d9e5a92d

Основной вид общесоциального предупреждения

К основному виду общесоциального предупреждения политической преступности, в том числе и политической коррупции как негативного социально-политического и правового явления, на наш взгляд, следует отнести в первую очередь меры, направленные на совершенствование политической системы современного российского общества, подъем экономики и повышение жизненного уровня граждан. Ибо при несовершенной политической системе общества и низком уровне жизни большинства населения возможны наиболее вредоносные политические конфликты и противоречия, влекущие за собой совершение наиболее тяжких по своим социальным последствиям политических преступлений, в том числе и массового коррупционно-криминогенного поведения в политической (властной) сфере жизни общества.
Поэтому, на наш взгляд, совершенствование политической системы должно сочетаться с последовательной демократизацией современного российского общества, представлением всем слоям населения, политическим общественным организациям и иным субъектам политики равных возможностей для реализации своих потребностей в политической сфере жизни общества, независимо от имущественного, служебного, социального или иного положения. При формировании новой политической системы общества высшим должностным лицам государства и общественным институтам необходимо создавать политическую обстановку нетерпимости к коррупционному поведению в политической сфере жизни общества при гарантиях надлежащего управления.

Такая обстановка создается путем демонстрации политической воли в борьбе с различными видами и формами коррупционного поведения и реализации активной политики воздействия на коррупцию в различных сферах социальной жизни.
В последнее десятилетие ХХ века среди отечественных специалистов в области социального управления появилось мнение о неэффективном управлении обществом и необходимости совершенствования системы управления для повышения управляемости им. Такие рассуждения в целом верны.

Однако следует уточнить, что в целях повышения управляемости обществом ни в коем случае не следует отказываться от сложившихся институтов выборов руководителей государства, регионов и местного самоуправления. Как справедливо указывает Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А. Вешняков, отменой прямых выборов губернаторов мы уберем возможность общественного гражданского контроля за формированием власти.

И тем самым создадим условия для включения дополнительных механизмов, стимулирующих политическую коррупцию.
По мнению украинского криминолога Н.И. Мельника, реформирование политической системы должно проводиться с целью четкого определения места основных политических институтов согласно принципу разделения властей, демократизации политической системы, развития гражданского общества.

Поскольку, по его мнению, это должно обеспечивать демократическое формирование и функционирование на правовой основе всех ветвей власти, помочь избежать многочисленных конфликтных ситуаций, возникающих при дисбалансе властных институций, дублировании их полномочий, выполнении несвойственных функций, вырабатывающих на макроуровне нестабильность в государстве и обществе и создающих предпосылки для различного рода служебных злоупотреблений, обеспечить взаимодействие властных структур с институтами гражданского общества.
По мнению президента-ректора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, профессора В.К. Егорова, способствует противодействию коррупции укрепление государственной службы путем введения системы пожизненного найма государственных служащих, что обеспечило бы стабильность их положения по сравнению с более высокооплачиваемыми чиновниками (служащими) коммерческих структур.
Не менее значимыми в системе общесоциальных мер предупредительного воздействия на политическую коррупцию в современной политической сфере жизни российского общества являются социально-экономические меры, заключающиеся в улучшении социального положения представителей органов государственной власти и управления, муниципальных служащих, связанные в первую очередь с совершенствованием системы оплаты их труда. С учетом современного экономического состояния российского общества необходимо постоянное ее увеличение до такого уровня, чтобы она была не только значительной, но повышала привлекательность государственной службы, чтобы она была как минимум равной оплате за аналогичную работу в коммерческих и иных организациях и стала бы конкурентоспособной на рынке труда.
На это антикоррупционное положение отечественными и зарубежными учеными-правоведами и другими специалистами указывается уже более ста лет, однако эта острая социально-экономическая проблема современного российского общества в силу объективных причин до настоящего времени остается открытой и не нашла своего логического разрешения. По некоторым данным, до сих пор руководители департаментов отраслевых министерств и ведомств Правительства России получают заработную плату (вместе со всеми надбавками) ниже, чем рядовой служащих небольшой коммерческой организации.

Поэтому не случайно сложилось положение, когда на государственную службу в органы государственной власти и местного самоуправления в основном поступают молодые специалисты, окончившие профильные вузы. А люди с большим жизненным и профессиональным опытом не торопятся принимать участие в управленческой деятельности государственных органов, учреждений и предприятий. Они считают, что их профессиональная квалификация выше, чем та оплата, которую предлагают за управленческий труд в государственных органах и учреждениях и предпочитают работу в благополучных коммерческих структурах (в сфере бизнеса).

