d9e5a92d

Некоторые перспективные направления исследования

Большинство отечественных и зарубежных специалистов в области предупреждения или противодействия преступности придерживаются мнения, согласно которому социальные последствия преступности, в том числе и коррупционного поведения это реальный вред, причиняемый преступностью, а, следовательно, и коррупционной деятельностью, общественным интересам, выражающийся в совокупности причинно связанных с совершенными преступлениями прямыми и косвенными, непосредственными и опосредованными негативными изменениями, которым подвергаются социальные ценности, а также совокупность экономических и иных издержек общества, связанных с борьбой с преступностью и социальной профилактикой.
Политическая коррупция как самостоятельное отрицательное политико-правовое явление имеет несколько групп негативных социальных последствий, через которые проявляется ее сущность и, которые характеризуют ее повышенную общественную опасность для формирования гражданских институтов современного российского общества. Все негативные социальные последствия можно условно разделить на следующие самостоятельные группы: социально-экономические, социально-политические, нравственно-психологические, правовые, международные и другие.

Из всех возможных негативных социальных последствий существования политической коррупции, на наш взгляд, особенно пагубны и вредоносны для современного российского общества социально-экономические и социально-политические последствия.
Прямые социально-экономические последствия политической коррупции выражаются в причинении значительного имущественного (материального) ущерба государству и обществу от коррупционного поведения в политической сфере жизни общества. Воздействие коррупционных отношений весьма вредно для формирования демократических институтов современного российского общества.

Здесь много различных проблем и экономических издержек, связанных с формированием демократическим путем органов государственной власти и местного самоуправления. Например, встречаются на практике прямые экономические издержки, связанные с государственным финансированием проведения повторных выборов в органы государственной власти и местного самоуправления или референдума, после установления служебных коррупционных подлогов в документах, устанавливающих их результаты (итоги).

Кроме того, прямые экономические потери происходят и в случаях, связанных с противоправным (коррупционным) перечислением государственных (федеральных или региональных) бюджетных средств на счета политических партий и движений, поскольку эти финансовые средства поступают в государственный бюджет от налогоплательщиков, являющихся, как правило, одновременно и избирателями. К тому же такое положение дел в политической сфере жизни общества приносит косвенные потери и искажает структуру государственных расходов.
Под воздействием парламентской коррупции законодательными (федеральными и региональными) органами власти возможно принятие правовых норм, которые устанавливают новые правила, основанные не на объективно интересах общества в целом, а на личных интересах отдельных физических или корпоративных интересах юридических лиц. В результате распространения парламентской коррупции происходит разрушение правосознания граждан, формируется пренебрежительное отношение к действующему законодательству, провоцируется социальная и политическая напряженность, что производит самодетерминацию или самовоспроизводство коррупции во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в политической сфере жизни общества.
По экспертным оценкам специалистов фонда ИНДЕМ, ежегодно около 55 миллионов россиян передают чиновникам различных органов власти не зависимо от их уровня в качестве взяток более 36 миллиардов долларов США, из них только около 3 миллиарда долларов население России вкладывает в рынок бытовой коррупции, а остальные 33 миллиарда долларов выплачивают чиновникам российские бизнесмены. По другим данным, общее количество получаемых чиновниками незаконных подношений и выплат в течение года составляет не менее 520 миллиардов рублей в год. Третьи специалисты предполагают, что объем взяток, получаемых российскими чиновниками, находится в пределах 16 миллиардов долларов США. Четвертые отмечают, что только малые предприятия современного российского бизнеса ежегодно тратят на взятки чиновникам не менее 6 млрд. долларов США.

Эти данные о последствиях коррупционного поведения чиновничества находят свое подтверждение в работах других отечественных специалистов, проводящих социологические исследования феномена коррупции на региональном уровне. В докладе о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году указывается, что минимальные затраты населения России на взятки составляют 3 млрд. долларов США в год, хотя на самом деле эти суммы в 3-5 раз выше. Однако сказать, хотя бы приблизительно, какая сумма взяток и иных незаконных (противоправных) подношений и коррупционных пожертвований инвестируется в политическую сферу жизни современного российского общества Ї невозможно.

Нужны новые научные политико-криминологические исследования политической коррупции в современном российском обществе с применением, в первую очередь, социологических методов познания этого негативного социально-политического и правового явления в целях установления его приблизительной цены и инвестиционных возможностей этого сектора коррупционных услуг. При этом необходимо учитывать, что масштабы ущерба, наносимого российскому обществу политической коррупцией, поддается приблизительному денежному исчислению, хотя и представляем, что относительно точных результатов о ее объемах в ближайшей перспективе установить не представится возможным.

