d9e5a92d

Выбор эколого-хозяйственных приоритетов как важнейший механизм реализации политики


8.3. Выбор эколого-хозяйственных приоритетов как важнейший механизм реализации политики
Важное место при разработке и реализации местной экологической политики занимает выбор эколого-хозяйственных приоритетов. Может быть рекомендован следующий порядок выбора эколого-хозяйственных приоритетов в муниципальных образованиях:

  1. Выявление и инвентаризация проблемных эколого-хозяйственных ситуаций;
  1. Соотношение проблемных эколого-хозяйственных ситуаций с компетенцией местных органов управления;
  2. Выработка принципов выбора и ранжирования эколого-хозяйственных приоритетов по степени актуальности;
  3. Выявление ресурсных возможностей для решения конкретных эколого-хозяйственных проблем.

Рассмотрим кратко каждое из звеньев этой логической последовательности выбора эколого-хозяйственных приоритетов.
1. Выявление инвентаризации проблемных эколого -хозяйственных ситуаций.
Источник возникновения проблемных эколого-хозяйственных ситуаций во многом предопределяет и периодичность их влияния (возникновения). Они могут быть:

  • постоянно действующими (загазованность и запылённость атмосферы в крупных городах);
  • периодически повторяющимися (циклическими) в виде сезонных разливов рек (их катастрофическими паводками);
  • ациклическими, т.е. не поддающимися строгим временным прогнозам, по вполне предсказуемыми при условии всестороннего учёта совокупности причинно -следственных взаимосвязей и взаимозависимостей пространственно - временных факторов природы и общества.

Приоритетность временных и причинно - следственных характеристик последствий определяется в зависимости от местных экологических, социальных, природных и экологических особенностей, а также их сочетаний. Можно выделить пять ступеней остроты экологических ситуаций:

  1. Относительно удовлетворительная (отражает экологическое положение муниципальных образований, находящихся в приемлемом, нормативном состоянии, когда отсутствуют негативные последствия для здоровья человека, в системе природопользования сохраняется в оптимальном состоянии среда обитания человека);
  2. Напряжённая (характеризует наличие угрозы здоровью людей, общее и частное ухудшение среды обитания

человека, некоторое снижение продуктивности природных ресурсов и изменение режима самовосстановления природных систем, названные изменения выходят за пределы ареалов их возникновения);

  1. Критическая (возникает в случае регулярности нарушения здоровья людей, значительно ухудшается состояние среды обитания человека, быстро нарастает угроза истощения или утраты природных ресурсов, ослабляется функция самовосстановления природных систем, названные изменения выходят за пределы ареалов их возникновения);
  2. Кризисная (характеризуется резким ухудшением здоровья населения, проявляющиеся в нарушении основных функций организма человека, как следствие, резким возрастанием общей и детской заболеваемости, значительным увеличением количества заболевших по основных классам болезней; среда обитания человека непригодной для жизнедеятельности; происходит естественное истощение природных ресурсов).
  3. Катастрофическая (представляет наиболее серьёзную опасность для жизни людей и воспроизводства будущих поколений; самовосстановление природных систем возможно лишь при выпаде их из хозяйственного использования на длительное время; восстановление ресурсноформирующих и градоформирующих функций проблематично даже при значительных природовосстановительных работах; для ликвидации последствий экологической катастрофы требуются колоссальные финансовые затраты).

2. Соотнесение проблемы эколого - хозяйственных ситуаций с компетенцией субъектов управления.
Практики проведения муниципальной экологической политики требуют чёткого и оперативного отбора поступающей информации о постоянно возникающих эколого -экономических проблемных ситуациях, включение их в оперативное, краткосрочное, среднесрочное и долгосрочное
планирование управленческой деятельности, обеспечения плановых периодов ресурсами, а так же всем спектром механизмов реализации этой политики.
3. Принципы выбора и ранжирования эколого-хозяйственных приоритетов по степени актуальности.


Может быть реализована следующая система основных принципов выбора и ранжирования эколого-хозяйственных приоритетов по степени актуальности:

  • сохранение здоровья населения и благополучного состояния среды производства и жизнедеятельности человека;
  • соблюдение количественных и качественных пропорций природопользования, обеспечивающих устойчивое равновесие природных и социально - экономических ресурсов на территории муниципального образования

4. Выявление ресурсных возможностей для решения конкретных эколого-хозяйственных проблем.
Ресурсный потенциал муниципального управления представляет собой совокупность элементов национального богатства, задействованных в местном воспроизводственном процессе. Количественные и качественные характеристики ресурсного потенциала территории во многом предопределяют степень самостоятельности муниципального образования при решении первоочередных и стратегических задач эколого-хозяйственного значения.
Исходя из сущности и содержания местной экологической политики,можно выделить следующие основные задачи:

  • разработку перспективной концепции управления окружающей средой в муниципальном образовании включая региональное использования природных ресурсов;
  • создание действенной системы экологического мониторинга;
  • создание системы административных мер и экономических рычагов обеспечивающих достижение стратегических и тактических целей экологического развития образования
  • оформление системы поощрения общественных и частных инициатив, направленных на улучшение ситуации.

В целом успешное решение экологических проблем может быть достигнуто лишь при согласованной деятельности органов местного самоуправления с органами управления других иерархических уровней и субъектами хозяйствования при чётком определении прав и обязанностей каждого из участников работ по улучшению экологической ситуации на территории муниципального образования.



Содержание раздела