d9e5a92d

Коррупция как специфичное правовое явление

Политическая коррупция как специфичное отрицательное (негативное) социально-политическое и правовое явление современного российского общества существует уже давно во всех ее известных видах и формах проявления. Негативные изменения ее качественных и количественных характеристик является закономерным результатом процесса постоянного (на протяжении последних 10-15 лет) снижения правовых, нравственных и других требований к претендентам на занятие высших государственных должностей в современном российском обществе и в целом к занятию политической деятельностью.
Политическая коррупция сложное и многоликое негативное политико-криминологическое явление политической жизни современного российского общества. В качестве основных форм ее проявления, порицаемых с позиции действующего российского уголовного законодательства, следует выделять: взяточничество; подкуп субъектов политики, совершенный для достижения политических целей, в том числе и такой ее специфический вид, как электоральная коррупция; злоупотребление властью в целях материального или финансового обеспечения политической деятельности должностного лица органов государственной власти и местного самоуправления или иных лиц за счет государственных материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов.
В широком общесоциальном смысле слова политическую коррупцию следует рассматривать как целостную систему социальных связей и отношений, сложившихся по поводу незаконного (противоправного, не легитимного) приобретения, сохранения, упрочения, распределения или утраты (полной или частичной) государственной власти в политической сфере жизни общества.
Политическая коррупция с позиции криминальной (уголовной или юридической) статистики и уголовно-правового направления (мышления) в криминологии, может рассматриваться как специфичный вид политической преступной деятельности формирующейся внутри современного российского общества, характеризующийся неприменением насилия. В рамках такого подхода политическая коррупция представляет собой статистическую совокупность совершенных коррупционных преступлений должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления и претендентами на эти должности либо их представителями с использованием своего служебного, имущественного или иного положения вопреки интересам других лиц, социальных групп и общества в целях занятия, сохранения, распределения или утраты соответствующей государственной должности, в определенном государстве (или регионе) за определенный период времени.
Политическая коррупция отечественными криминологами и политологами справедливо относится к числу наиболее латентных видов политической или коррупционной преступности. Это обусловлено тем, что лица, совершающие акты политической коррупции в современном российском обществе, обладают достаточно высоким социальным статусом, высокими доходами, интеллектом и обширными социальными связями, обеспечивающими их безопасность от социального контроля и деятельности правоохранительных либо контролирующих органов современного российского государства.
Политическая коррупция как негативное социально-политическое и правовое явление наиболее опасно по своим последствиям для позитивного развития современного российского общества, поскольку оно причиняет существенный политический, материальный и моральный вред, а также дискредитирует существующие институты государственной власти и местного самоуправления, подрывая их авторитет, доверие со стороны населения и всякие позитивные начинания.
Анализ проблемы показывает, что понятие политической коррупции как политико-криминологического и правового явления должно быть единым независимо от государственных границ. Однако уголовное законодательство не может и не должно быть одинаковым: различны цивилизации, правовые системы и политические традиции.