Тем более что у некоторых авторитетных специалистов, изучающих феномен коррупции, вызывает сомнение достоверность полученных данных в связи с несовершенством предлагаемой социологической методики подсчета причиняемого материального вреда от коррупционного поведения должностных лиц и граждан в современном российском обществе.
Социально-политические последствия политической коррупции не ограничиваются лишь прямыми потерями в различных сферах общественной жизни. Они довольно часто проявляются в форме создания и разрастания по всем параметрам политической напряженности или конфликтности в современном российском обществе.

Безусловно, социально-политические последствия политической коррупции взаимообусловлены и взаимосвязаны с ее социально-экономическими последствиями.
Даже единичные факты политической коррупции, становясь достоянием гласности, ставят под сомнение доверие со стороны избирателей органам государственной власти и местного самоуправления, которые они выбирали. Недоверие органам государственной власти в некоторых случаях приводит к проведению массовых политических акций протеста (в виде забастовок, пикетов, блокады транспортных магистралей, железных дорог и т.п.), приносящих значительный экономический ущерб и прямые материальные потери.

Оно подрывает веру населения государства или региона в социальную справедливость, создает политическую нестабильность в обществе, чреватую еще большими политическими конфликтами, а в совокупности с другими негативными факторами в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления может привести к еще большей политической напряженности. Такая напряженность в кратчайшие сроки может перерасти в стихийные вооруженные мятежи и организацию вооруженных попыток захватить власть в наиболее социально неблагополучных регионах.
Общеизвестно, что наличием в органах государственной власти и местного самоуправления политической коррупции подрывается доверие населения к действующей власти, ее органам и представителям. Поэтому любые их благие начинания в сферах экономики, управления и политики принимаются с большим недоверием и тем самым ставятся под угрозу срыва и, как следствие, снижают политическую и деловую активность, а также предпринимательскую инициативу населения, значительно уменьшают потоки иностранных инвестиций в российскую экономику.

Косвенные потери политической коррупции здесь ощутимы, хотя и трудно устанавливаемы.
Только по самым скромным подсчетам, проведенным отечественными специалистами и озвученным Генеральным прокурором России В.В. Устиновым на координационным совете правоохранительных органов в марте 2003 года, косвенный ущерб от коррупционной деятельности российских чиновников в 2002 году обернулся недополучением 20 миллиардов долларов США иностранных инвестиций в российскую экономику.
Акты политической коррупции, постоянно распространяясь, приспосабливаясь и трансформируясь (видоизменяясь) в общественной жизни, значительно увеличивают экономические риски, повышают уровень криминализации современного российского общества. Кроме того, нарушаются механизмы политической конкуренции, увеличиваются материальные расходы на процесс формирования органов государственной власти и местного самоуправления. Тем самым создаются социальные предпосылки формирования органов государственной власти и местного самоуправления из числа представителей олигархических группировок, преследующих в основном личные или корпоративные корыстные интересы.

А сама политическая коррупция, развиваясь и пуская глубокие корни, в политической системе общества, постепенно изменяет (ослабляет и деградирует) социальные функции не только основных политических институтов, но и всей политической системы в ущерб общественным интересам. Как следствие политической коррупции происходит разрушение политико-правовой культуры в обществе, субъекты политики в погоне за сиюминутными краткосрочными политическими результатами и личным успехом забывают о решении стратегических задач.
По данным авторитетного украинского криминолога, занимающегося исследованием коррупционного поведения в обществе - Н.И. Мельника, в подобной социально-политической ситуации власть воспринимается гражданами не как выразитель их интересов, а как источник опасности их правам и свободам.
Согласно данным социологического исследования, проведенного профессором В.К. Егоровым, невзирая на высокий рейтинг Президента России, почти 70% населения нашего государства испытывают отчуждение от власти и недоверие к государственным чиновникам.


