d9e5a92d

С помощью налогов возможно регулирование потребления.


Но в налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.
Так, налоги могут использоваться для регулирования производства, стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые этот налог распространяется.
В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.
Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.
Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны. Героев СССР и Российской Федерации и т.д.).

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, за получением доходов гражданами, источниками этих доходов, за использованием имущества, в том числе земли.
Только всесторонний учет всех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.
На современном этапе в условиях перехода от централизованного командного управления народным хозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства к системе налогообложения. Она существенно перестроена. В условиях рыночных отношений метод прямых директивных воздействий на экономику, хозяйственную деятельность должен быть заменен преимущественно косвенными формами и методами воздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм налогообложения.

Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления.
Не случайно на фасаде здания одного из центральных налоговых учреждений США в Вашингтоне высечена фраза: Налоги — цена цивилизованного общества. В ней выражена мысль о прямой связи оптимальной налоговой системы с общественным прогрессом, экономической и социальной сбалансированностью в обществе.
В Российской Федерации, как и в других странах СНГ, проведена и продолжает развиваться кардинальная реформа налогообложения с тем, чтобы привести его в соответствие с адачами перехода к рыночным отношениям.
Это не первая налоговая реформа в стране. Преобразования в этой области проводились и прежде, в советский период: например, налоговая реформа 1930 г., изменения системы платежей предприятий в бюджет в середине 60-х гг. и др. Однако тогда налоговая система оставалась элементом централизованно планируемой государством экономики с преобладанием государственного сектора.

Сейчас же в экономике страны и соответственно в системе налогообложения происходят изменения принципиального характера, исходящие из равенства всех форм собственности.
Существенный поворот в системе налогообложения начался в 1990 г. с принятием Закона СССР о собственности (6 марта) и Закона РФ о собственности (24 декабря).* На этой основе в течение короткого времени изменения в области налогов следовали одно за другим. И наконец, в конце 1991 г. Верховный Совет Российской Федерации принимает целый пакет (два десятка) законодательных актов, которые кардинально реформировали налоговую систему. Внесение в нее изменений и дополнений, становление новой налоговой системы и регулирующего ее законодательства продолжается.**
*' ВВС.1990.№ 11.Ст.164; № 30.Ст.417.
** Подробнее см.: Химичева Н.И. Налоговое право. М., 1997.



Гл. 1, 2.

Основные изменения в этой области заключаются в следующем.
1. Налоговый метод стал основным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Применявшиеся ранее в отношении к государственным предприятиям различные платежи неналоговой формы (отчисления от прибыли, плата за фонды и др.) были заменены налогами. Это вытекает из преобразований экономических отношений, усиления самостоятельности государственных предприятий, превращения их в равноправных субъектов хозяйственных отношений.

После уплаты налогов в установленных законом размерах они распоряжаются прибылью по своему усмотрению.
2. Унификация системы налогов в отношении предприятий независимо от формы собственности, на которой они основаны. В этом проявляется ориентировка на принцип организации рыночных отношений, основанных на равенстве их субъектов.
3. Разграничение налогов по уровням — на федеральные, налоги субъектов Федерации и местные. Они закрепляются за соответствующими бюджетами, представляя их самостоятельную финансовую базу. Число закрепленных доходных источников бюджетов нижестоящих уровней значительно расширено.

Это обусловлено новыми принципами построения бюджетной системы, в том числе самостоятельностью каждого бюджета.* Следует, однако, заметить, что возросшее число закрепленных доходов нижестоящих (после федерального) бюджетов не снимает проблемы укрепления и расширения финансовой базы этих бюджетов, ибо получаемые ими в такой форме доходы лишь в небольшой части обеспечивают финансирование необходимых расходов.
* См.: Закон РФ Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса от 10 октября 1991 г. // ВВС. 1991. № 46. Ст.

1543.


4. Помимо бюджета налоги стали включаться и в государственные или местные внебюджетные целевые фонды, которые стали
создаваться с начала 90-х гг. Такая специализация призвана повысить эффективность использования финансовых ресурсов по целевому направлению.*
*' Часть внебюджетных государственных фондов, в том числе дорожный и экологический, начиная с 1995 г. консолидируются в бюджет при сохранении статуса целевого фонда.


5. Переход к налогообложению граждан, основанному на общих началах, не зависящих от их организационно-правовой (рабочий, служащий, предприниматель и т.п.) или отраслевой принадлежности, от формы собственности источника дохода или объекта налогообложения.
При этом законодательство учитывает социальные факторы — материальное положение, состав семьи плательщика и др., соответственно которым предоставляются льготы.
6. Установлен ряд налогов, общих для юридических и физических лиц (земельный налог, налог с владельцев транспортных средств и др.), что также отражает принцип равенства хозяйствующих субъектов, свойственный рыночным отношениям.
7. Значительно увеличилось число налогов в сравнении с дореформенным периодом. В этом проявилось стремление государства укрепить свою финансовую базу, а также разработать механизм воздействия на экономику новыми методами. При некоторой преемственности в налоговую систему было включено большое количество новых платежей.
Эффективность установленной новой системы налогообложения, ее возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем. Однако в ней, как и в начале функционирования, заметно преобладание фискальной функции, хотя зто и не привело к достаточности средств в бюджетной системе.
В основных своих положениях она нацелена на переход экономики России к рыночным отношениям, построена с учетом опыта зарубежных стран, для которых характерна развитость таких отношений.
Но механизм системы налогообложения в РФ, позволяющий регулировать народное хозяйство экономическими, а не административно-командными методами, требует еще существенной отработки, учета особенностей переходного к рыночным отношениям периода, своеобразия хозяйственных связей в стране. Это обусловило разработку дальнейших мер по регулированию налогообложения и совершенствованию регулирующего его законодательства.* Частично они реализованы в результате принятия Налогового кодекса РФ (части 1) 1998 г. Однако обострение финансового и социально-экономического кризиса** вызвало препятствия к продолжению этой деятельности.
* См.: указы Президента РФ: 0 первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы РФ от 21 июля 1995 г. № 746 // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2906;
Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины от 8 мая 1996 г. № 685 // СЗ РФ. 1996. № 20. Ст.

2326; от 3 апреля 1997 г. № 283 // СЗ РФ. 1997. № 14. Ст.

1611.
** См.: пост. Государственной Думы О социально-экономической и финансовой ситуации в стране от 2 сентября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 37.

Ст. 4571;
пост. Совета Федерации О социально-экономической ситуации в Российской Федерации и неотложных мерах по выводу страны из кризиса от 15 октября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 43.

Ст. 5256.



Содержание раздела