коррупционной преступной деятельности) политических целей. К политико-криминологическому и правовому анализу этого основного признака политической коррупции мы в первую очередь и обратимся.
Из приведенного нами выше определения политической коррупции, предложенного В.А. Шабалиным, усматривается, что ее основной целью для лиц, использующих политическую коррупцию как средство решения политических проблем, является укрепление своей (личной) власти в государстве и обществе носителями этой власти.
На наш взгляд, это не совсем так. Для подтверждения этого сомнения, следует обратиться к серии уголовных дел, расследованных следователями Генеральной прокуратуры СССР и направленных в суды различных инстанций в первой половине 80-х годов двадцатого столетия о фактах взяточничества, совершенных высшими должностными лицами Советского государства: дело заместителя министра внутренних дел СССР и зятя бывшего главы государства Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева Ю.М. Чурбанова.

К этой же группе дел следует отнести так называемые хлопковое и узбекское дела, Астраханское рыбное дело и другие. Согласно материалам этих дел, частично опубликованным отечественными средствами массовой информации, получение взятки высокопоставленным должностным лицом органов государственной власти (столичными и местными вождями) являлось противоправным коррупционным способом распределения государственной и партийной власти в советском обществе.

При таких обстоятельствах дача взятки определяла возможность назначения конкретного лица на ту или иную государственную или партийную должность, сохранение или утрату этой должности. В этих условиях взятка являлась одним из примитивных незаконных (а точнее, пользуясь современной терминологией, коррупционных) способов распределения и приобретения политической (государственной и партийной) власти, с одной стороны, и ее утратой, с другой.
О существовании порочной практики покупки должностей в органах государственной власти и местного самоуправления, в политических общественных организациях современной демократической России, строящей правовое государство и формирующей гражданское общество, отмечается как отечественными исследователями феномена коррупции, так и отдельными представителями средств массовой информации. При этом отмечается, что стоимость постов в высших эшелонах государственной власти России варьируется от 500 тысяч долларов до нескольких миллионов.

Эта стоимость, по-видимому, связана с объемами и сроками полномочий должностного лица, легальными возможностями распределения материальных, финансовых и иных ресурсов государства и общества.
Разумеется, с учетом изложенного можно и нужно говорить о том, что наравне с укреплением собственной власти целью совершения актов политической коррупции со стороны коррупционеров может служить ее получение, сохранение, распределение или утрата (полная или частичная) в органах государственной власти и местного самоуправления или политической общественной организации. Вместе с тем, с учетом большого количества политических партий, блоков и движений, закономерно появившихся в условиях демократизации общества и реформирования российской политической системы, такие коррупционные деяния (преступления и проступки) могут совершаться не в личных интересах, а в интересах других субъектов политики - политических партий, блоков, фракций, объединений или движений. В числе прочих коррупционные деяния могут совершаться и путем незаконного финансирования, материального, информационного либо иного обеспечения их избирательных кампаний и иных политических мероприятий (съездов, пленумов, конференций и т.п.).

Следовательно, субъектами политической коррупции могут выступать не только частные лица, но и некоторые субъекты политики, такие, как: представители государственных органов власти и претенденты на эту власть в лице частных (физических) лиц и/или представителей юридических лиц, в первую очередь, политических общественных объединений.
Важно отметить и то обстоятельство, что в случае признания в российском уголовном праве и законодательстве в качестве самостоятельных субъектов преступления юридических лиц, то перспективными для отечественных специалистов в области криминологии, политологии и социологии становятся исследования корпоративной политической преступности, в том числе и корпоративной организованной политической коррупции в современном российском обществе. Хотя такие политико-криминологические исследования необходимы уже в настоящее время для последующего рассмотрения вопроса о криминализации отдельных форм проявления политической коррупции.
Для рассмотрения другого признака политической коррупции - ее уголовной наказуемости - следует отметить, что и здесь среди отечественных и зарубежных специалистов нет единого мнения о том, какие деяния, запрещенные действующим российским уголовным законодательством, следует признавать коррупционными. Не вдаваясь в дискуссию по этому поводу, мы лишь укажем на то обстоятельство, что одни российские ученые, в зависимости от преследуемых ими научных интересов, рассматривают коррупцию в широком смысле, то есть как социально-правовое явление, включающее в себя всю совокупность преступлений, совершенных должностными лицами с использованием ими своего служебного положения.