По данным социологического исследования, проведенного специалистами фонда ИНДЕМ, у 32,5 % российских граждан вырабатывается ощущение ненависти к государственной системе, которая ставит людей в такое положение (имеется в виду положение дел в обществе, когда для решения большинства социальных вопросов населению приходится передавать взятки чиновникам примечание наше П.К.). Это ли не очередной повод для представителей органов государственной власти и местного самоуправления задуматься над проблемами эффективного противодействия коррупции, в том числе и в политической сфере жизни общества?
Разумеется, вызывают особый интерес современные исследования отечественных специалистов в области политологии, социологии и права, в которых анализируется состояние доверия российского населения к избираемым органам государственной власти и местного самоуправления. В этом контексте интересны исследования и по доверию избираемым населением высшим должностным лицам различного уровня.

Вот только результаты некоторых из них.
Так, по результатам социологического опроса 357 жителей города Омска, проведенного отечественным криминологом И.М. Клейменовым в апреле 2001 года, на вопрос: Чьи проблемы решают люди, пришедшие во власть? лишь 3,5% респондентов высказали мнение, что они решают проблемы своих избирателей, 32% посчитали, что в данном случае решаются проблемы тех, кто привел их к власти.

34% опрошенных высказали уверенность, что люди, пришедшие во власть, будут решать проблемы тех, кто платит им деньги, а 31% что чиновники будут решать личные проблемы, а также проблемы близких родственников. В связи с полученными результатами автор справедливо делает неутешительный вывод о том, что подавляющее большинство респондентов уверены в том, что люди, пришедшие во власть, не будут решать проблем простых граждан, своих избирателей. власть рассматривается населением скорее как институт кормления.
По данным социологического опроса 495 избирателей г. Екатеринбурга, проведенного исследователями Уральского государственного университета в ноябре декабре 1999 года, выяснилось, что 16,2% из них не собираются участвовать в голосовании по выборам главы этого города. Причиной тому служат, по мнению избирателей:
1) выборы главы города не изменят жизнь к лучшему (47,6%);
2) утратили доверие к власти (34,1%);
3) не верят в достоверность результата подсчета голосов (31,7%);
4) среди кандидатов нет достойных претендентов (20,7%);
5) большое количество негативной информации на кандидатов (претендентов) в средствах массовой информации (7,3%).
По данным отечественного социолога В.Д. Нечаева, при опросе 2 300 избирателей, проведенном сотрудниками Института молодежи, не желавших принимать участие в выборах Президента России в восьми субъектах Российской Федерации, в феврале и марте 2000 года Ї причинами тому явились:
а) недоверие нынешним политикам 38 и 39%;
б) нет политика, отстаивающего мои интересы, 22 и 23%;
в) нет достойных альтернатив Путину 21 и 24%;
г) не интересуюсь политикой 32 и 33%;
д) выборы будут нечестными 14 и 15%;
е) иное 4 и 4%.
По данным социологического опроса 110 сотрудников областных суда и прокуратуры Владимирской, Ивановской и Костромской областей, а также прокуратуры и суда Северо-Кавказского военного округа, проведенного отечественным криминологом А.Ф. Кулаковым, 87% опрошенных высказали мнение, что люди, вошедшие во власть, решают личные проблемы либо проблемы тех людей, которые привели их к власти или платят им.
Приведенные нами выше данные новейших криминологических и социологических исследований свидетельствуют о существующем в современном российском обществе недоверии органам государственной власти и местного самоуправления. На наш взгляд, такое недоверие населения могло возникнуть по нескольким причинам. Во-первых, как результат развивающейся коррумпированности высших должностных лиц государства и региональных руководителей, лидеров общефедеральных и региональных политических общественных объединений или иного аморального или преступного поведения.

Во-вторых, как очевидный результат сомнения в их добросовестности или компетентности не только со стороны населения крупных регионов современной России, но и представителей судейского сообщества и правоохранительных органов этих регионов.
Следовательно, прав глава российской ЦИК А.А. Вешняков, утверждающий, что в результате политической коррупции происходит отчуждение политической власти от общества и гражданских институтов.

Подобное отчуждение, по мнению специалистов, обязательно приводит или в последующем может привести к крайне нежелательным для нас негативным международным последствиям Ї падению престижа российского государства в международных отношениях, к росту угрозы ее политической и экономической изоляции от остального мира.
Результаты социологических, политологических и криминологических исследований, проводимых отечественными и зарубежными специалистами в последние 10-15 лет, позволяют нам сделать вывод о том, что наиболее эффективным инструментом противодействия коррупции во всех сферах социального управления является возрождение доверия населения к органам государственной власти и местного самоуправления. Его невозможно достичь мгновенно или в короткие сроки кампаниями борьбы с коррупцией или операциями чистые руки Ї здесь необходимы крупные политические реформы во всей общественной системе, которые бы укрепили веру населения России в устойчивость развития демократических институтов государства.

