d9e5a92d

Кто является плательщиком государственной пошлины?


Конкретное распределение сумм платы зависит от вида водопользования. Так, плата взимаемая за забор воды в пределах лимита, сброс сточных вод нормативного качества, а также за использование водных объектов без изъятия воды на условиях лицензии поступает в объеме 40% в федеральный бюджет и 60% — в бюджет субъекта Федерации, на территории которого осуществляется водопользование. Плата, поступающая в федеральный бюджет, является доходным источником федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов.

Плата, поступающая в бюджеты субъектов Федерации используется на строго целевые мероприятия по реализации государственных программ использования, восстановления и охраны водных объектов. Плата, взимаемая за сброс в водные объекты сточных вод с повышенным содержанием вредных веществ и за сброс сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов поступает в федеральный целевой бюджетный экологический фонд (10%), бюджеты субъектов Федерации (30%) и местные бюджеты (60%). Суммы платы, поступившей в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты используются не менее чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов.
Сроки внесения платежей, связанных с пользованием водными объектами, устанавливаются органами Министерства РФ по налогам и сборам.
Уплата водопользователями платы на восстановление и охрану водных объектов и ее целевое использование не освобождает обязанных субъектов от рационального использования водных объектов и возмещения в полном объеме вреда, причиненного ими в результате нарушения водного законодательства.
Действующее законодательство предусматривает систему платежей за пользование животным миром,* включающую плату за пользование животным миром и штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
* См.: Федеральный закон О животном мире от 24 апреля 1995 г. // СЗ РФ. 1995. № 17.Ст.1462.


Денежные суммы за пользование животным миром распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и используются по целевому назначению на реализацию соответствующих федеральных и региональных программ, мероприятия по комплексному использованию, охране и воспроизводству объектов животного мира, их защиту от вредных воздействий, ведение государственного мониторинга объектов животного мира, научно-исследовательские работы и т.п.
Законодательные органы власти РФ и субъектов Федерации имеют право устанавливать льготы по платежам за пользование животным миром в пределах сумм, поступающих в соответствующий бюджет.
Существенные изменения в системе платежей за пользование природными ресурсами предстоят в связи с принятием Налогового кодекса РФ (часть первая), согласно ст. 13 которого платежи данной категории включены в налоговую систему группы федеральных налогов и сборов и состоят из:
налога на пользование недрами;
налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы;*
налога на дополнительный доход от добычи углеводородов;**
сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
лесного налога;
водного налога;
экологического налога.
* Данный налог планируется в течение пяти лет поэтапно отменить.
** Указанный налог будет являться альтернативным. Добывающие предприятия получат возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов


Следует отметить относительную условность включения ресурсных платежей в налоговую систему. Это не налоги по совокупности юридических признаков, но платежи, по механизму тесно примыкающие к налоговым. Как и налоги, платежи за пользование природными ресурсами имеют определенный порядок установления, введения и взимания, порядок их уплаты контролируется налоговыми органами, а суммы платежей поступают в бюджеты или внебюджетные фонды.

Однако в определенных случаях платежи этой системы носят разовый характер и имеют эквивалентную основу в виде действий со стороны государственных органов в пользу плательщика.
После введения в действие части второй Налогового кодекса РФ значение этих платежей останется прежним: они должны оказывать стимулирующее влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и объектов животного мира, недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки.




КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Дайте понятие государственной пошлины.
2. Чем государственная пошлина отличается от налогов?
3. Какими законодательными актами регулируется взимание государственной пошлины?
4. Кто является плательщиком государственной пошлины?
5. Какие объекты взимания государственной пошлины установлены законодательством?
6. В каких формах и размерах установлены ставки государственной пошлины? Какие факторы влияют на их размеры?
7. В каких случаях государственная пошлина возвращается?
8. Какие имеются льготы по государственной пошлине? Кто их устанавливает?
9. В какие бюджеты зачисляются платежи по Kосударственной пошлине?
10В каких целях устанавливается таможенная пошлина?
11. Какими законодательными актами регулируется взимание таможенной пошлины?
12. Каковы отличия и сходство таможенной пошлины с налогом?
13. Кто является плательщиком таможенной пошлины?
14. Что является объектом взимания таможенной пошлины?
15. Назовите виды ставок таможенной пошлины. Кто устанавливает размеры ставок таможенной пошлины?
16. В каком порядке предоставляются льготы по таможенной пошлине?
17. Что представляют собой лицензионные платежи?
18. Каковы основания возникновения лицензионных платежей?
19. Носят ли лицензионные платежи обязательный характер?
20. Перечислите виды лицензионных платежей.
21. Имеет ли местная администрация право вводить собственные лицензионные платежи?
22. Охарактеризуйте систему платежей за пользование природными ресурсами.
23. Из каких платежей состоит система платежей за право пользования недрами?
24. Что представляет собой сбор за участие в конкурсах и аукционах за выдачу лицензий и экспортных квот?
25. Охарактеризуйте роль системы платежей за право пользования недрами.
26. Кто является плательщиком платы за право пользования недрами?
27. Какие льготы установлены законодательством при пользовании недрами? Какова процедура предоставления подобных льгот?
28. Назовите объекты налогообложения платы за право пользования недрами.
29. В каких формах и размерах взимается плата за право пользования недрами?
30. В какие бюджеты зачисляются платежи за пользование недрами?
31. Кто отнесен законодательством к плательщикам отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы?
32. Каковы ставки отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы?
33. Назовите особенности взимания акцизов на нефть.
34. Что такое лесной доход?
35. Что представляют собой лесные подати и с каких объектов они взимаются?
36. Кто является плательщиком лесных податей? Какие категории лиц освобождены от уплаты лесных податей?
37. Назовите особенности определения ставок лесных податей.
38. Определите особенности взимания арендной платы за пользование участком лесного фонда.
39. Каков порядок распределения лесного дохода между бюджетами?
40. Из каких элементов состоит система платежей, связанных с пользованием водными объектами?
41. Что представляет собой плата за воду?
42. Каковы особенности платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов?
43. Назовите систему платежей за пользование животным миром.
44. Какие изменения в системе платежей за пользование природными ресурсами предусмотрены Налоговым кодексом Российской Федерации?



3.9. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды
3.9.1. Страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и принципы их взимания
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве страховые платежи либо страховые взносы.*
* См., например: пост. Правительства РФ О внесении изменений и дополнений в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации от 13 августа 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст.

4186.


Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).



Содержание раздела