d9e5a92d

Формирование гражданского общества

Этот термин использовался исключительно в идеологических целях при характеристике формирования и функционирования зарубежных буржуазных политико-правовых систем. В современных условиях формирования гражданского общества термин политическая коррупция стал активно использоваться российскими исследователями при анализе коррупционного поведения физических и юридических лиц в политической сфере жизни общества.
По данным отечественного политолога С.Н. Пшизовой, институциализация рассматриваемого нами направления политологических исследований за рубежом началась в 60-е годы ХХ века, когда в рамках МАПН был создан Комитет по исследованию политического финансирования и политической коррупции.

С тех пор, как правило, в зарубежных научных источниках проблемы существования, распространения и противодействия политической коррупции в основном рассматриваются политологами, социологами и криминологами в связи с научными исследованиями противоправного политического финансирования. При этом политическая коррупция специалистами рассматривается в узком смысле как незаконное финансирование легальной деятельности политических партий (блоков, объединений, фракций и т.д.) либо отдельных государственных, общественных или политических деятелей.
В современном российском обществе основные проблемы существования, воспроизводства и сдерживания (предупреждения, противодействия) политической коррупции исследуются в основном криминологами и политологами, значительно реже Ї специалистами других отраслей гуманитарного знания. Об этом свидетельствует и то обстоятельство, что наиболее часто термин политическая коррупция используют именно криминологи и политологи, вкладывая в него собственное понимание исследуемого ими негативного социально-политического явления.

Уже можно констатировать, что отечественными и зарубежными специалистами выработано множество различных по содержанию и объему определений политической коррупции. Поэтому имеет смысл рассмотреть некоторые наиболее распространенные подходы к определению политической коррупции в современной русскоязычной (отечественной и зарубежной) научной и учебной криминологической и политологической литературе для выработки политико-криминологической дефиниции и понимания (уяснения) ее социальной сущности.
Так, известный российский криминолог (а теперь еще и политик Депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) профессор А.И. Гуров в середине 90-х годов ХХ века, характеризуя организованную преступность в условиях реформирования российской политической системы, высказывает по поводу рассматриваемого нами социально-политического явления следующее мнение: Политическая коррупция - это когда чиновники аппарата власти вступают в противоречие с нормами морали и закона не столько из-за получения взяток, сколько из-за политической выгоды, родственных связей, кумовства и т.п..

Это мнение, на наш взгляд, нельзя назвать научным (криминологическим, политологическим, социологическим, философским и т.д.) определением политической коррупции. Это связано с тем, что автором не указаны какие-либо правовые, криминологические или политологические признаки упоминаемого им социального явления, отличающие ее от общесоциального понятия коррупции.
Другой авторитетный отечественный криминолог, профессор Нижегородского государственного университета Г.Н. Горшенков, рассматривая основные виды и формы проявления политической преступности в общественной жизни, указывает, на политическую коррупцию как на один из ее видов.

При этом он полагает, что политическая коррупция проявляется в деяниях, не наказуемых в уголовном порядке (опека политиками избирательных структур в обмен на личную преданность и политическую поддержку), и деяниях, уголовно наказуемых (взяточничество, подкуп), характеризующихся политической окраской. Данное определение охватывает не только всю совокупность уголовно наказуемых деяний, но и иные виды социальных отклонений в политической сфере жизни общества, то есть дается в широком (общесоциальном) смысле Ї как явление социально-политическое, а не правовое или криминологическое.

Кроме того, автор рассматриваемой дефиниции не указывает, что же следует понимать под политической окраской коррупционного поведения в политической сфере деятельности.
Профессор В.А. Шабалин, анализируя наиболее авторитетные зарубежные научные источники по проблемам взаимосвязи политики и преступности, пришел к выводу о том, что в большинстве зарубежных государств, и в первую очередь США, исследователи в области гуманитарных наук полагают, что политическую коррупцию следует считать девинантным поведением. В частности он указывает, что политическая коррупция - это девиантное политическое поведение, выражающееся в нелигитимном использовании господствующей (правящей примечание наше П.К.) политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти.

