d9e5a92d

Налогообложение предприятия и физических лиц

В этой же статье определено и понятие квартира - жилое помещение, состоящее из комнат и подсобных помещений, которые имеют выходы в места общего пользования (например на лестницу). Таким образом, в статье 16 ЖК РФ через понятие квартира определяется понятие многоквартирный дом.
Управление многоквартирным домом, право собственности на часть помещений в котором зарегистрировано, а на оставшуюся часть нет
Многоквартирный дом, право собственности, например, на 90 процентов квартир которого уже зарегистрировано, а на 10 процентов квартир нет, безусловно, должен управляться и обслуживаться, то есть должны заключаться договоры на его содержание и предоставление коммунальных услуг. Законодательством предусмотрены положения об управлении только полностью сформированным объектом, в котором 100 процентов помещений имеют своих собственников. Специального регулирования процесса управления многоквартирным домом, в котором не оформлены права собственности на часть квартир (на время переходного этапа, пока не оформлены права собственности на часть квартир), законодательством не предусмотрено.

Но если 90 процентов квартир уже имеют своих собственников, то они сами могут принимать решения. Статьей 161 ЖК РФ предусмотрена возможность управления многоквартирными домами тремя способами:
1) непосредственное управление самими собственниками, когда не создается товарищество собственников жилья (ТСЖ) или жилищный кооператив и не привлекается управляющая организация;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Для принятия общим собранием собственников помещений решения о выборе способа управления многоквартирным домом необходимо простое большинство голосов от общего числа голосов, принимающих участие в собрании (ч. 1 ст.

46 ЖК РФ). Общее собрание собственников помещений многоквартирного дома имеет кворум, если в нем участвуют собственники помещений, обладающие более чем 50 процентами голосов от их общего числа (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ).

При отсутствии кворума для того, чтобы годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме состоялось, должно быть проведено повторное общее собрание собственников. На общем собрании каждый собственник помещения обладает количеством голосов, пропорциональным его доле в праве общей собственности на общее имущество в доме (ч. 3 ст. 48 ЖК РФ), поэтому в идеальном случае решение о выборе способа управления домом при единогласном голосовании могут принимать собственники помещений, обладающие более чем 51 процентом долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Для сравнения: принятие решения о проведении ремонта многоквартирного дома принимается большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений.
В случае непосредственного управления многоквартирным домом (п. 1 ч. 2 ст. 161, ст.

164 ЖК РФ) общим собранием собственников жилья решаются такие вопросы, как: с какими организациями заключать договоры на содержание и ремонт дома, предоставление коммунальных услуг, кого нанимать для вывоза мусора и т. д. Затем заключаются договоры с организациями (может быть, одной организацией), одна из которых будет, например, обслуживать инженерные сети, другая - заниматься ремонтом крыш, третья - вывозом мусора и т. п. Подобные договоры имеют двусторонний характер: с одной стороны, они подписываются всеми или большинством собственников (на данный момент) помещений, а с другой - представителями соответствующих организаций (ст. 164 ЖК РФ).

При этом каждый из подписавшихся собственников квартир должен иметь свой экземпляр договора.
Что касается коммунальных услуг, то ЖК РФ предусматривает для этого способа управления несколько иную схему отношений. Договор на предоставление коммунальных услуг заключает каждый собственник в отдельности.

В этом случае так же заключается 2-сторонний договор, но он будет подписываться, с одной стороны, например представителем водоканала, а с другой - одним из собственников помещения жилого или нежилого фонда. Если это муниципальное помещение, то как собственник и сторона договора выступит муниципалитет, если помещение находится в частной собственности физического лица, то - физическое лицо, если организации, то - организация.
Жилищный кодекс Российской Федерации определяет процедуру отношений и для других способов управления. При выборе способа управления управляющей организацией (п. 3 ч. 2 ст.

161 ЖК РФ) все услуги по содержанию, работы по ремонту и коммунальные услуги выполняются и предоставляются только одной управляющей организацией (ст. 162 ЖК РФ). При выборе способа управления уже существующим многоквартирным домом товариществом собственников жилья (ТСЖ) либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 2 ч. 2 ст.



161 ЖК РФ) за содержание и ремонт многоквартирного дома отвечает ТСЖ (кооператив), причем как перед членами ТСЖ (кооператива), так и перед лицами, не являющимися их членами (части 5 и 6 статьи 155ЖКРФ).
Бремя же содержания помещений, которые еще не переданы дольщикам (в нашем примере - 10 процентов), остается лежать на застройщике, несмотря на то, что его права как владельца помещений не зафиксированы. Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) и законом о долевом строительстве установлено, кто и в какой момент несет риски. После подписания акта передачи все риски содержания переходят к дольщику.