Другие в узком смысле, включая в ее уголовно-правовое содержание лишь часть совокупности должностных (служебных) преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьями 285, 289, 290, 291, 292 УК РФ.
Мы же, для достижения целей нашей работы, будем рассматривать проблему политической коррупции лишь как часть более общей проблемы (коррупции и коррупционной преступности), затрагивающую только политическую (властную) сферу жизни современного российского общества, в которой совершаются деяния, порицаемые с позиции действующего российского уголовного законодательства. При этом мы попытаемся выделить наиболее распространенные в современной политической жизни российского общества формы и виды проявления политической коррупции и для проникновения в сущность указанного явления рассмотреть их отдельно, в некоторых случаях включая и не криминализированные деяния субъектов политики, но требующие, на наш взгляд, криминализации в будущем.

Поскольку, по нашему мнению, политическая коррупция не может быть сведена лишь к определенному кругу противоправных деяний, проявляющихся на определенной территории в определенный промежуток времени. Это обусловлено том, что она представляет собой совокупность разных по характеру и степени общественной опасности (вредоносности), но единых по своей сущности коррупционных правонарушений, направленных на достижение в первую очередь политических целей, корыстная мотивация, здесь, хотя и может присутствовать, но она вторична.
Здесь необходимо отметить, что среди отечественных и зарубежных криминологов, политологов, социологов и специалистов других отраслей знаний нет единого универсального подхода к выделению наиболее распространенных форм проявления политической коррупции в политической жизни современного общества. Некоторые ученые, используя традиционные уголовно-правовые или, точнее, уголовно-статистические подходы (мышление) к оценке отрицательных социально-правовых явлений, описывают это негативное социально-политическое и правовое явление как совокупность деяний, совершаемых должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, для достижения как политических, так и корыстных целей.



