d9e5a92d

Самостоятельность местного бюджета


Самостоятельность местного бюджета гарантируется: наличием собственных бюджетных доходов и достаточным уровнем закрепленных доходов; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; запретом на изъятие свободных остатков средств местного бюджета, полученные в результате увеличения поступлений в бюджет или экономии расходов; возмещением ущерба, нанесенного решениями органов государственной власти и органов местного самоуправлении других местных сообществ.
В доход местного бюджета зачисляются местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и областных налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральным и областным законодательством, а также поступления от приватизации государственного и муниципального имущества, от сдачи муниципального имущества в аренду, от местных займов и лотерей, от внешнеэкономической деятельности, дивиденды от муниципальной доли в уставном капитале предприятий и организаций, дотации, субвенции и другие поступления в соответствии с законодательством и решениями органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют направления использования средств местного бюджета, устанавливают исходя из имеющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений социальной сферы, органов охраны правопорядка и на другие цели, устанавливают за счет собственных средств дополнительные льготы и пособия для отдельных категорий граждан, нуждающихся в социальной защите.
Органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, получают плату от пользователей природными ресурсами, которые разрабатываются и добываются на их территории; получают часть валютной выручки от продажи добываемых на их территории природных ресурсов.
Органы местного самоуправления обеспечивают уровень удовлетворения основных жизненных потребностей населения не ниже минимальных государственных социальных стандартов и несут ответственность перед местным населением за их соблюдение.
3. Порядок регулирования взаимоотношений между областным бюджетом и местными бюджетами рассмотрим на примере Свердловской области.
Взаимоотношения между областным и местными бюджетами возникают в процессе установления органами государственной власти Свердловской области и доведения ими до органов местного самоуправления нормативов и других показателей, в соответствии с которыми средства областных и федеральных налогов распределяются между областным и местными бюджетами либо средства областного бюджета направляются в местные бюджеты.
В области образуется ряд фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию межбюджетных отношений.
1) Областной фонд финансирования муниципальных образований, в котором аккумулируется часть средств областного бюджета, направляемая в местные бюджеты в виде трансфертов, субвенций, дотаций и других выплат, которая формируется за счет доходов от регулирующих федеральных налогов, поступающих в областной бюджет.
2) Областной трансфертный фонд финансовой поддержки используется в целях постепенного выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Муниципальным образованием, нуждающимся в поддержке, признается муниципальное образование, в котором средняя бюджетная обеспеченность по расходам ниже, чем средняя бюджетная обеспеченность по расходам бюджетного района области, в состав которого входит данное муниципальное образование.
3) Областной трансфертный фонд стимулирования образуется в целях обеспечения заинтересованности муниципальных образований — доноров областного бюджета в увеличении собственных доходных источников и укрепления доходной базы как собственного, так и областного бюджета. Стимулируемым муниципальным образованием считается муниципальное образование — донор областного бюджета, если его средние расходы ниже, чем среднеобластной расход муниципальных образований при условии превышения их доходов над расходами.
4) Трансфертный фронд областного центра создается в целях выполнения г. Екатеринбургом функций областного центра. Сумма ассигнований городу, обусловленная его статусом областного центра, рассчитывается по специальной методике, утверждаемой областным законом об областном бюджете на очередной год.


5) Областной фонд субвенций обеспечивает выполнение органами местного самоуправления функций, связанных с реализацией правовых актов федеральных и областных органов государственной власти. Он устанавливается в фиксированной сумме, рассчитанной на основе государственных минимальных социальных стандартов.
6) Областной фонд развития создается в целях обеспечения развития территорий местного самоуправления и определяется ежегодно в суммарном или долевом выражении исходя из возможностей областного бюджета.
7) Областной фонд поддержки особо нуждающихся муниципальных образований — фонд, определяемый абсолютной суммой в пределах разницы между общими расходами местного бюджета предстоящего финансового года и суммой доходной части из всех источников.
8) Фонд финансирования областных программ — сумма ассигнований из областного бюджета на финансирование областных программ, реализуемых на территориях муниципальных образований, не входящая в областной фонд финансирования муниципальных образований и не являющаяся частью местных бюджетов.
С целью бюджетного регулирования выделяется бюджетный район области — часть территории области, включающая несколько муниципальных образований, имеющих близкие природно-географические условия, ресурсный потенциал, уровень социальной инфраструктуры, транспортной доступности до областного центра, финансовых возможностей и численности населения.
В бюджеты муниципальных образований на цели социальной поддержки населения и территории при реализации муниципальным образованием федеральных и областных правовых актов из областного фонда субвенций передается социальная субвенция.
Средства, передаваемые из областного фонда развития областного бюджета на капитальное строительство в бюджет развития муниципального образования, относятся к субвенции развития.
На цели сбалансирования местных бюджетов выделяется дотация особо нуждающемуся муниципальному образованию — сумма выплат из областного фонда поддержки особо нуждающихся муниципальных образований.
На основе исполнения доходной части бюджета муниципального образования в текущем финансовом году, скорректированного на планируемый общефедеральный индекс-дефлятор бюджетных доходов, определяются минимальные доходы местного бюджета. В доходы минимальных местных бюджетов не включаются суммы финансовых средств, переданных органам местного самоуправления на осуществление ими функций государственного управления, на исполнение федеральных и областных правовых актов после базового финансового года, а также ассигнования в бюджеты развития.
Минимально необходимые расходы местных бюджетов представляют собой расходы на обеспечение государственных минимальных социальных стандартов с гарантированным уровнем финансирования бюджетных статей расходов муниципальных образований.
К общим доходам местного бюджета относится сумма доходной части минимального местного бюджета, социальных субвенций, субвенций развития, дотаций особо нуждающимся муниципальным образованиям и других безвозмездных поступлений. Текущие расходы местного бюджета включают часть расходов местного бюджета, предусмотренных бюджетной классификацией на текущее содержание и капитальный ремонт жилищно-коммунального хозяйства, объектов охраны окружающей природной среды, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения и социального обеспечения, науки и культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, органов местного самоуправления и другие расходы, не включенные в расходы развития.
К расходам развития местного бюджета относится часть расходов местного бюджета, включающая ассигнования на инновационную и инвестиционную деятельность, связанную с капитальными вложениями в социально-экономическое развитие территорий, другие расходы на расширенное воспроизводство.
Средняя бюджетная обеспеченность
1) по доходам минимального местного бюджета означает сумму доходной части минимального бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
2) по расходам минимального местного бюджета — это сумма расходной части минимального бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
3) по расходам минимального бюджета по бюджетному району области — это сумма расходной части минимального бюджета бюджетного района области в расчете на одного жителя бюджетного района;
4) по расходам всех минимальных местных бюджетов — это сумма расходной части минимального бюджета всех муниципальных образований области в расчете на одного жителя области;
5) по общим доходам местного бюджета — сумма доходной части общих доходов местного бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования;
6) по общим расходам местного бюджета — сумма общих расходов местного бюджета в расчете на одного жителя муниципального образования.
Субъектом межбюджетных отношений областного бюджета выступает город, район или другое муниципальное образование Свердловской области, доходы и расходы которого непосредственно включаются в состав доходов и расходов консолидированного бюджета области.



Содержание раздела