Согласно части 6 статьи 4 закона о долевом строительстве риск случайной гибели или случайного повреждения объекта долевого строительства до его передачи участнику долевого строительства несет застройщик. При отношениях строительного подряда риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик (п.

1 ст. 741 ГК РФ).
Помимо этого, для управления вновь построенным домом ЖК РФ также допускает возможность создания товариществ собственников жилья еще до фактического появления самих собственников. В этом случае ТСЖ создают будущие собственники помещений, то есть именно те дольщики, которые финансируют строительство (ст. 139 ЖК РФ).

Решение о создании ТСЖ в строящемся многоквартирном доме должно приниматься на общем собрании будущих собственников, которое проводится в общем порядке, установленном для собрания собственников помещений. Это очень перспективный вариант управления, так как дает возможность создать организацию, имеющую правление и председателя, который будет выражать интересы собственников.

Самое важное то, что такая организация будет участвовать в приемке дома, фиксировать недостатки, вести работу по их устранению и т. д. По мере регистрации прав собственности на жилые помещения члены товарищества будут приобретать статус собственников помещений, и все вопросы, связанные с управлением дома, организацией его содержания, коммунального обслуживания, будет решать товарищество собственников жилья. В перспективе ТСЖ будет заключать договоры с выбранными им организациями относительно содержания, ремонта дома и коммунального обслуживания, в число которых теоретически может войти и застройщик, если для товарищества предложенные им условия окажутся выгодными. Товарищество может заключить договор управления с управляющей организацией.

В этом случае обязательственные отношения возникнут между управляющей организацией и ТСЖ, а собственники, независимо от членства в товариществе, будут иметь отношения с ТСЖ (соответственно членские или договорные).
Надо учитывать важное новое положение ЖК РФ, устанавливающее момент возникновения обязанности собственника жилого помещения в многоквартирном доме вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии со статьей 153 ЖК РФ такая обязанность возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Причем у любого собственника: гражданина, организации, муниципального образования, субъекта Российской Федерации, Российской Федерации.

До заселения жилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, расходы на их содержание и коммунальные услуги несут ее ответствующие органы государственно власти и органы местного самоуправления или лица, которым указанные органы пере дали на это право. Для собственников речь идет об оплате содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома.

Такое имущество возникает только после появления нескольких собственников помещений в многоквартирном доме.
Из этого положения следует, что сложившаяся практика вменения приобретателям квартиры обязанности оплачивать содержание, ремонт жилья и коммунальные услуги с момента получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или с момента передачи квартиры по акту, или вручения ключей не соответствует положению статьи 153 ЖК РФ. В общем случае все подобные расходы должны нести застройщики за счет средств, выделенных на строительство объекта недвижимости.
Если после получения разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию управление его содержанием осуществляет ТСЖ, то его взаимоотношения застройщиком могут складываться непросто. Возможно, застройщик откажется заключить договор с ТСЖ в качестве заказчика (потребителя) и не будет оплачивать расходы на содержание многоквартирного дома (обслуживание лифта, вывоз бытовых отходов и т. п.). Поскольку главное для застройщика - построить квартиры, передать их и приступать к строительству нового объекта, скорее всего, он не будет вступать в товарищество, хотя такой вариант не исключен в случае, если он хочет влиять на принятие решений или намеревается приобрести право собственности на часть квартир.

Если застройщик не стал членом товарищества, то по возмездному договору он должен будет вносить средства на отопление и освещение своих (не переданных) общих помещений, а члены товариществ будут платить взносы. В любом случае застройщик вправе предложить дольщика урегулировать в договоре вопросы распре деления расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Расходов на ремонт дома в принципе быть не должно, разве что застройщик построит некачественный объект, а при получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию этот факт по каким-то причинам не будет выявлен.

Налогообложение предприятия и физических лиц при переходе имущества по договорам дарения и продажи по льготной цене


В настоящее время продажа квартир не облагается налогом на добавленную стоимость (НДС). Такая норма содержится в пакете законодательных актов, призванных содействовать созданию рынка доступного жилья.