При этом они указывают некоторые наиболее распространенные (основные) формы проявления политической коррупции в политической сфере жизни общества за рубежом.
Согласно проведенным криминологическим и политологическим исследованиям отечественных и зарубежных специалистов политическая коррупция, как правило, проявляется:
?в подкупе государственных и профсоюзных чиновников, а также официальных иностранных лиц;
?в мошеннических операциях с акциями и другими ценными бумагами;
?в нечестной рекламе;
?в незаконных соглашениях о фиксированных ценах;
?в корыстных нарушениях почтовых правил;
?в уклонении корпораций от уплаты налогов;
?в нарушении правил об охране окружающей среды;
?в использовании государственных кредитов в своих личных или корпоративных интересах и т.п.
Судя по предложенной выше классификации форм проявления коррупции в политической жизни современного общества, можно заметить то обстоятельство, что зарубежные и российские специалисты рассматривают и описывают ее так же, как отдельные отечественные криминологи анализируют в своих исследованиях сущность некоторых форм проявления экономической преступности (беловоротничковой преступности) и в целом криминализации экономики в условиях шокового реформирования российской экономической системы, начавшегося в конце 80-х и продолжавшегося до конца прошлого (ХХ) века.
Другие отечественные специалисты в области изучения проблем противодействия (предупреждения) организованной преступности, политической преступности и коррупции в современном российском обществе считают, что политическая коррупция заключается в деятельности субъектов политики вопреки своим обязанностям и правам других лиц и, как правило, проявляется:
¦в лоббировании при принятии нормативных актов в интересах заинтересованных (финансовых, промышленных и т.д.) групп или транснациональных корпораций;
¦в бюрократическом рэкете, выраженном в вымогательстве материальных средств у коммерческих структур для их переброски в иные предпринимательские организации, политические партии, общественные фонды и к другим адресатам (не связанным с прямой личной выгодой);
¦в участии должностных лиц и государственных служащих в коммерческой деятельности (в целях финансирования необходимого уровня жизни для данной категории лиц и членов их семей примечание наше П.К.);
¦в предоставлении государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных претендентов (на выборные государственные должности в органах власти и местного самоуправления примечание наше П.К.) и др.
В Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной государствами участниками Организации американских государств 29 марта 1996 года в столице Венесуэлы г. Каракасе, названы следующие виды и формы проявления коррупции, в том числе и политической направленности на этом континенте:
?вымогательство или получение прямо или косвенно правительственным чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или не совершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложение или предоставление таких предметов или выгод указанным лицам;
?любое действие или не совершение действия (бездействие примечание наше П.К.) при исполнении своих обязанностей правительственным чиновником или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица;
?мошенническое использование или сокрытие имущества, полученного в результате совершения указанных действий;
?ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству, компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, если чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ к этому имуществу вследствие (или в процессе) исполнения ими своих обязанностей;
?ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого рода секретной или конфиденциальной информации, которую этот чиновник или лицо, выполняющее государственные обязанности, получили вследствие (или в процессе) выполнения ими своих обязанностей;
?переадресование правительственным чиновником независимому учреждению или частному лицу в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица, любого принадлежащего государству движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения с целью распоряжения, хранения или по другой причине.
Среди зарубежных политологов и некоторых отечественных специалистов существует мнение о том, что политическая коррупция дополнительно включает в себя, кроме указанных нами ранее, и такие формы ее проявления, как:
¦создание для нижестоящих властных структур вышестоящими благоприятных условий для управленческой (или политической) деятельности в обмен на личную преданность и политическую поддержку;
¦покупка голосов (точнее, покупка голосов избирателей примечание наше П.К.), осуществляемая в ходе избирательной кампании;
¦предоставление местным властям (а точнее, органам местного самоуправления и их должностным лицам и служащим примечание наше П.К.) денег и средств для проведения избирательных кампаний (бочка с салом);
¦покупка политика на длительный срок (прививка), со стороны крупных корпораций (хозяйствующих субъектов) для лоббирования их интересов в данном органе государственной власти или местного самоуправления.
По мнению известного французского международного обозревателя Кристина де Бри, в большинстве цивилизованных европейских государств и США наиболее распространенной формой политической коррупции является финансирование демократии, которая проявляется в финансировании транснациональными корпорациями (далее по тексту ТНК) политических партий и политических деятелей для лоббирования своих интересов в органах государственной власти и управления. При этом указывается, что политическая коррупция в форме финансирование демократии имеет следующие разновидности:
♦подкуп представителей законодательной власти путем предоставления им денежных средств на повторное переизбрание в целях лоббирования их интересов и принятия (или не принятия) нормативных актов в угоду ТНК;
♦оплачивание избирательных кампаний политических партий с теми же целями;
♦продвижение по службе и политической лестнице наиболее податливых деятелей и чиновников с помощью своих агентов влияния и лоббистов, помогающих этим деятелям и чиновникам хорошо ориентироваться;
♦выдвигать своих коррумпированных ими чиновников на ключевые государственные посты.
Генеральный секретарь ООН в своем докладе Поощрение и поддержание правопорядка и надлежащего управления: борьба с коррупцией к актам коррупции в социально-политической сфере жизни общества относит:
¦покупку и обеспечение голосов избирателей;
¦незаконные взносы на политические нужды;
¦неправомерное использование государственных средств и ресурсов для нужд политической партии.
Из всей совокупности форм проявления политической коррупции в современном обществе, выделяемых и изучаемых отечественными и зарубежными исследователями, бесспорно, основной или наиболее часто регистрируемой и примитивной формой ее проявления в современном российском обществе являются дача взятки (статья 291 УК РФ) и ее получение (статья 290 УК РФ). Эти формы коррупции, как правило, используются субъектами политики для достижения личных или групповых политических целей.

