d9e5a92d

Единый налог на вмененный доход


Налог уплачивается за период, равный одному году, который начинается со дня вступления Закона в силу. Налогоплательщики-организации должны произвести уплату до 1 сентября календарного года, а физические лица — до 1 октября.
Налогоплательщики самостоятельно исчисляют сумму налога. Этот налог отнесен по своему уровню к федеральным платежам* и зачисляется в федеральный бюджет. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты в бюджет возложен на налоговые органы.
* См.: Федеральный закон О внесении дополнений в статью 19 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации от 8 июля 1999 г. // Российская газета. 1999. 14 июля.

3.6.4. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
Федеральным законом от 31 июля 1998 г.* введена новая форма налогообложения доходов от предпринимательской деятельности в области оказания бытовых услуг, розничной торговли, бухгалтерских, аудиторских, юридических и иных услуг, связанных в основном с обслуживанием населения, и установлен новый вид налога, а именно единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности. Данный налог включен в группу налогов субъектов РФ в соответствии с изменениями ст. 20 Закона РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации.

Следует заметить, что в перечне налогов, содержащемся в Налоговом кодексе РФ (ст. 13—15), такой налог не предусмотрен.
* См.: Федеральный закон О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности 3// СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.

3826; 1999. № 14 Ст. 1661.


При введении этого налога в действие с плательщика прекращается взимание не только многих налоговых платежей, за некоторыми исключениями, но и платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. Поэтому он называется единым. Но по некоторым платежам, включенным в налоговую систему, обязанность налогоплательщика вносить их в бюджет сохраняется.

Это касается государственной и таможенной пошлин, лицензионных и регистрационных сборов, земельного налога, налогов на приобретение транспортных средств, владельцев транспортных средств, на покупку иностранной валюты, подоходного налога с физических лиц (кроме налогообложения доходов, получаемых от предпринимательской деятельности в указанных упомянутым Законом сферах).
Под вмененным доходом, с которого взимается данный налог, понимается потенциально возможный доход за вычетом потенциально необходимых затрат. Он рассчитывается по особой методике с учетом типа населенного пункта, места осуществления предпринимательской деятельности внутри населенного пункта (центр, окраина и т.д.), сезонности, качества предоставляемых услуг, информации и др.
Таким образом, такая форма налогообложения в определенной мере удобна и налогоплательщику, и налоговым органам, уменьшая объем расчетов, отчетной и учетной документации, а также упрощая выполнение налоговыми органами контрольных функций.
На территории конкретных субъектов РФ налог устанавливается и вводится в действие их законодательными органами государственной власти в соответствии с положениями упомянутого федерального закона.
Плательщиками единого налога являются юридические лица (организации) и физические лица (предприниматели без образования юридического лица), осуществляющие предпринимательскую деятельность в указанных законодательством сферах.
Федеральный закон относит к ним:
1) оказание предпринимателями ремонтно-строительных услуг;
2) оказание бытовых услуг физическим лицам (ремонт обуви часов, обслуживание автотранспортных средств и т.п.);
3) оказание физическим лицам парикмахерских, медицинских, косметологических, ветеринарных и зооуслуг;
4) оказание предпринимателями услуг по кратковременному проживанию;
5) оказание предпринимателями консультаций, бухгалтерских, аудиторских услуг, обучение и иная деятельность в области образования;
6) общественное питание (деятельность ресторанов, кафе, столовых и т.д.) с численностью работающих до 50 человек;
7) розничная торговля через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки и т.п.;


8) розничная торговля горюче-смазочными материалами;
9) оказание транспортных услуг предпринимателями и субъектами малого предпринимательства с численностью работающих 100 человек;
10) оказание транспортных услуг предпринимателями и предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.

В пределах этого перечня законы субъектов РФ устанавливают сферы предпринимательской деятельности, на которые распространяется единый налог. На каждый вид деятельности налогоплательщику выдается свидетельство по форме, установленной Правительством РФ. Порядок выдачи свидетельства устанавливается законодательными органами субъектов РФ.
Объектом налогообложения является вмененный доход на очередной календарный месяц. Налоговый период установлен в один квартал.
Ставка единого налога составляет 20% вмененного дохода. При этом размер вмененного дохода по видам деятельности и значение его составляющих устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Они же определяют порядок исчисления налога.
Уплата налога производится ежемесячно авансовыми платежами в размере 100%. Налогоплательщик может произвести авансовые платежи и за 3, 6, 9 или 12 месяцев.
Суммы единого налога, уплачиваемые организациями, вносятся в бюджеты всех трех уровней и государственные внебюджетные фонды в установленных федеральным законом размерах.
Суммы единого налога, уплачиваемые предпринимателями, распределяются следующим образом:
• в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты — 75%,
• в государственные внебюджетные фонды — 25% общей суммы налога.
Распределение сумм налога между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами определяются законодательными органами субъектов РФ. Актами этих же органов устанавливаются и льготы. по налогу.
3.6.5. Упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства
Сложность налоговой системы, включающей несколько десятков платежей, вызывает затруднения у малых предприятий в расчетах по многочисленным налоговым платежам, ведении бухгалтерского учета и отчетности в связи с отсутствием на них соответствующих квалифицированных работников. С учетом этих обстоятельств принят Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства*.
* СЗ РФ 1996. № 1. Ст. 15.

К субъектам малого предпринимательства, на которые распространено действие упрощенной системы, отнесены: а) юридические лица (организации) с предельной численностью работающих до 15 человек (включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера), независимо от вида осуществляемой деятельности; б) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели).
Под действие упрощенной системы налогообложения не подпадают организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и др., для которых Минфином РФ установлен особый порядок ведения учета и отчетности.
Каждый из субъектов малого предпринимательства вправе самостоятельно, на добровольной основе избрать для себя упрощенную систему налогообложения, а также возвратиться к общей системе.
Однако организации и индивидуальные предприниматели могут воспользоваться правом перехода на упрощенную систему налогообложения лишь при следующем условии: если в течение года, предшествующего кварталу, в котором подано заявление на упрощенную систему, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда (учитывая размер оплаты труда на первый день квартала, в котором подано заявление).
Упрощенная система налогообложения для организаций состоит в том, что вместо совокупности налогов всех трех уровней (федерального, субъектов Федерации и местных налогов и сборов) уплачивается единый налог, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
Однако переход на упрощенную систему организаций не затрагивает обязанности уплаты следующих платежей: таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (к последним относятся Пенсионный фонд. Фонд социального страхования. Фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования).

Все перечисленные платежи уплачиваются в прежнем порядке.
При переходе на упрощенную систему налогообложения индивидуальных предпринимателей уплата подоходного налога с дохода физических лиц, полученного от осуществляемой предпринимательской деятельности, им заменяется на уплату стоимости патента на занятие этой деятельностью.
Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель считаются субъектами упрощенной системы налогообложения с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация согласно поданному заявлению о переходе на эту систему.



Содержание раздела