d9e5a92d

Социальные ресурсы местного сообщества


реализации органами местного самоуправления права на судебную защиту от неправомерных в отношении их действий и компенсации понесенных затрат по переданным государственным функциям.
Все сказанное обусловливает системный характер самоуправления, взаимосвязь и взаимообусловленность всех элементов.
Концептуальная идея организации местного самоуправления сочетание инициативы "снизу" с финансово-правовым обеспечением "сверху" дополняется новой концепцией корпоратизма местного самоуправления. С помощью промышленно-финансовых групп, муниципального менеджмента, которые аккумулируют средства населения и объекты собственности муниципальных образований, создают иную мотивацию участия людей в решении местных вопросов, порождают источники получения финансовых средств из внебюджетных поступлений.
В данной концепции развития горизонтальных связей МС и технологии ее реализации предлагается иная технология антикризисного управления, которая позволяет сделать население территории субъектом управления, мотивирует его к разработке и поддержке местных региональных и федеральных программ и к более эффективному использованию местных ресурсов.
3. Социальные ресурсы местного сообщества крупная теоретическая и практическая проблема. Для социального обустройства территорий, повышения качества жизни населения необходимы значительные средства.
Во многих муниципальных образованиях нет для этого достаточных материальных (природных) и финансовых ресурсов. Однако имеются огромные социальные ресурсы, которые в отличие от материальных неисчерпаемы и имеют свойство увеличиваться по мере инновационного развития местных сообществ, совершенствования форм самоуправления, изменения самих людей в процессе социализации, самообразования и самовоспитания, самореализации своих сущностных сил, формирования гражданского самосознания.
Социальные ресурсы это продукт совместной деятельности населения, показатель социального интеллекта. Чем выше социальный интеллект местного сообщества, тем большими социальными возможностями располагает население для решения своих насущных местных проблем.
Социальные ресурсы включают в себя: мотивационный; интеллектуальный; информационный; коммуникативный; состязательный; социально-психологический; демографический; социально-экологический; деятельностный; инновационный; кадровый; технологический; организационный; духовно-нравственный; правовой.
Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, принципиально отличающих их, скажем, от природных ресурсов. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы как, например, месторождения полезных ископаемых, тогда как социальные ресурсы в известном смысле неисчерпаемы. Их использование не означает их исчерпания, а напротив, способствует прогрессирующему изменению, переходу общества на новый, более высокий уровень его развития. Во-вторых, социальные ресурсы это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. Используя, к примеру, состязательный ресурс, мы отнюдь не уменьшаем и не уничтожаем его, а, напротив, оставляем в целости и сохранности и даже наращиваем.

Чем активнее используем соревновательный ресурс, тем в большей мере способствуем его развитию. В-третьих, природные ресурсы можно держать в запасе и от этого они не увеличиваются и не уменьшаются. Иное дело социальные ресурсы. Их нельзя держать про запас, ибо они начинают быстро обесцениваться и деградировать.

В-четвертых, природные ресурсы поддаются количественному измерению и оценке. Можно подсчитать величину энергетических ресурсов и наметить пути их рационального использования. Точно так же можно определить и оценить земельные, водные, лесные и другие ресурсы.

Но труднее это сделать применительно к социальному интеллекту. Как измерить этот ресурс и определить его достаточность или недостаточность? На этот вопрос ответа пока нет.
Все это в определенной мере затрудняет технологическое освоение социальных ресурсов. Никто их не считает и не планирует.
Большая часть населения пока сдержанно оценивает социальный потенциал местного самоуправления и связывает перемены к лучшему с реформами, осуществляемыми "сверху". Привлечение населения к решению жизненно важных проблем может стать мощной социальной базой местного самоуправления.