Действительно, утраченное в короткие политические сроки доверие населения к органам государственной власти и всей системе социального управления возвращается не так быстро, ведь для этого иногда требуется более длительный период, чем политическая деятельность борцов с коррупцией.
В качестве негативных социальных последствий политической коррупции для современного российского общества следует отнести и подрыв доверия к еще не устоявшимся институтам демократии. Это обусловлено тем, что снижается здоровая политическая конкуренция при занятии высших государственных должностей в современном российском государстве, и имеются большие возможности их занятия политически однородными, богатыми в финансовом отношении группировками (блоками, партиями, движениями и т.п.), а сама власть (государственная и муниципальная) становится предметом купли-продажи.

Поэтому органам государственной власти, независимо от их уровня, компетенции, территориальности, и современному российскому обществу, если они заинтересованы в дальнейших демократических преобразованиях, нужно принимать необходимые и достаточные меры, направленные на своевременное предупреждение фактов политической коррупции и нейтрализацию причиняемых ею негативных социальных последствий. При этом, по мнению отечественного исследователя С.А.

Денисова, не следует ожидать радикальных мер в борьбе с политической коррупцией от членов правительственных органов, поскольку они (в этой борьбе примечание наше П.К.) исходят из своих политических интересов. Действительно, как показывает недавний исторический опыт, российская правящая и оппозиционная политическая элита более заинтересована не в борьбе с коррупцией, а с изобретением новых коррупционных политических технологий с целью противоправного получения или сохранения государственной власти.

Здесь вся надежда населения по искоренению или нейтрализации причин, детерминирующих политическую коррупцию, должна ориентироваться на формирующиеся в современной России институты гражданского общества, которые также заинтересованы в снижении вредоносности негативных социальных последствий политической коррупции.
Безусловно, не все существующие в современном российском обществе негативные социальные последствия политической коррупции и коррупционного поведения в сфере политики указаны в настоящей работе. Поэтому их творческий поиск, фиксация, классификация, криминологический анализ и оценка являются предметом новых исследований в области российской политической криминологии.

О некоторых перспективных направлениях исследования феномена политической коррупции в современном российском обществе будет указано в следующем разделе настоящей работы.
§ 5. Некоторые перспективные направления исследованияполитической коррупции в России
Политическая коррупция как одно из распространенных и трудно излечимых социальных заболеваний политической системы общества очень острая, серьезная, актуальная и практически значимая проблема, которая объективно существует и требует пристального к себе внимания не только исследователей этого феномена, но и всего общества.
Политическая коррупция интенсивно распространяется и, под воздействием различных объективных и субъективных факторов, постоянно трансформируется в общественной жизни. Однако, как справедливо отметил на круглом столе Политическая коррупция в России 25 сентября 2002 года, проводимом Институтом государства и права Российской академии наук, профессор В.В.

Лунеев, Ї в научном плане в нашей стране политическая коррупция остается плохо разработанной, хотя в журналистских расследованиях о ней прямо и косвенно говорится очень много. В большинстве стран мира социологами, политологами и криминологами проводятся исследования различных аспектов феномена политической коррупции, но и они не могут в полной мере удовлетворить умы современных исследователей этого негативного социально-политического и правового явления и, тем более, потребностей правоохранительной деятельности.
Однако каким бы крупным по объему, содержанию или социальной значимости ни было научное исследование оно все равно не разрешит и не прояснит всех проблем, связанных с изучаемым явлением и не ответит на все появившиеся у читателя вопросы. По этому, на наш взгляд, каждый исследователь помимо научного анализа основного объекта (предмета), в той или иной степени, должен обозначить те направления научного поиска, которые в перспективе могут развить исследуемую им проблему его последователями и сторонниками.