На скорейшей нейтрализации этого криминогенного и коррупциогенного фактора, мотивирующего коррупционное поведение в политической сфере жизнедеятельности, настаивают и некоторые демократические политические организации современной России.
К этой же группе общесоциальных предупредительных мер по нейтрализации причин, порождающих коррупцию во многих ее формах и сферах жизнедеятельности, следует отнести и разрешение проблемы обеспечения жильем государственных и муниципальных служащих и представителей власти, в соответствии с их правовым статусом (должностным и служебным положением). Кроме того, чиновник должен обладать и другими социальными благами, которые формируют у них и членов их семей чувство социальной защищенности. Тогда чиновник будет больше дорожить занимаемой должностью, а не подыскивать в период прохождения государственной и муниципальной службы более доходного (денежного) места в различных коммерческих структурах.

Для этого, совершая любые как противоправные, так и правомерные (не противоправные) деяния, обеспечивающие ему дальнейшую обеспеченную жизнь или стабильный доход. Тем более что действующее российское законодательство о прохождении государственной и муниципальной службы не препятствует переходу большинству сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления после их отставки с занимаемых должностей в сферу бизнеса. Лишь с принятием Федерального закона О государственной гражданской службе Российской Федерации этот запрет на переход чиновников, проходящих государственную гражданскую службу, в сферу подконтрольного им бизнеса, был введен.

Хотя такие ограничения в порядок прохождения государственной службы в Российской Федерации целесообразно было бы ввести для всех видов государственной службы, поскольку они, судя по правоприменительной (антикоррупционной) практике некоторых зарубежных государств, являются эффективным средством профилактического воздействия на коррупционное поведение государственных и муниципальных чиновников и оправдывают себя.
Вместе с тем, следует иметь в виду, как справедливо отмечает отечественный криминолог В.Н. Щедрин, что хорошее вознаграждение за труд Ї это еще не гарантия того, что должностное лицо не будет торговать служебными интересами.

Стимулирование служебной деятельности обязательно должно сочетаться с ограничениями по службе. К подобным выводам приходят и другие отечественные специалисты, занимающиеся изучением различных аспектов проблемы противодействия (предупреждения) коррупции и совершенствования системы государственной службы в современном российском обществе.
К числу общесоциальных мер по предупреждению политической коррупции, способных воздействовать на данное негативное социально-правовое и политическое явление, следует отнести эффективный финансовый контроль за деятельностью субъектов политики. Финансовый контроль должен осуществляться как в отношении представителей органов государственной власти и местного самоуправления, так и для претендентов на выборные государственные должности в виде постоянного декларирования доходов. Это положение для практики борьбы с коррупцией не зависимо от формы ее проявления не ново и на него, как на эффективную меру предупреждения коррупционной преступности, исследователи указывают достаточно продолжительное время (около 200 лет).

Кроме того, декларирования доходов определенной категории должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, а также претендентов на определенные государственные должности требуют как российское федеральное избирательное законодательство, так и ряд федеральных законов и подзаконных нормативных актов Российской Федерации в сфере прохождения государственной и муниципальной службы. Данное положение сформулировано российскими учеными в проекте закона Российской Федерации О борьбе с коррупцией и проектах Федерального закона О борьбе с коррупцией, а также ряде научных и учебных работ отечественных специалистов, посвященных проблеме предупреждения (противодействия) коррупции и коррупционной преступности в российских (федеральных и региональных) органах государственной власти и местного самоуправления.
По мнению некоторых современных российских специалистов, эффективной общесоциальной предупредительной мерой распространения политической коррупции в современном российском обществе является постоянный государственный и общественный финансовый контроль за хозяйственно-экономической деятельностью политических партий, движений, предвыборных блоков и объединений при участии их (либо их представителей) в предвыборной борьбе и избирательном процессе. Такой контроль достигается путем предоставления сведений о поступлении и расходовании денежных средств на предвыборную пропаганду и агитацию из избирательных фондов претендентов (кандидатов) на избираемую государственную должность.



На эту же общесоциальную меру предупреждения политической (электоральной) преступности и правонарушений, совершаемых в условиях избирательных кампаний, указала и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своем Постановлении от 30 ноября 2001 года 144/1320-3 О содействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, органов исполнительной власти, правоохранительных органов избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации в организации проведения выборов. Об этом же сказано в мае 2003 года в Послании Президента России Федеральному Собранию.
Действительно в условиях не прекращающихся (общефедеральных, региональных и местных) избирательных кампаний в современном российском обществе сдерживающим антикоррупционным фактором выступает постоянная прозрачность финансирования предвыборной кампании субъектов политики, в том числе и политических партий и движений для отечественных и зарубежных средств массовой коммуникации, а через них и для избирателей и иных заинтересованных участников избирательных процессов.
Достаточно часто отечественными и зарубежными специалистами отмечается, что противодействие коррупционному поведению и его предупреждение на ранней стадии зависит от обеспечения эффективного контроля за соблюдением ограничений, связанных с прохождением государственной службы со стороны должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Такой контроль должны осуществлять не кадровые аппараты министерств и ведомств, а независимые от них государственные структуры с привлечением представителей общественности и средств массовой коммуникации.
Следует отметить, что позитивную роль в предупреждении коррупции в политической сфере жизни современного российского общества занимают правовые меры. К числу таковых мы считаем возможным отнести совершенствование правового регулирования области служебных полномочий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (государственных и муниципальных служащих) при осуществлении кадровых перестановок и самой процедуры проведения подобного рода кадровых перемещений чиновников по служебной лестнице. Недаром отечественные специалисты в области социального управления отмечают то обстоятельство, что государственная служба в России находится в глубоком затянувшемся кризисе. Система управления утратила соответствие потребностям общества . Здесь антикоррупциогенной мерой, по мнению профессора В.К.