Следовательно, несмотря на общность политологического и криминологического понимания сущности политической коррупции, уголовно-правовые границы данного явления еще длительное время не могут быть едиными.
Особое место при рассмотрении основных проблем политической коррупции в современной России занимает проблема ее причинного объяснения. В современном российском обществе существует множество различных по своему содержанию и природе факторов, детерминирующих политическую коррупцию как свое закономерное следствие, специального учета и анализа которых до настоящего времени нет, что весьма затрудняет выработку правовых, политических, организационно-управленческих, экономических и иных мер по эффективному противодействию этому негативному социально-политическому и правовому явлению, как со стороны государства, так и общества.
На наш взгляд, основной практической целью изучения причин и условий (факторов), детерминирующих политическую коррупцию в современном российском обществе, является разработка механизма государственного и общественного воздействия (противодействия) для их эффективного устранения или нейтрализации.
Политическая коррупция как специфичное негативное социально-политическое и правовое (криминологическое) явление современного российского общества требует постоянного систематического анализа (изучения) не только для установления взаимосвязей, закономерностей и причин или условий (факторов), ее детерминирующих, но и для разработки эффективных мер по сдерживанию ее на социально терпимом уровне, своевременном и, по возможности, полном устранении негативных социальных последствий коррупционной деятельности.
На наш взгляд, среди всех предупредительных мер, вырабатываемых государством и обществом и направленных для воздействия на политическую коррупцию в современном российском обществе, наибольшее значение должны иметь общесоциальные меры, оказывающие профилактическое влияние на причины и условия (факторы), детерминирующие коррупционную политическую деятельность, поскольку они по характеру и масштабу профилактического влияния являются основными или главными в системе предупредительного воздействия на политическую коррупцию.
Специальные меры предупреждения (противодействия) политической коррупции в современном российском обществе являются менее эффективными, чем общесоциальные, и поэтому их разработка и реализация должна строиться и осуществляться субъектами предупредительной деятельности с обязательным учетом общесоциальных мер.
На сегодняшний день основной целью предупреждения (противодействия) политической коррупции в современном российском обществе является удержание этого негативного социально-политического и правового явления на социально терпимом уровне путем воздействия на причины и условия его существования и распространения.
Среди общесоциальных мер предупреждения политической коррупции в современном российском обществе особое место принадлежит правовым мерам, направленным, в первую очередь, на совершенствование действующего российского федерального и регионального законодательства по правовому регулированию политической сферы жизни современного российского общества.
С учетом интересов противодействия политической коррупции в современном российском обществе требуют соответствующих уточнений, изменений и дополнений российское конституционное, избирательное, уголовное, гражданское, административное, финансовое, гражданское процессуальное, криминологическое и иное законодательство, которое так или иначе связано с нейтрализацией факторов воспроизводства и существования политической коррупции в современном российском обществе.
При выработке государственной стратегии противодействия политической коррупции в современном российском обществе не следует забывать о социально-экономических мерах ее предупреждения, связанных с финансовым, материальным и иным обеспечением деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц (государственных и муниципальных служащих). Здесь необходимо постоянно помнить и принимать необходимые меры, направленные на повышение престижности (привлекательности) государственной и муниципальной службы в обществе.
В качестве специальных мер предупреждения (противодействия) политической коррупции в современном российском обществе, на наш взгляд, целесообразна передача основных функций противодействия этому явлению из компетенции органов внутренних дел в компетенцию органов Федеральной службы безопасности России. При этом, по-видимому, необходимо создание специальных оперативно-розыскных подразделений в органах политической полиции по борьбе именно с политической коррупцией, однако расследование уголовных дел данной категории необходимо оставить за следователями органов прокуратуры, специализирующимися на расследовании коррупционных преступлений во избежание злоупотреблений властью со стороны сотрудников службы безопасности.
Эффективное предупреждение политической коррупции в современном российском обществе невозможно без проведения комплексных политико-криминологических исследований рассматриваемого нами феномена. В связи с этим, нам представляются перспективными в обозримом будущем следующие криминологические направления научного поиска, связанные с рассмотрением:
?проблем возникновения, существования и развития электоральной коррупции в современном российском обществе;
?особенностей формирования личности политического коррупционера в современном российском обществе;
?корпоративной политической коррупции как одной из разновидностей организованной политической коррупции;
?партийной коррупции как одного из самостоятельных видов политической коррупции и особенностей ее проявления в современном российском обществе;
?использования коррупционных методов политической борьбы в грязных избирательных технологиях как самостоятельного вида криминального предпринимательства (организованной политической коррупции) в политической сфере жизни современного российского общества;
?виктимологических аспектов политической коррупции в современной России и за рубежом;
?материальных, моральных, политических и иных последствий политической коррупции для современного российского государства и общества;
?политико-криминологического анализа исследований политической коррупции в зарубежных странах;


?правовых основ противодействия (предупреждения) политической коррупции в современном российском обществе;
?методов предупредительного воздействия на политическую коррупцию.
Все изложенное в настоящей работе не претендует на исключительную истинность, бесспорность и окончательность. Разумеется, они требует как дополнительной аргументации, так и новых научных исследований.

Поэтому автор надеется на продуктивную и конструктивную критику тех читателей, которые прочтут данную работу до конца для дальнейшей научной разработки основных проблем существования и воспроизводства коррупции в политической сфере жизни современного российского общества. Возможно, некоторые идеи, сформулированные в этой книге, затронут чьи-то научные интересы с этими специалистами мы готовы к более тесному сотрудничеству.
Безусловно, автор понимает, что все его выводы, предложения, категории, дефиниции по проблеме существования, трансформации и распространения политической коррупции в современном российском обществе представляют только логическую цепь его суждений по одной из самых сложных и, к сожалению, не разрешаемых в обозримой перспективе. Поэтому изучение данного политико-криминологического феномена требует обращения к другим научным источникам.



Содержание раздела