d9e5a92d

Современное соотношение общества и личности


В рамках "естественного права" вполне правомерна теория элитарного развития", которая ему не противоречит. Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.
Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщепленного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармонизации различных личностных потенциалов, без гуманистической работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.
2. Каковы же универсальные социальные технологии такого поворота общества к личности, защиты ее жизненных сил?
Прежде всего речь идет о смене парадигмы общественного развития, о становлении современной философии информационной цивилизации.
Сегодня мы имеем перевернутую пирамиду защиты индивидуальной и социальной субъективности человека. Личность и социальная среда, ее окружающая, - это единое целое. Но не личность существует для социальной среды, а последняя должна средствами свой организации создавать условия для развития жизненных сил человека ( 2).











Рис 2. Соотношение личности и общества

Социальная среда и личность находятся в диалектическом взаимодействии. Социальная организация своим смыслом имеет обеспечение благоприятных условий для развития личности, которая реализует свои жизненные силы через социальную организацию.
Исторический опыт показывает, что личность способна реализовывать себя в полной мере, когда она свои внутренние ценности не противопоставляет общественным, гражданским, национальным, а строит свой жизненный путь с их учетом, под влиянием их определяющего воздействия. Личность всегда связана с нацией, родиной, семьей, племенем, государством. Абстрактная личность, лишенная социальной оболочки, лишается и смысла своего существования.
Более того, личность, сформированная в таком биотелесном духе, может стать разрушительной силой для социального пространства, в котором она живет. Эта идея "безграничности личности", ее "божественного самосмысла" особенно разрушительна для России, которая всегда существовала на основе соборности, гражданственности, патриотизма, государственности, которые утверждались не как категории вообще, а как прочные ассоциации своих граждан, которые возлагали свои труды на алтарь Отечества. Без этого нет и не может быть русской нации, российской государственности.

Подогреваемые российским либерализмом ложные ценности идейно способствуют распаду российского социума, подъему племенного сепаратизма, национальной и региональной обособленности, что угрожает национальной безопасности и целостности России.
Цели и смысл человеческого существования, подчиненные зарабатыванию денег для борьбы за существование и выживание, накоплении собственности и капитала, как самостоятельные ценности, как смысл личностного существования, не выдерживают критики и на Западе. Поворот пирамиды ценностей жизни в условиях информационной цивилизации начался, тенденция эта уже просматривается. Об этом, в частности, свидетельствует начавшийся переворот от колониального мышления к новому, экологическому, живому знанию, в основе которого лежит бережное отношение к природе, ее ресурсам, экономии энергии56, что составляет первую важную часть жизненной среды личности, без гуманизации которой защита жизненных сил человека невозможна.
Развернувшееся сегодня в мире могучее движение за восстановление экологического равновесия, за чистоту природной среды также, свидетельствует о жизненности данной тенденции.
Однако в мире пока плохо осознается тот факт, что деформация природной среды, угрожающая сегодня жизни личности, есть лишь следствие разрушенности ее второй природы социальной, ее духовных основ57.


Богатое общество это богатство его индивидуальных сил, отдельных клеточек личностей. Общество как сложная социальная система сильно тем, что обеспечивает саморазвитие, самореализацию его территориальных и трудовых ассоциаций, общественных институтов, социальный смысл которых объединять отдельные личности и обеспечивать их многостороннее развитие.
В области социальной организации общества и деятельности ее отдельных институтов, прежде всего государства, мы имеем пока ту же перевернутую пирамиду, которая направляет всю силу своего воздействия на личность. Сегодня все элементы среды (природной и социальной) давят на личность, которая "держит удары" их разрушающих деструктивных сил. ( 3.)
Выводы ряда ученых, данные многочисленных социологических исследований, которые мы здесь не приводим по причине их общеизвестности, свидетельствуют, что многие из этих видов воздействия являются разрушающими для личности, воспринимаются ею как фатальная необходимость, неизбежное бремя, рок.























Идеологические (СМИ)
Экономические
Административные
Информационные
Государственно-правовые
Духовно-культурные









3. Современное соотношение общества и личности

Ответной реакцией незащищенной личности является агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм, наркомания и т.п. При таком состоянии дел отдельный человек не. может стать ответственным субъектом за все происходящее, не в состоянии сохранить природу и все существующее на Земле.
Проблемы эти обозначаются все отчетливее, они становятся кричащими. Россия только частный случай, правда, наиболее драматический в силу целого ряда причин. Каковы же выходы из этой тупиковой для цивилизации ситуации, универсальные технологии оздоровления социальной жизни? К чести современного общества следует сказать, что они предлагаются мировой научной общественностью. Дело теперь за субъектами управления, ООН, прежде всего политическими институтами и отдельными политическими деятелями.

Прецеденты такие в мировой истории уже были, когда отдельные политические лидеры бросили вызов невежеству, вводили современные данные науки в свои политические действия и обеспечивали прогрессивное развитие своим странам.
Подтверждением тому является новый курс, взятый в свое время США на пути выхода из кризиса под руководством выдающегося политика современности Франклина Делано Рузвельта.
Современной доктриной высвобождения личностных сил в социально-экономической сфере является теория коллективной формы собственности в различных ее модификациях (корпоративной, коллективной, кооперативной, акционированной, арендной и т.п.), изложенная выше. Она позволяет защитить жизненные силы личности от разрушающих воздействий общества, его социальных институтов, формировать гражданское общество, где личность приближена к средствам производства, непосредственно участвует в распределении продуктов и услуг, а следовательно, в распоряжении своей судьбой. Сами социальные институты (трудовые коллективы, семья, бытовое окружение, территориальные ассоциации и другие элементы микросреды) все в большей мере выступают в качестве таких социальных организаций общества, которые, объединяя разные творческие индивидуальности, способствуют как появлению дополнительной социальной энергии (энергии социальной организации), так и наиболее полному расцвету сил каждого индивида.

Оздоровление социально-экономических отношений создает объективные предпосылки для политического раскрепощения личности.
Опыт развитых стран, уже добившихся определенных успехов в области социально-экономического оздоровления жизни, показывает, что это положительно влияет на процесс становления правового демократического государства, которое из средства политического давления на личность постепенно превращается в интеллектуальный центр общества, мотивирующий своих граждан к производительному труду и жизни в целом. Такие государства все в большей мере наряду с административно-политическим мерами, силой закона все полнее используют методы социального управления, духовно-культурного, информационного, интеллектуального мотивирования своих граждан к достойной для человека жизнедеятельности.
Происходит постепенное изменение характера и содержания самой власти государства, которая все в большей мере демократизирует информационные потоки, обеспечивает свободу печати, расширяет рамки гласности и поднимает роль общественного мнения в решении общественных дел. Формирующееся гражданское общество, его институты опираются в своей деятельности на общедоступные банки данных, современные наукоемкие информационные технологии, что в свою очередь повышает значимость социального контроля общества, его социальных институтов, следовательно, каждой личности за деятельностью государства.
Пирамида и в этой области переворачивается в сторону государство для общества, каждого гражданина.



Содержание раздела