В данном определении отчетливо просматривается широкий политологический подход к рассматриваемому нами негативному социально-политическому и правовому явлению. Однако данное определение обладает одним достоинством, отличающим его от рассмотренных нами ранее в нем указана одна из основных целей коррупционного поведения укрепление власти.
Известный отечественный криминолог, профессор С.Л. Сибиряков, рассматривая роль и место коррупции в системе наиболее опасных видов преступности в современном российском обществе, исходит из общесоциального толкования феномена политической коррупции. Он полагает, что под политической коррупцией следует понимать ядро, то есть наиболее опасную составляющую (часть) коррупции в целом, включая, в первую очередь, существующие политические кланы (как явные, так и скрытые).

В этом определении автором справедливо указывается чрезвычайная опасность политической коррупции для позитивного развития политической сферы жизнедеятельности современного российского общества.
Авторитетный российский криминолог профессор В.В. Лунеев, рассматривая различные (политические, экономические, организационные и правовые) аспекты существования и воспроизводства коррупции в современном российском обществе, приходит к выводу о том, что политическая коррупция представляет собой коррупционные (или связанные с коррупцией) формы политической борьбы правящих или оппозиционных элит, партий, групп и отдельных лиц за власть.
Аналогичного взгляда на политическую коррупцию, судя по выступлению на международном Круглом столе, проведенном администрацией Президента Республики Башкортостан 18 декабря 2001 года на тему: Формирование законодательных основ антикоррупционной политики на уровне субъекта Российской Федерации придерживается и глава законодательной власти Республики Башкортостан К.Б. Толкачев, а также ряд других авторитетных отечественных специалистов.

Этими специалистами политическая коррупция рассматривается как одно из коррупционных средств политической борьбы между различными субъектами политики по поводу приобретения, сохранения или укрепления власти.
Другой российский ученый А.И. Мизерий, рассматривая особенности проявления коррупции в современном российском обществе, полагает, что политическая коррупция это деяния политиков, претендентов или лиц, связанных с ними, во время подготовки и проведения выборов; назначение или утверждение определенной государственной должности, а также проведение иных политических мероприятий, направленных на получение или сохранение определенной должности или статуса как для себя, так и для других лиц, совершенные путем использования должностных полномочий как своих, так и иных лиц, использования своих или чужих материальных ресурсов, вопреки интересам государства, общества и других лиц, в целях получения политической выгоды, личного обогащения, а также в пользу узкогрупповых интересов и политических партий.

Бесспорным достоинством рассматриваемого определения является то, что автором перечисляется широкий круг разнообразных форм проявления политической коррупции в современном обществе.
Известные российские ученые профессора Б.В. Волженкин и В.В. Колесников, анализируя состояние экономической преступности в современном российском обществе и ее взаимосвязь с коррупцией, рассматривают политическую коррупцию как один из ее наиболее социально опасных и экономически разрушительных видов коррупции в системе органов государственной власти и местного самоуправления. Однако они не дают ее криминологического определения.

Указанные авторы в большей степени концентрируют внимание читателя на последствия политической коррупции, а не на ее социальную сущность. Такой подход, на наш взгляд, не совсем полно отражает социальные последствия политической коррупции, поскольку она разрушает не только сферу управления экономикой, но и другие сферы социального управления.

Аналогичным образом о проблеме политической коррупции рассуждает и другой авторитетный российский криминолог Ю.В. Голик, рассматривая ее в контексте глобализации преступности.
Отечественный специалист в области теории государства и права Н.В. Селихов, рассматривая коррупцию в государственном механизме современной России, отождествляя термины политическая и элитарная коррупция, полагает, что элитарная (политическая) коррупция представляет собой девиантное (отклоняющееся) поведение политической элиты, использующей государственные и общественные ресурсы в целях личного обогащения и укрепления своей власти.

