Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих основных принципов:
а) соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);
б) учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;
в) учет значения определенных мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.
В связи с усилением роли субъектов Федерации и органов местного самоуправления этот перечень следует дополнить принципом самостоятельности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в определении направлений и состава расходов своих бюджетов.
Все эти принципы действуют в совокупности, характеризуют состав расходов бюджетов всех уровней. Так, компетенция органов государственной власти (или местного самоуправления) определяет основные направления расходов соответствующих бюджетов: финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и др. Например, в связи с отнесением к ведению Российской Федерации обороны страны (-п. м ст.
71 Конституции РФ) расходы на оборону включаются именно в федеральный бюджет.
Учет подчиненности предприятий, организаций, учреждений конкретизирует указанные основные направления расходов для каждого бюджета, финансирование органов власти, организаций и учреждений, осуществляемых ими мероприятий производится из того бюджета, который соответствует подчиненности названных субъектов (учреждения федерального подчинения финансируются из федерального бюджета, муниципального — из конкретного муниципального бюджета и т.д.).
С учетом значения каких-либо организаций, учреждений и (или) осуществляемых ими мероприятий финансирование расходов может производиться не из данного бюджета, соответственно их уровню, а из вышестоящего. Например, суды всех уровней финансируются из федерального бюджета с учетом их роли в осуществлении правосудия и в целях создания независимости от местных властей.* Из федерального бюджета финансируются также органы системы МВД.
* См.: Конституция РФ. Ст 124; Федеральный закон О финансирования судов РФ от 10 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 7. Ст.
877.
На основании законодательства 1990-х гг. расширена самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления в формировании расходной части бюджета. Они не только самостоятельно определяют состав и виды бюджетных расходов соответственно подведомственному хозяйству, но могут выделять дополнительные средства не подчиненным им организациям (например, высшим учебным заведениям).
Все эти принципы отражены в законодательстве и находят свое проявление в правовых актах об утверждении конкретных бюджетов на определенный финансовый год. Так, в Законе РСФСР Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР от 10 октября 1991 г. говорится о включении в бюджеты соответствующего уровня ассигнований на финансирование деятельности органов представительной и исполнительной власти (ст. 16), об отнесении на федеральный (республиканский бюджет РФ) расходов по содержанию судов.
Самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления закреплена в Законе РФ Об основах бюджетных прав..., в Федеральном законе О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации, других нормативных актах.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. более детально регламентирует состав расходов бюджетов. В нем перечисляются расходы, финансируемые:
а) исключительно из федерального бюджета;
б) совместно финансируемые из всех звеньев бюджетной системы;
в) финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ;
г) финансируемые исключительно из местных бюджетов. Совместное финансирование расходов из бюджетов разного уровня производится по согласованию соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 84—87 БК РФ).
В характеристике расходов и доходов бюджета важной является не только качественная сторона (виды, направления и т. п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и расходов. В этом аспекте большое значение имеет принцип сбалансированности бюджета, закрепленный в законодательстве,* т.е. соответствия обема расходов бюджета объему его доходов. Он является необходимым условием реализации намеченных расходов.
Так, на 1999 г. федеральный бюджет утвержден с дефицитом в сумме 101 370,5 млн руб. Одновременно в качестве одной из основных целей экономической политики впервые в 90-х гг. закон о федеральном бюджете на этот год определил обеспечение превышения доходов над расходами в сумме не менее 65,5 млрд руб. (ст. 1, 2 Федерального закона О федеральном бюджете на 1999 год).
Для нормального функционирования бюджетов, своевременного финансирования намеченных расходов законодательство предусматривает утверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовой наличности в определенной сумме. Оборотная кассовая наличность — это утверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств по соответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года на покрытие временных кассовых недостач. В том же году она должна быть восстановлена до утвержденных на начало года размеров.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. В каких аспектах можно определить понятие бюджета?
2. Дайте определение понятия бюджета как экономической категории.
3. Какие признаки характерны для бюджета как юридической категории?
4. Что такое консолидированный бюджет Российской Федерации?
5. Что такое консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации? Поясните на примере конкретных субъектов РФ.
6. Для чего составляется консолидированный бюджет?
7. Какова роль бюджета? Чем она отличается от роли других звеньев финансовой системы?
8. Что такое бюджетное право?
9. Что является предметом бюджетного права?
10. Что такое материальные и процессуальные нормы бюджетного права? Приведите примеры из действующего законодательства.
11. Дайте понятие бюджетных правоотношений, каковы их особенности?
12. Определите круг субъектов бюджетных правоотношений.
13. Дайте понятие источников бюджетного права, назовите их, проведите классификацию.
14. Назовите новые источники бюджетного права, принятые в последнее время.
15. Что такое бюджетная система, что входит в бюджетную систему?
16. Дайте понятие бюджетного устройства в РФ.
17. Какова роль федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов?