d9e5a92d

Публичный характер расходов.


Выражение государственные (и муниципальные) расходы можно понимать в различных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнеия своих функций и задач. Такое понимание имеет значение для учета средств, анализа расходов и определения перспектив социально-экономической политики и других направлений развития государства.

Следует отметить публичный характер этих расходов.
Помимо этого, данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а. именно деятельности но использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что эта часть (направление) финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом должен быть также финансовый контроль. Все это особенно наглядно

проявляется в условиях финансовых трудностей государства, углубляющихся принятием решений, не подкрепленных наличием необходимой финансовой базы, ослаблением государственного контроля за использованием финансовых ресурсов.
В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи с ней — и другими отраслями права — гражданским, административным и др. В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.
Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих упомянутые финансовые отношения, представляет собой раздел особенной части финансового права, состоящий из ряда финансово-правовых институтов, которые отражают специфику различных правовых режимов государственных и муниципальных расходов.
Таким образом, государственные и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях. Они обладают характерными чертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными с ними конкретизирующими особенностями.
Совокупность упомянутых правовых институтов в финансово-правовой литературе принято именовать Правовое регулирование государственных (и муниципальных) расходов.
Анализируя содержание финансово-правовых институтов государственных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий: регулируемые ими отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На этом этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.
Отсюда ясно исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных и муниципальных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами, и приоритетами. Особенно это актуально для последнего времени, когда в сложнейших условиях бюджетного дефицита наблюдаются многочисленные факты отвлечения бюджетных средств на непредусмотренные мероприятия и даже исчезновение их в неизвестном направлении, выхода из-под государственного контроля.


Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям.
Прежде всего в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.
В развитие этой классификации можно подразделить расходы на три группы соответственно уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые вместе с федеральными составляют государственные расходы, и расходы местного значения, или муниципальные.
Вместе с тем требует уяснения вопрос о составных частях государственных и муниципальных расходов, исходя из источников их финансирования: ограничивается ли их содержание только расходами за счет бюджетных средств или оно является более широким? В финансово-правовой литературе широко распространенным является мнение о нетождественности понятий бюджетные расходы и государственные и муниципальные расходы, о соотношении их как части и целого. Однако высказаны и иные или недостаточно четко выраженные по этому поводу суждения.* Более убедительным и практически значимым представляется первое из упомянутых здесь мнений. Действительно, бюджетные расходы, хотя и являются решающими в составе государственных и муниципальных расходов, тем не менее составляют лишь часть их, не охватывая всех затрат государства (муниципальных образований).

Другая часть расходов производится за счет средств государственных и муниципальных внебюджетных фондов, которые, как и бюджетные средства, входят в состав соответствующей казны, а также за счет средств государственных и муниципальных предприятий.
1 См., например, по этому вопросу: Цыпкин С Д. Финансово-правовые институты. М., 1983. С. 27.

Между тем А.И. Худяков вообще не выделяет институтов государственных и муниципальных расходов в системе финансового права. См.:
Худяков А.И. Основы теории финансового права. Алма-Ата, 1995.

С. 214.

Следовательно, в зависимости от источников получения расходных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить на: а) централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.
В зависимости от характера участия в общественном производстве выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создание резервов.
Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных и муниципальных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена Федеральным законом О бюджетной классификации Российской Федерации от 15 августа 1996 г. с последующими изменениями *.
* СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4030; 1998. № 10.

Ст. 1144; № 13. Ст.

1442.


Хотя Закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к государственным и муниципальным расходам в целом. Так, в составе последних можно выделить направления расходов на:
а) отрасли хозяйства — промышленность, строительство, сельское хозяйство и т.д.;
б) социально-культурную сферу и науку;
в) охрану окружающей природной среды;
г) оборону;
д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;
е) международную деятельность;
ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;
з) создание запасов и резервов:
и) прочие расходы.
Можно заметить ряд общих характеристик, свойственных категориям государственных (муниципальных) как расходов, так и
доходов. Расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, расходы субъектов Федерации и местные (муниципальные), или более обобщенно — на государственные и местные (муниципальные).
Государственные (муниципальные) расходы и государственные (муниципальные) доходы — тесно взаимно связанные категории. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия — бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика, и т.д., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.
5.1.2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов — это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности, для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.



Содержание раздела