Почти каждое местное сообщество располагает значительным интеллектуальным (образовательным) потенциалом общего характера, поэтому вполне можно говорить здесь о достаточной ресурсной обеспеченности. Но одновременно с этим недостаточен интеллектуальный потенциал профессионального характера. Ни у одной категории населения нет четкого представления о сути местного самоуправления, его организационных принципах и формах, отечественном и зарубежном опыте его организации.
Пока невысок уровень информированности населения о местных событиях и проблемах, выполнении управленческих решений, деятельности местных органов власти.
Коммуникативный ресурс подрывается тенденцией ухудшения взаимоотношений жителей. Невысок уровень персонифици-рованности в отношениях "население местная администрация". Преобладает стереотип негативного восприятия работников администрации со стороны части населения, вступавшей с ними в контакт, как чиновников, не учитывающих и не знающих их интересов.
Ослаблен соревновательный ресурс местного самоуправления. Мало сравнительной информации о достоинствах и недостатках, успехах и проблемах. В заброшенном или зачаточном состоянии находятся специальные организационные формы инициирования и развития соревновательных отношений.
Нарастает тенденция ухудшения демографической ситуации, что проявляется прежде всего в депопуляции сообщества, снижении рождаемости и продолжительности жизни, увеличении разводов и росте безработицы. Деструктивные воздействия испытывает семья главная ценность членов местного сообщества.
Подавляющее большинство населения пока не принимает практического участия в решении местных проблем.
Осуществлению нововведений мешают два основных фактора: экономическая нестабильность; бесконечные согласования, хождения по различным инстанциям. Нововведения связаны, как правило, с риском. Приходится рисковать психологическим комфортом, отношениями с руководством и подчиненными и т.п.

Вступая в стадию инновационной деятельности, нужно быть готовым к риску, но в то же время почти треть муниципальных служащих старается избегать ситуаций риска.
Управленческая культура муниципальной службы остается пока на невысоком уровне. Наиболее ощутим недостаток таких качеств, как тактичность, единство слова и дела, профессиональная честь, подвижничество. Коммуникативные качества муниципальных служащих (внимание к людям, манера поведения) уступают их профессиональным и организаторским качествам. В-третьих, обнаруживается различие в подходах (критериях) оценки деятельности работников аппарата администрации муниципальными служащими, с одной стороны, и жителями, с другой стороны.

Муниципальные служащие судят об их деятельности по ее результатам.
В недостаточной мере используется технологический ресурс местного самоуправления, а именно:
при постановке и согласовании управленческих целей, постановке управленческих проблем, информационном обеспечении управленческих решений и действий;
при диагностировании и прогнозировании управленческих проблем и ситуаций, поведения партнеров, ресурсного обеспечения управленческих целей;
при планировании (программировании) управленческих воздействий, принятии решений, выборе оптимальных способов и методов управленческого действия;
при организации коммуникативного взаимодействия, выборе и применении способов регулятивного и мотивационного воздействия, критериев оценки сотрудников и процедур их отбора.
Что касается духовно-нравственного ресурса, то отсутствие общенациональной идеи, перспективы улучшения качества жизни, смена ценностей, массовое обнищание и пр. свидетельствуют о низкой степени его использования.
Отмечается и низкая правовая культура населения. Правовым образованием людей на местах практически не занимаются.
Возникает вопрос: имеются ли реальные возможности лучшего использования социальных ресурсов местных сообществ?
Изучение опыта ряда развитых муниципальных образований (Одинцовский, Домодедовский, Ленинский районы Московской области, г. Новомосковск Тульской области, г. Обнинск Калужской области и др.) показывает, что на местах появилось немало инновационных технологий освоения социальных ресурсов.
Так, использование мотивационного ресурса осуществляется как бы на трех взаимосвязанных уровнях: на уровне ценностных ориентации; на уровне социальных установок; на уровне мотивов. С точки зрения ценностных ориентации местного сообщества самоуправление привлекательно постольку, поскольку оно связано с его приоритетными ценностями. Такими ценностями для местного сообщества выступают семья, отношения в семье, материальное благополучие и здоровье (свое и близких).

Местное самоуправление приобретает привлекательность в силу связи с этими ценностями.
Значительный объем работы в структуре оптимального использования социальных ресурсов связан с информационным обеспечением организации и развития местного самоуправления.



Содержание раздела