d9e5a92d

Что такое валовая прибыль предприятия?




На практике государственные и муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения наиболее часто разделяют прибыль на фонд потребления и фонд накопления. Финансовые фонды, по которым распределяется прибыль предприятия, а также нормативы их образования определяются финансовым планом предприятия или распоряжением руководителя предприятия. Фонд накопления используется предприятием на производственные нужды, а фонд потребления — на предоставление работникам предприятия трудовых и социальных льгот, включая материальную помощь.

Жестких границ между фондами не существует, поэтому предприятие может свободно перераспределять средства фондов и использовать их на первостепенные нужды.
Основные направления использования финансовых фондов предприятия, образованных за счет прибыли, обусловлены действующим законодательством. Так, Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г., определены расходы предприятия, относящиеся на себестоимость и на финансовые результаты деятельности предприятия. Следовательно, все остальные расходы предприятия должны осуществляться за счет прибыли или иных источников финансовых ресурсов предприятия.
Из содержания вышеназванного Положения следует, что из прибыли производятся:
— выплата материальной помощи, надбавок к пенсиям;
— единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда;
— оплата проезда к месту работы транспортом общего пользования за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость продукции;
— оплата путевок на лечение и отдых (п. 7);
— платежи за превышение предельно допустимых норм выбросов загрязняющих веществ в природную среду (п. 2 з);
— представительские расходы при превышении установленных законодательством норм;
— расходы, связанные с содержанием учебных заведений (п. 2 и);
— плата за воду, забираемую промышленными предприятиями сверх установленных пределов (п. 2 б);
— затраты на проведение модернизации оборудования, а также реконструкции объектов основных фондов (п. 2 д);
— затраты по капитальным вложениям, не относимые к освоению новых производств (п. 2 в);
— отчисления в негосударственные пенсионные фонды, на добровольное медицинское страхование (п. 2 р); и др.
Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют полученную ими прибыль по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным государством органом. В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ О порядке планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств) от 6 октября 1994 г. из этой прибыли формируется фонд для выполнения плана-заказа и плана развития завода, а также фонд социального развития. При этом после формирования названных фондов по нормативам у казенного предприятия образуется свободный остаток прибыли, который подлежит изъятию в доход федерального бюджета.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое валовая прибыль предприятия? Из чего она складывается?
2. Что такое себестоимость продукции?
3. Какие затраты предприятия включаются в себестоимость продукции, работ, услуг?
4. Каковы особенности затрат, включенных в себестоимость услуг банков, страховых организаций?
5. Определите источники образования финансовых ресурсов предприятия.
6. Каков порядок формирования валютной прибыли предприятия?
7. Каков порядок начисления амортизации на предприятии? Что такое норма амортизации?
8. Перечислите финансовые отношения, которые имеют место на государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
9. Перечислите все финансовые правоотношения, которые складываются на казенных предприятиях.
10. Перечислите все финансовые правоотношения, которые складываются на государственных и муниципальных унитарных предприятиях на праве хозяйственного ведения.


3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДОХОДОВ

3.1. Понятие, система и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
3.1.1. Понятие и основы правового регулирования государственных и муниципальных доходов
Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате оно располагает своими, т.е. государственными, доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов (республик, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга). Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти.



Помимо этого, собственными доходами располагают муниципальные образования. Это муниципаьные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.
В процессе формирования государственных и муниципальных доходов в распоряжение соответствующих органов привлекается часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, основанного на различных формах собственности — частной, государственной, муниципальной и др. (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ). Помимо этого, государство и муниципальные образования используют для формирования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими в связи с трудовой или предпринимательской деятельностью, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства и муниципальных образований участвуют все звенья финансовой системы.

По материальному содержанию структура государственных и муниципальных доходов — это совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.
Итак, государственные доходы — это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимой для функционирования государственных органов.
Муниципальные (местные) доходы также представляют часть национального дохода и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории.
Государственные и муниципальные доходы находятся соответственно в собственности Российской Федерации, ее субъектов или муниципальных образований. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления.
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды — местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.
Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных доходов, их система, правовой режим.
В связи с преобразованиями в экономике, а также во взаимоотношениях между федеральными органами и субъектами Федерации, развитием местного самоуправления произошло обновление этого законодательства: приняты новые нормативные акты как общего значения по вопросам государственных и местных доходов, так и по конкретным их видам.
К числу актов общего значения относится, в частности, Закон РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации от 27 декабря 1991 г., установивший основные положения относительно главных источников бюджетных доходов — налоговых платежей. С 1 января 1999 г. введен в действие Налоговый кодекс РФ (часть 1), за исключением некоторых статей, в том числе тех,

которые закрепляют новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс (введение в действие последнего еще предстоит). Урегулировано привлечение государственными и муниципальными образованиями заемных средств,* определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций, в том числе предприятиями** и т.д.
* См.: Закон РФ О внутреннем государственном долге Российской Федерации от 13 ноября 1992 г. // ВВС. 1993. № 1. Ст.4; Федеральный закон Об особенностях эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг от 29 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст.

3814.
** См.: Закон РСФСР Об инвестиционной деятельности от 26 июня 1991 г. // ВВС. 1991. № 29. Ст.

1005; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397.

Впоследствии он утратил силу в связи с принятием Федерального закона Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений от 25 февраля 1999 г. // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.


Полномочия субъектов Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определены в законах РФ: Об основах бюджетных прав..., Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации и др.



Содержание раздела