Иногда перечень таких направлений научного поиска становится наиболее важной или ценной составляющей, всего проведенного исследования. Не должно составлять исключение и наше криминологическое исследование, в котором автор попытается предложить некоторые перспективные направления научного поиска, связанные с изучением сложного феномена реальной действительности - политической коррупции, проявляющейся, развивающейся и распространяющейся как закономерное следствие неумелого реформирования политической системы в современном российском обществе.
На наш взгляд, на сегодняшний день для представителей российской гуманитарной науки, в первую очередь для криминологов, социологов и политологов, становится актуальной разработка виктимологических проблем политической коррупции в современном российском обществе. Здесь, как нам представляется, им необходимо выработать такие политико-криминологические дефиниции, как: жертва политической коррупции, виктимогенные факторы политической коррупции и виктимность определенных категорий населения, а также виктимогенность как одно из свойств деятельности политических общественных организаций. В связи с этим становится практически значимым поиск и установление видов жертв политической коррупции, а также рассмотрение вопроса о возможности считать таковыми, наравне с физическими и юридическими лицами, современное российское государство и общество, поскольку отдельными российскими специалистами такие вопросы в отечественной криминологии уже поднимаются. Следовательно, через некоторое время перед специалистами закономерно встанет вопрос о критериях криминологически обоснованного и разумного разделения жертв политической коррупции на виды, а заодно и по каким объективным признакам их отличать друг от друга, от жертв политической системы или жертв иных ненасильственных видов политической или коррупционной преступности.

Как следствие развития науки, возможно, будут востребованы политико-психологические исследования, связанные с анализом психологии жертвы политической коррупции.
На наш взгляд, в современной российской политической криминологии требует самостоятельного научного криминологического анализа проблема выработки государством, его органами, должностными лицами (государственными и муниципальными служащими) и обществом эффективных социально-экономических, социально-психологических, правовых и иных мер по ресоциализации и реабилитации жертв политической коррупции. Крайне важно изучение механизма компенсации причиненного им материального, физического, политического и морального вреда, восстановления их законных прав, интересов, политической и деловой репутации.
Здесь, прежде всего, необходим поиск, анализ и реализация гражданско-правовых средств и методов защиты прав и законных интересов жертв политической коррупции путем подачи исков с их стороны против должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (государственных и муниципальных служащих) и претендентов на эти должности, уличенных в актах политической коррупции, направленных на компенсацию причиненного им материального, политического или морального вреда. Хотя, возможно, по мнению некоторых отечественных исследователей, в большей степени, будут необходимы гражданские иски по защите жертв коррупционного поведения не со стороны отдельных физических или юридических лиц, а со стороны государства и его органов, к своим чиновникам, дискредитирующим их.

Здесь следует отметить, что и политические партии, чьи руководители были изобличены в политической либо партийной коррупции и были привлечены к юридической ответственности, могут требовать, в том числе и в рамках гражданского судопроизводства, возмещения морального ущерба, нанесенного этими лицами политической репутации данной партии, и признаваться непосредственными жертвами политической коррупции.
В связи с изложенными выше суждениями, нам представляется, что указанные виктимологические проблемы противодействия политической коррупции в современном российском обществе было бы легче решить в рамках такого научного направления российской политической криминологии, как криминальная политическая виктимология. Однако данное научное направление в настоящее время находится еще в стадии криминологического осмысления и его формирование не легкая задача, стоящая перед отечественными виктимологами.
Безусловно, заслуживает пристального научного внимания исследователей политико-криминологическая проблема существования коррупционных политических избирательных технологий. Научные исследования коррупционных избирательных технологий необходимо проводить с учетом реального положения дел в избирательном процессе России. При исследовании феномена электоральной коррупции необходимо учитывать исторические условия развития демократизации политических процессов в современном российском обществе.