Согласно новым подпунктам 22 и 23 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 года 109-ФЗ с 1 января 2005 года не подлежат обложению НДС операции по реализации жилых домов, жилых помещений, долей в них, а также передача доли в праве на общее имущество в многоквартирном доме при реализации квартир. Эти нормы распространяются как на граждан, так и на организации.
Что касается дарения, то 1 июля 2005 года принят Федеральный закон 78-ФЗ О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, который с 1 января 2006 года предусматривает освобождение от налогообложения объектов дарения близким родственникам. В соответствии с этим законом в пункт 181 статьи 217 НК РФ вносятся изменения, согласно которым освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц доходы, полученные в порядке дарения, в случае, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами).

Этим же законом признаны утратившими силу Закон Российской Федерации от 12 декабря 1991 года 2020-I О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения и другие законодательные акты.
На наш взгляд, это очень разумные шаги, так как ранее люди были вынуждены придумывать разнообразные схемы ухода от налогов, чтобы вступить в права наследования или стать собственником квартиры, передаваемой им по договору дарения. Во многих случаях суммы налогов становились непреодолимым препятствием к приобретению прав собственности. Благодаря изменениям в законодательстве родственники сами смогут выбирать, какой вариант решения жилищной проблемы их устраивает больше: через наследование или дарение недвижимого имущества. Например, родители, имеющие двух взрослых детей, хотят, чтобы принадлежащая им квартира отошла одному из детей.

Если квартира будет подарена ему при жизни родителей, то она выбывает из наследуемой массы, и второй ребенок уже не сможет претендовать на эту квартиру. Если же будет написано завещание, и в нем будет указано, что наследует квартиру именно первый ребенок, то второй ребенок может оспорить завещание, поставив вопрос о дееспособности родителей на момент составления завещания или заявить права на обязательную долю наследства, например, как инвалид. Таким образом, истинная воля родителей будет искажена.

Имея возможность выбора, люди смогут свободнее принимать выгодное для них решение.
Надо иметь в виду, что новые собственники жилых домов и квартир после перехода к ним права собственности станут плательщиками налога на имущество физических лиц. Кроме того, при наличии задолженности по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, она погашается в пределах стоимости наследственного имущества (пп. 3 п. 3 ст.

44 НК РФ), то есть наследником.

Передача дома и регистрация права собственности


В буквальном смысле слова передача дома не осуществляется. Большим заблуждением является то, что после завершения строительства дом надо обязательно передавать на баланс.

Это последствия порочной практики социалистического порядка управления жилищным фондом. Как известно, ранее все многоквартирные дома, за исключением домов жилищно-строительных и жилищных кооперативов, являлись государственной собственностью и составляли государственный жилищный фонд. В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса РСФСР находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Позднее государственный жилищный фонд был передан в муниципальную собственность и стал муниципальным жилищным фондом. При этом многоквартирные дома числились на балансе государственных и муниципальных предприятий и учреждений как переданные им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. После начала приватизации и выбытия квартир из публичной собственности соответствующие бухгалтерские проводки, за редким исключением, не делались.

И многоквартирные дома продолжали висеть на балансе государственных и муниципальных унитарных предприятий. Как ни странно, такая ситуация существует в отдельных муниципалитетах по сей день. Новые дома по договоренности застройщиков с органами местного самоуправления передаются на баланс муниципальных управляющих организаций, а последние привлекают в качестве подрядчиков аффилированные с застройщиком организации. Для управления многоквартирным домом передачи на баланс не требуется.

Речь должна идти о предоставлении услуг по управлению и содержанию, а также о выполнении работ по ремонту общего имущества многоквартирного дома на основании возмездного договора управления (ст. 162 ЖК РФ).

При этом допустимо понимание передачи многоквартирного дома как описания состава общего имущества (для установления взаимных обязательств) и фиксации его технического состояния (для определения результатов деятельности по управлению).
На самом деле от застройщика дольщику передается право на конкретный объект, конкретное построенное помещение, в результате которого у собственника помещения возникает право на долю в общем имуществе в многоквартирном доме (ст. 36 ЖК РФ). Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 289 ГК РФ право на долю в общем имуществе в многоквартирном доме возникает только у собственника жилого помещения, а собственники нежилых помещений таким правом формально не обладали. Другими словами, принимая квартиру, любой участник долевого строительства должен принимать не только помещение, в котором он будет проживать или использовать для иных допускаемых законодательством целей (например для сдачи внаем гражданам, торговли, бытового обслуживания потребителей), но фактически и весь дом.