Она представляет собой общественно осуждаемое поведение коррупционеров, которое часто выходит за рамки правонарушений. В данном определении политической коррупции автор, используя мотивационный подход, выделяет основные цели коррупционного поведения обогащение и укрепление власти.
Основатель российской политической криминологии профессор Д.А. Шестаков, анализируя элементы, входящие в предмет политической криминологии, рассматривает политическую коррупцию как один из видов политической преступности.

Он оценивает данное негативное социально-правовое явление как систему социальных связей и отношений, сложившихся по поводу незаконного приобретения, сохранения, упрочения, распределения или утраты государственной власти, которую образуют взяточничество, подкуп субъектов политики, совершенные для достижения политических целей.


Относительно молодой российский криминолог А.Ф. Кулаков, анализируя феномен существования и развития политической преступности, под воздействием изученных научных работ зарубежных авторов, пришел к выводу о том, что политическая коррупция характеризуется нелигитимным использованием господствующей политической элитой государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или личного обогащения.

Уточняя при этом, что политическая коррупция нередко имеет двойную мотивацию, Ї обеспечение сверхдоходов и власти ради их сохранения и приумножения.
Достаточно известный и авторитетный отечественный специалист в области изучения феноменов коррупционного поведения, взяточничества и коррупционной преступности Г.К. Мишин полагает, что в социально-политическом смысле политическая (институциональная) коррупция выражается в злоупотреблении политической, экономической, технологической властью со стороны бюрократии или других групп, представленных в политической структуре общества.

Предложенное им определение политической коррупции является широким по своему содержанию и не включает в себя признаков, по которым его можно было бы отличить от более общего явления коррупции.
Известный украинский криминолог, исследующий феномен коррупции, Н.И. Мельник под политической коррупцией понимает совокупность различных по своему характеру и степени общественной опасности коррупционных правонарушений, совершаемых для достижения политических целей или предоставления последним приоритета над другими.
Относительно молодой отечественный исследователь феномена коррупции В.К. Максимов полагает, что политическая коррупция это продажность и подкуп публичных должностных лиц, а также соучастие в этом в любой форме в целях сохранения и получения власти.

К сожалению, этим специалистом политическая коррупция сводится к взяточничеству и соучастию в нем для достижения политических целей, тогда как само исследуемое им явление значительно шире, чем это отражено в предложенном определении.
По мнению отечественного криминолога Ю.Н. Климовой, политическая коррупция это вызванный нравственным разложением личности вид общественно опасного деяния, представляющий совокупность общественно опасных наказуемых деяний, выражающихся в злоупотреблении государственной и муниципальной властью лицами или группами лиц, принимающими участие в управлении публичными (общественными) делами на легитимной основе, а также стимулирующем побуждении указанных лиц к противоправным деяниям, с целью борьбы за власть.

При всех достоинствах этого определения, следует отметить, что исследователем политическая коррупция рассматривается достаточно широко как одно из противоправных средств политической борьбы.
Председатель Центральной избирательной комиссии России А.А. Вешняков, характеризуя российскую избирательную систему и противоправную практику проникновения отдельных лиц в органы государственной власти, полагает, что политическая коррупция в современном российском обществе проявляется в форме покупки государственных должностей, которые следует занимать посредством проведения избирательных процедур.

Этим высококвалифицированным практиком политическая коррупция рассматривается достаточно упрощено как элементарное взяточничество в системе социального управления России, связанное с процессом занятия государственных должностей в обход избирательного законодательства.
Сотрудник Генеральной прокуратуры России И. Камынин, рассуждая об антикоррупционном законодательстве, полагает, что политическая коррупция российского типа проявляется или сводится к покупке голосов за оказание определенных услуг и предоставлению должностей на государственной службе за политическую лояльность. Этим специалистом политическая коррупция рассматривается не только как правовая категория, но и как политологическая, то есть в широком смысле, чем это делают современные правоведы.
Один из современных специалистов в области политической науки Р.Г. Отинашвили полагает, что политическая (крупная) коррупция характеризуется высоким социальным положением субъектов правонарушения и отличается от общего явления лишь уровнем продажности высшими эшелонами государственного управления.