При анализе и описании использования субъектами политики так называемых грязных (безнравственных, противоправных или откровенно преступных), сопряженных с приобретением и продажей голосов (а точнее политическим подкупом и политической продажностью) избирателей, претендентов на избираемые государственные и муниципальные должности и других участников избирательных процессов необходимо исследовать региональные и иные особенности их проявления. Обращаясь к анализу вырабатываемых независимыми политическими технологами новых коррупционных избирательных технологий, в том числе связанных с благотворительностью, специалистам необходимо вскрывать и объяснять объективные и субъективные причины их востребованности в современном российском обществе, а также предлагать меры по противодействию этому явлению.
Можно говорить о том, что в ближайшее время российским ученым-юристам, политологам, социологам, как, впрочем, и специалистам других отраслей гуманитарного знания, следует начать активную научную разработку природы, содержания, детерминации и последовательного эффективного предупреждения организованной политической (электоральной) коррупции. При этом электоральная коррупция должна рассматриваться как самостоятельный вид криминального предпринимательства в политической сфере жизни современного российского общества, приносящего значительные доходы участникам коррупционных отношений и являющегося одним из наиболее прибыльных секторов теневой экономики, формирующих теневую политику.
При разработке проблемы существования и распространения электоральной коррупции в современном российском обществе необходимо использовать уже накопленный опыт исследования данного феномена зарубежными и отечественными специалистами в области политической социологии и политологии, а также отдельными криминологами.
В рамках данного раздела работы представляется полезным привлечь внимание читателя и к другим политико-криминологическим проблемам существования, воспроизводства, изменения качественных и количественных характеристик политической коррупции в современном российском обществе, которые ждут своих исследователей.
Прежде всего, необходим поиск, детальный научный политико-криминологический и правовой анализ всех форм проявления политической коррупции в современном российском обществе и за рубежом. На базе полученных знаний полезно было бы рассмотреть исторический аспект появления и активизации политической коррупции в современном российском обществе и за рубежом, ее криминогенное влияние на функционирование управления государством и обществом.
Разумеется, особое внимание исследователей стоит обратить на политическую коррупцию как средство политической борьбы (или взаимодействия) между различными политическими общественными объединениями (партиями, блоками, фракциями и т.д.), приносящее значительный ущерб обществу. Здесь особо следует подвергнуть детальному (скрупулезному) политико-криминологическому и правовому анализу феномен партийной коррупции, поскольку данное явление становится наиболее опасной формой проявления политической коррупции в современном многопартийном обществе.

На это обстоятельство указывают многочисленные публикации отечественных средств массовой коммуникации и высказывания отдельных высокопоставленных чиновников современного российского государства. В первую очередь, следует выработать определение этому негативному политико-криминологическому явлению, раскрывающее его антисоциальную сущность.

Во-вторых, выявить, проанализировать, четко описать и объяснить все основные виды партийной коррупции, наиболее распространенные формы и сферы проявления, географию, а также ее качественные и количественные характеристики. В-третьих, выяснить причины и условия (факторы, детерминанты), влияющие на ее существование, воспроизводство, распространение и трансформацию.

В-четвертых, проанализировать эффективность мер, принимаемых государством, его органами, должностными лицами и институтами гражданского общества по профилактике и противодействию партийной коррупции. После чего выявить, описать и аргументировано объяснить основные различия и общие признаки, позволяющие провести тонкую грань между политической и партийной коррупцией, а также выявить общие закономерности существования, развития и трансформации этих сложных однопорядковых негативных социально-политических и правовых явлений.
Безусловно, окажутся полезными для отечественной и мировой криминологической науки сравнительно-правовые и сравнительные криминологические исследования феномена политической коррупции в государствах с различными политико-правовыми (государственными) политическими режимами, находящихся на различных стадиях (этапах) своего исторического развития. Поскольку, вероятнее всего, в них могут быть не только разные причины существования, воспроизводства и интенсивности распространения политической коррупции в обществе, но и различные по своему содержанию формы и сферы проявления рассматриваемого нами негативного социально-политического феномена.
* * *
Изложенные в настоящей главе подходы к понятию, сущности политической коррупции, видам и формам проявления, условиям ее функционирования и видоизменения (трансформации) в современном российском обществе Ї не бесспорны. Они во многом носят острый дискуссионный характер и требуют не только дополнительного объяснения, но и аргументации. Вместе с тем и они (наши подходы и предложенные нами политико-криминологические дефиниции) могут дать общее, пусть и не полное, представление о рассматриваемом нами специфичном негативном социально-политическом явлении Ї политической коррупции.

На наш взгляд, полемичность рассматриваемых в данном фрагменте работы проблем наиболее конструктивный путь выяснения истинной сущности и роли политической коррупции в современном российском обществе.
При анализе, описании и объяснении существования и постоянного изменения (трансформации) во времени сложного, многопланового, социально-политического феномена политической коррупции, проявляющегося в современном российском обществе, мы четко себе представляем, что научно-учебная цель настоящей главы, Ї не предоставление читателям готовых ответов на заранее подготовленные вопросы, не поиск санкционированной истины, а стимулирование творческого научного мышления по одной из наиболее острых, актуальных и практически значимых проблем, современной российской политической криминологии. Понимая, что без формирования такого специального политико-криминологического мышления не мыслимо дальнейшее конструктивное познание не только проблем связанных с противодействием политической коррупции, но и всего процесса криминализации политической сферы жизни современного российского общества.



Содержание раздела