В первую очередь, связанных с приобретением или противоправным коррупционным способом получения той или иной государственной должности в органах исполнительной, судебной или законодательной власти.
Рассматривая политическую коррупцию как специфичное негативное социально-политическое и правовое явление современного российского общества в форме взяточничества, следует отметить, что дача взятки не менее опасна, чем ее получение, ибо она выступает уголовно наказуемым (криминогенным или коррупционным) способом приобретения, сохранения, укрепления или утраты власти, а получение взятки - незаконным коррупционным способом ее распределения. В данном случае взяточничество становится явлением, детерминирующим другие должностные (служебные) преступления и правонарушения (различные формы и виды злоупотребления служебными полномочиями, служебные подлоги, фальсификацию результатов выборов, референдумов или конкурсов на замещение вакантных государственных или муниципальных должностей, результатов избрания руководящих должностей в общественных политических организациях (объединениях, фракциях, союзах) и др.).
Второй по значимости уголовно-правовой формой проявления политической коррупции в современном российском обществе, преследующей, в первую очередь, политические цели, является подкуп и продажность субъектов политики при осуществлении ими своего активного или пассивного избирательного права. По мнению большинства российских ученых, ответственность за такую форму проявления политической коррупции предусмотрена пунктом а части второй статьи 141 действующего Уголовного кодекса Российской Федерации, а также частью второй статьи 142 этого же кодекса, то есть фальсификация избирательных документов, документов референдума, соединенные с подкупом.
Формы проявления данного вида политической коррупции как негативного социально-политического и правового явления современной политической жизни российского общества также разнообразны. Здесь наиболее часто встречающимся в политической жизни современного российского общества и наименее латентным видом политической коррупции является покупка голосов избирателей (или подкуп избирателей). Подкуп происходит как со стороны кандидатов на избираемые должности, так и членами групп в их поддержку или иными лицами по их поручению, последнее встречается в политической жизни значительно чаще как способ приобретения властных полномочий, как правило, в региональных выборах представителей местных законодательных (представительных) органов власти и органов местного самоуправления. О распространенности этой формы проявления политической коррупции в современном российском обществе свидетельствуют многочисленные публикации представителей отечественных средств массовой информации.

Некоторые, наиболее типичные из них для современной российской действительности, мы рассмотрим ниже.
Так, российский журналист М. Королев, характеризуя декабрьские (1995 года) выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва, указывает на факты скупки подписей избирателей за своего кандидата в депутаты со стороны членов групп поддержки этих кандидатов в депутаты путем вручения избирателям недорогих подарков и водки. На это же обстоятельство при анализе проведения избирательных кампаний второй половины 90-х годов ХХ и начала ХХI века указывали и другие авторы (исследователи и публицисты).
Следует отметить, что подкуп избирателей как одна из наиболее распространенных форм политической коррупции Ї социально-политическая болезнь не только и не столько современного российского общества, приносящая отдельным политическим технологам достаточно высокие доходы не только в отечественной, но и в иностранной валюте. Судя по некоторым научным и журналистским публикациям в отечественных средствах массовой информации, ею (политической коррупцией в форме подкупа избирателей) поражены общественные политические системы и некоторых развивающихся зарубежных стран.
Так, по данным отечественного журналиста В. Алексеева, проходившие в середине февраля 1996 года парламентские выборы в государстве Бангладеш сопровождались массовыми нарушениями избирательного законодательства этой страны со стороны соискателей этих должностей и их представителей, в том числе и в форме противоправного приобретения голосов избирателей за деньги.
По данным нигерийского исследователя Обиора Ф. Окоикво, при проведении выборов президента Нигерии и депутатов органов местного самоуправления в феврале 1999 года претенденты на указанные выборные государственные и муниципальные должности для скорейшей реализации поставленных целей Ї получение соответствующей государственной или муниципальной должности Ї широко применяли подкуп избирателей в качестве средства ее достижения.
По данным известного американского исследователя феномена коррупции Сьюзан Роуз-Аккерман, прямая покупка голосов имеет давнюю историю: еще в ХIХ веке подобная практика существовала и в Великобритании, и в США. В настоящее время эта практика является характерной чертой избирательных кампаний по всему миру.

Ею поражены Италия, Испания, Таиланд, Корея, Япония и другие страны.
Учитывая широкую территориальную распространенность и повышенную общественную опасность подкупа избирателей в постоянно реализуемых субъектами политики грязных избирательных и иных коррупционных технологиях в политической сфере жизни современного российского общества, в отечественной политологической науке появились специальные исследования данного феномена.



Содержание раздела