Такая коррупция, по его мнению, связана с большими деньгами и риском, поэтому происходит в очень сложных, специфических и конфиденциальных условиях. Данный вид коррупции, известный российский специалист в области уголовного права и криминологии, лауреат Государственной премии СССР, профессор Н.Ф. Кузнецова называет элитно-властной коррупцией. Такой подход к определению сущности и особенностей проявления коррупции в современном российском обществе, с учетом достаточно высокого общественного положения субъектов коррупции, поддерживает и профессор В.Б.

Волженкин, полагая, что она (коррупция в высших эшелонах власти) может быть охарактеризована как элитно-властная преступность. Данная группа специалистов рассматривает политическую коррупцию как разновидность более общего явления властно-элитной преступности.
Американский исследователь организованной преступности и коррупции Майкл Корман воспринимает политическую коррупцию в широком смысле как незаконное использование институтов государственной власти чиновниками, бизнесменами и связанными с ними преступными группировками для защиты собственных политических и экономических интересов. Предлагаемый подход характеризует политическую коррупцию как средство защиты чиновниками и связанными с ними предпринимателями и преступниками личных или групповых экономических или политических интересов.
Отечественный политолог С.Н. Пшизова, на основе анализа зарубежных источников, связанных с финансированием политической деятельности политических партий и движений, полагает, что политическая коррупция проявляется в форме тайного (противоправного примечание наше П.К.) финансирования частными хозяйствующими субъектами политической деятельности политических общественных объединений, в том числе и их избирательных кампаний.

Этот подход к сложному феномену политической коррупции является достаточно узким, поскольку в нем отражается незначительная часть коррупционной деятельности в политической сфере жизни общества.
Аналогичной точки зрения на содержание политической коррупции в современной политической жизни российского общества придерживается и отечественный специалист в области права С.А. Денисов, полагая, что политическая коррупция проявляется когда кандидаты в депутаты и целые партии незаконно используют в процессе выборов финансовые средства коммерческих структур и преступных группировок.
По мнению посла Сингапура в России и Украине Марка Хонга, сущность политической коррупции проявляется в различных формах, в том числе: в покупке голосов, в незаконных поступлениях в избирательные фонды, в лоббировании своих интересов в законодательной сфере путем пожертвования определенных сумм парламентским фракциям и т.д. В понимании сингапурского дипломата содержательная сторона дефиниции политическая коррупция проявляется через описание и объяснение ее основных форм проявления, а не выделение общих признаков, свойственных этому явлению.

Такой подход к рассматриваемому феномену заслуживает понимания и поддержки.
Анализ зарубежной юридической, криминологической, социологической, политологической и иной научной литературы позволил руководителю отдела уголовно-правовых исследований и сравнительного правоведения Российской правовой академии Министерства юстиции России О.Н. Ведерниковой прийти к выводу о том, что в зарубежной литературе нет единого четкого понятия политическая коррупция. И далее она констатирует, что обычно под этим термином понимается подкуп-продажность представителей политической и правящей элиты (political and government corruption).

При этом имеется в виду коррупция в высших органах государственной власти среди членов парламента, правительства, судебных органов и высших должностных лиц государства. Однако субъектами коррупции выступают не только политики и высокопоставленные чиновники. В подкупе представителей власти (или кандидатов в представители власти) активно участвуют финансовые организации, включая банковские структуры и транснациональные корпорации, заинтересованные в лоббировании своих интересов во властных структурах.

Аналогичной точки зрения на политическую коррупцию придерживаются авторы американского учебника Криминология, переведенного на русский язык и опубликованного издательством Питер, и сотрудники Межрегионального научно-исследовательского института Организации Объединенных Наций по вопросам преступности и правосудия.
Специалисты фонда ИНДЕМ, возглавляемого Г.А. Сатаровым, полагают, что политическая коррупция в современной России это проявление коррупционных сделок (в основном в форме взяточничества) в стенах Государственной Думы Федерального Собрания, в результате которых теневой доход депутата может в 15-20 раз превосходить его официальный заработок.