Егорова, может выступать ограничение круга государственных должностей, которые могут занимать политические назначенцы, в отношении которых не должен соблюдаться принцип карьерной кадровой государственной службы.
Безусловно, для нейтрализации причин и условий (факторов, детерминант) политической коррупции в современном российском обществе необходимо дальнейшее совершенствование действующего российского федерального и регионального избирательного законодательства.
О необходимости совершенствования современного российского федерального и местного (регионального) законодательства о выборах в научной и публицистической литературе упоминается довольно аргументировано и слишком часто, особенно в условиях проведения избирательных кампаний различного уровня. И в этом действительно возникла объективная необходимость.

На наш взгляд, именно не урегулированность вопросов кадрового обеспечения органов государственной власти и местного самоуправления, в совокупности с иными, упомянутыми нами во второй главе настоящей работы, дестабилизирующими политическую сферу жизни общества факторами, привела к тому, что скоротечное поспешное реформирование политической системы российского общества в начале 90-х годов прошлого (ХХ) столетия сопровождалось политическими конфликтами и напряжением обстановки в стране. В итоге это привело к совершению ряда особо тяжких насильственных политических преступлений в августе 1991 и октябре 1993 годов, а также к закономерному распаду СССР.
В политической жизни современного российского общества в качестве эффективной общесоциальной предупредительной меры по сдерживанию политической преступности, в том числе и политической коррупции, может выступать и выступает проведение альтернативных, относительно свободных и равных демократических выборов главы государства (Президента России), депутатов федеральных законодательных (Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) и местных законодательных (представительных) органов, руководителей (Президентов республик, губернаторов областей и др.) высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав (руководителей) местных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Вместе с тем вызывает сомнение в демократичности существующая система формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Не менее важным обстоятельством в правовом предупреждении (противодействии) политической коррупции в современном российском обществе является совершенствование некоторых основных отраслей отечественного законодательства. Здесь в первую очередь, по мнению большинства отечественных и зарубежных специалистов, необходимо совершенствовать избирательное законодательство, законодательство о прохождении государственной и муниципальной службы, действующее уголовное, финансовое и гражданское законодательство, законодательство, регулирующее гражданское и уголовное судопроизводство, деятельность политических партий и движений и т.д.
На наш взгляд, в избирательном федеральном и местном (региональном) законодательстве более детально следует указать меры и механизм финансового контроля за деятельностью претендентов на выборные государственные или муниципальные должности и выдвигающих их политических партий, движений, объединений (блоков), предусмотреть более эффективные меры юридической и политической ответственности за нарушение правил проведения избирательной кампании. На это обстоятельство указывает и председатель Центральной избирательной комиссии России А.А.

Вешняков при оценке результатов региональных выборов глав (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти) субъектов Российской Федерации, проведенных в начале января 2002 года в Якутии, Адыгеи, Кабардино-Балкарии. Здесь следует отметить то обстоятельство, что большинство противоречий и пробелов российского федерального избирательного законодательства последовательно и планомерно отечественными законодателями устраняется.
Для нейтрализации данного криминогенного фактора особенно явно просматривается необходимость совершенствования современного российского гражданского процессуального законодательства, связанного напрямую с рассмотрением избирательных споров в судебных инстанциях. Об этой проблеме длительное время говорят отечественные специалисты в области избирательного права и предлагают внесение конкретных изменений и дополнений в действующее гражданское судопроизводство.
В свое время о необходимости такого назревшего изменения действующего Гражданского процессуального кодекса РСФСР указал в своем постановлении Конституционный Суд Российской Федерации еще 25 декабря 2001 года. В частности, части второй статьи 208 ГПК РСФСР, на основании которой физическими и юридическими лицами исключается возможность обжалования в кассационном порядке судебных решений по не связанным с оспариванием результатов выборов или референдумов делам о нарушении избирательных прав. Об этом же говорят и иностранные специалисты-эксперты, занимающиеся выработкой эффективных правовых и организационно-управленческих мер противодействия коррупции во всех сферах социальной жизни, в частности Дж. Поуп.