Он имеет право обследовать состояние всех подъездов, крыши, фундамента, лифтов, потому что в каждой составной части дома он имеет свою долю, которая легко вычисляется путем деления площади конкретного принадлежащего ему помещения на площадь всех индивидуальных помещений. Если, например, площадь квартиры владельца составляет, условно говоря, 1 процент от общей площади всех индивидуально определенных помещений многоквартирного дома (то есть за исключением помещений общего пользования, относящихся к общему имуществу), то это значит, что в каждом элементе общего пользования дома 1 процент принадлежит владельцу конкретной квартиры.

Таким образом, даже стена квартиры, находящейся в другом подъезде, на 1 процент также находится в общей долевой собственности владельца конкретной квартиры. Поэтому владельцу следует проверять состояние (принимать) всех элементов дома. Однако многие люди не понимают, насколько это важно, и заботятся только о том, чтобы именно их квартира была хорошо отделана и лишь впоследствии, когда начинается период эксплуатации, а застройщик уходит, начинают замечать существенные недоделки. Какой бы добросовестной и профессиональной ни была комиссия, она не будет осматривать каждый элемент здания так дотошно, как собственники помещения, поэтому есть смысл создавать ТСЖ, привлекать добросовестных и грамотных экспертов для определения качества строительства.

Чем больше требований к застройщику сформулируют эксперты, чем больше шансов, что эти требования будут выполнены застройщиком, тем лучше будет качество дома и тем надежнее и дешевле он будет в эксплуатации.
Регистрация права собственности осуществляется добровольно каждым дольщиком. К сожалению, российским законодательством не установлена обязанность регистрировать право собственности. Например, если человек по акту приема-передачи получил построенное помещение, то он имеет право зарегистрировать свои права в едином государственном реестре прав (ЕГРП), но в принципе он может и не делать этого. В таком случае гражданин ограничит свои возможности распоряжения принадлежащим ему имуществом, но заставить его зарегистрировать права фактически невозможно, хотя это может привести ко многим негативным последствиям для других собственников и управляющей организации.

В частности, в соответствии со статьей 153 ЖК РФ владелец, не оформивший права собственности из-за нежелания или по причине постоянного проживания в другом населенном пункте, не обязан оплачивать содержание и ремонт жилья. Мы уже говорили, что эта обязанность возникает лишь с момента возникновения права собственности.

Может возникнуть и следующая коллизия - в распоряжении гражданина имеется квартира, он ее отремонтировал, живет в ней, ходит по лестнице, пользуется лифтом, мусоропроводом, но обязанности оплачивать содержание дома не возникло, поскольку им не произведена регистрация права собственности. Конечно, добросовестные граждане осуществляют такую регистрацию, поскольку они заинтересованы в закреплении своих прав.
Если лицо, не оформив права и не став собственником, не будет вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, но будет пользоваться жилой площадью, энерго-, водоснабжением и остальными элементами дома, то это фактически будет неосновательным обогащением за счет других лиц, потому что, если, например, 70 процентов жильцов дома платят за обслуживание лифтов, то, значит, 30 процентов жильцов пользуются им бесплатно. Обязательства вследствие неосновательного обогащения урегулированы главой 60 ГК РФ.

Потерпевшими от таких действий могут быть и добросовестные собственники помещений в доме (если управляющая организация будет вынуждена снизить перечни, объемы и качество своих услуг и работ из-за недостаточного финансирования), и управляющая организация (если она будет полностью выполнять свои обязательства перед добросовестными собственниками помещений при недофинансировании). Приобретатель - лицо, которое без законных оснований сберегло имущество (денежные средства) за счет других лиц (потерпевших), обязан возвратить последним неосновательно сбереженное имущество (неосновательное обогащение). При этом ГК РФ не связывает отнесение лица к категории приобретателя с наличием у него права собственности на помещение в многоквартирном доме.

В случае невыполнения этой обязанности потерпевшим надо обращаться в суд с требованием о взыскании с приобретателя необходимых средств.
Когда застройщик возводит многоквартирный дом, то как объект строительства он принадлежит застройщику, поскольку он или строит его самостоятельно, или принимает его по окончании строительства от привлеченного подрядчика. Далее в результате работы по договору (долевого участия либо строительного подряда) застройщик передает квартиры в построенном доме потребителю, и первичное право собственности возникает у того, кто заказывал строительство конкретной квартиры.

В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года 214-ФЗ Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (далее - закон о долевом строительстве), застройщик по заданию участника долевого строительства на основании договора за плату строит объект недвижимости и передает результат работы (в виде конкретного помещения) участнику долевого строительства. Затем участник долевого строительства представляет в подразделение Федеральной регистрационной службы необходимые документы: передаточный акт или иной документ о передаче объекта долевого строительства, а застройщик - разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.



Содержание раздела