Фактически этими специалистами отождествляется политическая коррупция с парламентским взяточничеством, тогда как эти два негативных явления современной парламентской и политической жизни не тождественны.
Подобной точки зрения на политическую коррупцию придерживается заместитель директора Института международных и политических исследований Российской академии наук, профессор С.П. Глинкина.

По ее мнению, политическая коррупция проявляется в (не криминализированном примечание наше П.К.) получении материальных и иных социальных благ депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от аппарата (а точнее администрации примечание наше П.К.) Президента России.
В последних двух подходах к рассмотрению проблемы существования политической коррупции в современном российском обществе мы видим неоправданное отождествление специалистами различных по своему содержанию и объему политико-криминологических явлений - политическая коррупция и парламентская коррупция. Разумеется, это можно объяснить тем, что в современных гуманитарных науках еще не выработаны соответствующие научные категории и основания такого разграничения.

Такое положение может быть обусловлено и тем, что коррупционное поведение народных представителей в законодательном органе (парламенте) может так же преследовать не только и не столько корыстные цели, сколько цели политические: получение, распределение либо сохранение за собой или своими единомышленниками той или иной руководящей должности этого государственного органа.
Термин политическая коррупция для описания состояния современной политической системы, деятельности органов государственной власти и управления используется даже некоторыми действующими российскими политиками. По мнению лидера ЛДПР, депутата Государственной Думы Федерального Собрания России профессора В.В. Жириновского, политическая коррупция является наиболее опасной формой, позволяющей осуществлять обмен ресурсами между властными элитами России, с одной стороны, и элитой криминального мира - с другой.

Этим ученым-политиком политическая коррупция рассматривается в узком смысле как инструмент взаимодействия между лидерами криминальной среды и высшими должностными лицами государства в целях формирования теневой политики.
Можно было бы и дальше приводить и анализировать различные определения политической коррупции. Но и приведенных достаточно, чтобы сделать вывод о том, что почти всеми цитируемыми нами российскими и зарубежными специалистами политическая коррупция рассматривается в широком смысле как негативное социально-политическое девиантное (отклоняющееся) поведение в сфере политической (властной) жизни современного российского общества.

Однако мало кто рассматривает политическую коррупцию как отрицательное правовое, культурное, психологическое и историческое явление, свойственное современному обществу. И это закономерно.

Поскольку более общее, базовое негативное социальное явление, в состав которого входит и рассматриваемый нами феномен - коррупция, определяется так же, то есть как девиантное (отклоняющееся) поведение должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления (государственных и муниципальных служащих) в действующих федеральных и региональных нормативно-правовых актах либо опубликованных в отечественных изданиях проектах этих нормативно-правовых актов.
Приведем только некоторые из них. Например, в статье 2 официального проекта Закона Российской Федерации О борьбе с коррупцией, подготовленного еще в начале 90-х годов ХХ века, более поздних проектах Федерального закона О борьбе с коррупцией, проекте федерального закона Основы законодательства об антикоррупционной политике, Законе Республики Башкортостан О борьбе с коррупцией, Указе Президента Российской Федерации 894 от 4 апреля 1992 года О борьбе с коррупцией в системе государственной службы.
По мнению отечественных специалистов довольно широко трактуется понятие коррупции и в некоторых международно-правовых документах, направленных на межгосударственное (межправительственное) взаимодействие в сфере противодействия этому негативному социально-правовому явлению во всех формах, видах и сферах ее проявления в современном обществе. Хотя в других международных правовых документах, направленных на предупреждение и пресечение коррупционного поведения в международных коммерческих отношениях коррупция отождествляется с взяточничеством и коммерческим подкупом.



Содержание раздела