С учетом высказанных предложений отечественных и зарубежных специалистов в России в 2002 году принят и вступил в законную силу Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, который в главе 26 (статьи 259-261) в значительной мере разрешил проблемы рассмотрения жалоб и заявлений по избирательным спорам.
Кроме того, в современном российском обществе необходимо не только совершенствование норм об уголовной и иной юридической ответственности физических и юридических лиц, но системы наказаний за политическую коррупцию. На наш взгляд, с этой целью в качестве основного и/или дополнительного вида наказания в действующее российское уголовное законодательство следует внести такое наказание, как лишение определенных политических прав.
Например, лишение пассивного избирательного права, то есть права быть избранным или назначенным на государственную должность на определенный срок или пожизненное лишение такого права. Это обусловлено тем, что, предоставляя конкретному лицу определенные права и охраняя их, государство и общество предполагают в нем наличие тех моральных (нравственных) качеств, требующих занятия данной должности и в случае нарушения их государство и общество имеют достаточно оснований лишить его тех прав, которые оно само предоставляет, поскольку оно (конкретное должностное лицо органов государственной власти и местного самоуправления) теряет доверие с их стороны.

Поэтому в данном случае лишение политических прав как мера наказания в отношении должностных лиц - справедливо.
По мнению авторитетного немецкого ученого-юриста ХIХ века П.Й.А. Фейербаха, Лишение права ... лишает виновного (имеется в виду должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления примечание наше П.К..) доверия со стороны государства (и общества примечание наше П.К.) и, следовательно, лишает его возможности занимать такую должность, которая предполагает особое доверие со стороны государства к исполнителю.
По мнению отечественных специалистов в области уголовного права, в действующем российском уголовном законодательстве существует один из видов подобного наказания это лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в том числе и деятельностью в политической сфере жизни общества. Тем более, что в некоторых зарубежных государствах оно эффективно применяются в качестве уголовно-правовой меры предупреждения политической коррупции и иных электоральных политических преступлений.
Как вид уголовного наказания лишение осужденного политических прав может со временем стать эффективной мерой охраны органов государственной власти и местного самоуправления, а также общества от специального рецидива политических преступлений, в том числе и политической коррупции. Поэтому во всех нормах действующего российского законодательства об уголовной ответственности за проявление политической коррупции необходимо ввести в качестве основного и/или дополнительного вида наказания лишение определенных политических прав, отнеся к таковым:
♦лишение права осужденному выдвигать свою кандидатуру для избрания в органы государственной власти и местного самоуправления, либо на иные избираемые государственные должности (лишение пассивного избирательного права);
♦лишение права осужденному принимать участие в конкурсах на замещение вакантных должностей в исполнительных органах государственной власти и местного самоуправления;
♦лишение права осужденному принимать участие в выборах представителей в законодательные (представительные) органы власти и местного самоуправления, избрании высших должностных лиц государства или его субъекта, в референдуме, то есть лишение его активного избирательного права;
♦лишение права осужденному принимать участие в качестве доверенного лица кандидата на выборные государственные и муниципальные должности;
♦лишение права осужденному принимать участие в качестве общественного наблюдателя за избирательным процессом в органы законодательной (представительной власти), избранием высших должностных лиц государства либо региона или за проведением референдума как внутри государства, так и за рубежом;
♦лишение права осужденному занимать должности члена избирательной комиссии либо комиссии по проведению референдума; и др.
На наш взгляд, более широкое применение данного вида наказания в судебной практике Российской Федерации способствовало бы предупреждению в современном российском обществе специального рецидива политической преступности, в том числе и такой ее разновидности, как политическая коррупция. Для этого, как мы уже ранее неоднократно указывали в своих работах, необходимо в действующем российском уголовном законодательстве за совершение актов политической коррупции при отягчающих вину обстоятельствах предусмотреть бессрочное (или пожизненное) лишение прав заниматься политической деятельностью, как это предусмотрено уголовным законодательством таких мало коррумпированных промышленно развитых стран, как Англия и Япония.

Их положительный опыт правоприменительного противодействия коррупции, с учетом действующих норм международного права в области противодействия коррупции, предлагается некоторыми современными российскими криминологами, в качестве эффективного средства предупреждения специального рецидива преступлений, в том числе и совершаемых субъектами политической деятельности.
По мнению отечественного исследователя А.А. Эксановой, действующее российское уголовное законодательство необходимо изменить и дополнить целой группой взаимосвязанных и взаимообусловленных антикоррупционных норм: Продажность высших должностных лиц страны, Подкуп высших должностных лиц страны, Продажность избирателей и участников референдума, Подкуп журналиста, освещающего политические явления и процессы в обществе (избирательные кампании и другие мероприятия), которые могут позволить российским правоохранительным органам более эффективно противодействовать распространению политической коррупции в современном российском обществе уголовно-правовыми средствами.



Содержание раздела